Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Семья » Родители и дети


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ушинский против Спока
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 11:52 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
Ушинский против Спока (2001-01-14)
Дьякон Александр Шумский

кандидат педагогических наук, директор Православной Николо-Хамовнической гимназии


Знание без любви есть зимнее солнце, которое не оживляет и не возвращает. Итак, аще кто учится, аще учит, с любовию сие да творит - Архиепископ Феофан Полтавский.

КОГДА РЕЧЬ заходит о воспитании, педагогике, то сталкиваешься с таким фактом: большинство людей считает себя здесь крупными специалистами. Им кажется, что их личный, субъективный опыт для этого вполне достаточен, хотя в лучшем случае они прочитали лишь несколько популярных педагогических брошюр. На самом деле перед нами глубокое и опасное заблуждение. Так воспитывать детей не менее опасно, чем лечить людей по адаптированному домашнему лечебнику. Заболевает человек — и его начинают со “знанием дела” пичкать лекарствами, а потом, когда положение больного резко ухудшается, бегут за врачом или вызывают “неотложку”. Но в процессе воспитания все обстоит гораздо сложнее, так как результаты некомпетентного вмешательства проявятся не сразу, а спустя много лет, когда исправить ошибку уже очень трудно, если вообще возможно.

Либеральные реформы, начатые в нашей стране более десяти лет назад, затронули все области нашей жизни, в том числе и сферу воспитания и образования. Реформаторы прекрасно осознают, что их будущее во многом зависит от того, какую систему ценностей удастся привить подрастающему поколению.

Незадолго до перестройки в отечественной педагогике начало распространяться довольно странное явление — новаторство. Продолжается оно и по сей день под названием “авторская педагогика”. Звучит вроде бы красиво. Кто же будет оспаривать ценность новаторства! Оно необходимо в любом деле. Но подлинное обновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традицию. Тогда мы имеем дело с “творческим традиционализмом”. Если же идеей обновления, новаторства прикрываются те, кто преследуют цель девальвировать многовековой духовно-нравственный опыт народа, его предание-традицию, то это уже совсем другое дело.

Так что же такое “авторская педагогика” в исполнении либерал-реформаторов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить множество телепередач, газетных и журнальных статей, где громогласно пропагандировалось педагогическое новаторство. Каков же обобщенный образ новатора-педагога, появившегося в начале перестройки? Это талантливый одиночка, которого не понимает и не принимает косная масса серых советских педагогов. Его, несчастного, гонят, не дают работать и т.д. и т.п. И вот этот “гений” от педагогики, естественно, попадает на TV или на страницы ведущих изданий, где ему создается имидж педагогического диссидента.


Надо сказать, что некоторые “новаторы” производили впечатление психически не совсем здоровых людей. Например, один из них — учитель литературы из Ленинграда (его показывали чаще других) мог вскочить на учительский стол и не своим голосом заорать: “Что делать?! Что делать?!” и сам же себе ответить зловещим шепотом: “Читать “Что делать?”. Потом его как-то резко перестали показывать. Впоследствии выяснилось, что он испытывал повышенный интерес к девятиклассницам, в связи с чем у него возникли проблемы с их папами и мамами.

Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы в средствах массовой информации в начале “эпохи реформ” рассказывали о настоящих тихих, вроде бы незаметных подвижниках школы, которые, преодолевая идеологические и цензурные завалы, находили подступы к детским душам и несли действительно светлое, доброе, вечное, а не диссидентское отрицание и нигилизм. А ведь на них советская школа и держалась. Слава Богу, таких было немало. Нередко они были глубоко верующими церковными людьми или находились на пути к вере. Иногда и у них возникали проблемы с начальством школы, с РОНО и ГОРОНО. Но почему-то ни телевидение, ни другие средства массовой информации ими не интересовались. Почему же? Потому что они руководствовались в своей деятельности подлинной любовью к детям и Родине, потому что в них был истинный русский дух. Потому что они стремились не разрушать советскую школу, а просветлять и облагораживать ее. Да и сами они, по своей христианской скромности, не хотели мелькать и красоваться в популярных программах. Причем такие учителя преподавали не только в Москве или других крупных городах. Нет, едва ли не больше их было на периферии, в глубинке: в Угличе, Кашире, Кимрах, в бедных русских деревеньках. О таких писал В.Г. Распутин в рассказе “Уроки французского”. Да они не только были, они есть и работают за гроши или вовсе не получают зарплаты, но детей не бросают.


Почему-то среди телевизионных педагогических шоуменов не было ни одного, кто исходил бы в своих новаторских идеях из православной традиции, говорил бы о Боге, необходимости веры, педагогике К.Д. Ушинского. Зато о докторе Споке, о докторе Фрейде говорили с упоением и самозабвением. Да это и понятно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал главным признаком развитой личности ее способность самой себе запрещать все то, что противоречит христианской нравственности. На этом принципе строилась вся русская система воспитания.


Да и советская школа, несмотря на атеизм, прививала детям такие качества, как воздержание, жертвенность, стремление к взаимопомощи, воспитывала чувство личной ответственности. Все это, конечно, не сопрягается с понятиями “либерализм” и “реформаторство”.


Иное дело доктор Спок, который, исходя из ложного понимания свободы, считал, что ребенка ни в чем нельзя ограничивать, что он должен разрешать себе почти все, что пожелает. Спок, между прочим, не видел ничего страшного даже в таком пороке, как рукоблудие.


Вожди либерал-реформаторов требовали и требуют от педагогов-новаторов только одного — революционного пафоса разрушения. Им важно не столько разрушить советскую школу как таковую, сколько уничтожить ручейки православной, русской педагогической традиции, которые никогда полностью не иссякали в школе так называемого “застойного периода”. Реформаторов пугало, как бы эти ручейки не слились в полноводную реку. Вот для этого и была придумана “авторская педагогика”. Страх либералов растет по мере усиления влияния на общественную жизнь и воспитание детей Русской Православной Церкви. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время создана целая антиправославная педагогическая система в виде различных авторских лицеев, школ и т.п. со своими программами, учебниками, пособиями. Публикуется множество статей, пропагандирующих антиправославные и вообще антихристианские методы воспитания. Одна целенаправленная сексуализация школ чего стоит!

Или вот такой пример: в одном лицее для детей очень богатых родителей введен следующий порядок: разговаривая с ребенком, педагог должен стоять перед ним на коленях, чтобы ребенок чувствовал, что его уважают. Эту историю поведал один иностранный дипломат, сын которого какое-то время учился в данном лицее. Иностранца страшно поразило увиденное, ибо такого даже у них нет.

Более того, например, в самых привилегированных, супердорогих учебных заведениях Великобритании существует жесточайшая дисциплина, применяются телесные наказания и при серьезном неповиновении богатеньких сынков и дочек выгоняют в шею. Недавно по TV показывали очень интересный английский художественный фильм “Общество мертвых поэтов”, рассказывающий о жизни элитного колледжа. Там есть такой эпизод: провинившегося молодого лорда приводят в кабинет директора, лорд безропотно ложится на диван. Сухой, высокий директор в белоснежной рубашке, нарукавниках, галстуке и круглых очках флегматично, но в то же время очень сильно трижды наносит удар бейсбольной битой по соответствующему месту нарушителя дисциплины. Надежда английской демократии, может быть, будущий премьер-министр говорит директору: “Спасибо, сэр”, и ему в голову не придет пожаловаться высокопоставленному папе. Таковы будни английского элитного учебного заведения.


К сожалению, у идеи о коленопреклонном учителе есть отечественные корни. Обратимся к XIX веку и вспомним одного человека, который считал себя не только великим писателем, что соответствует действительности, но и великим педагогом. Вы, конечно, догадались, что речь идет о Льве Николаевиче Толстом. Он тоже утверждал, что личность ребенка ни в чем не должна ущемляться, подавляться и ему должно быть позволено все, что развивает его свободу. Лев Николаевич был, например, категорическим противником пеленания младенцев. Поскольку, дескать, оно препятствует развитию свободы личности. Интересно узнать, пеленали ли самого автора “Войны и мира”? Так что не знаменитый доктор Спок, а граф Толстой явился первым поборником детской эмансипации.

В Ясной Поляне писатель нередко устраивал “уроки свободы” для детей, которые выглядели так. Собирались гости, приводились дети, которых заранее инструктировал яснополянский “старец”. Инструкция была очень простой: дети имеют право делать со взрослыми все что угодно: пугать, залезать на них, щипать, дергать и т.д. и т.п. И вот что любопытно: дети третировали всех взрослых гостей Льва Николаевича, но самого Толстого обходили стороной. Тот наблюдал происходящее и делал свои “гениальные” педагогические выводы. В этой ситуации поражает не только сам “великий писатель земли русской”, сколько дети, которые тут же смекнули, что хозяина трогать нельзя, иначе он сразу придумает и обоснует совсем другую педагогику, по сравнению с которой директор английского колледжа с бейсбольной битой покажется детской забавой...

МОЖНО ли педагогику без Христа вообще считать педагогикой? На этот вопрос блестяще отвечает К.Д. Ушинский: “...Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди”.

Из этих слов явствует, сколь велики роль и цена православного воспитания и православной педагогики вообще. У нее нет альтернативы. Либо православная педагогика, стоящая на адамантовом фундаменте церковного учения, либо безответственное и злонамеренное экспериментирование с детьми, основанное на духе отрицания и пустоте, т.е. нигилизме. Третьего не дано. Отсюда очевидна мера ответственности православного священника, который по своей природе не только служитель алтаря и проповедник, но и учитель. О просветительской, воспитательной роли православного духовенства замечательные слова находим у А.С. Пушкина в его “Заметках по русской истории XVIII в.”: “...Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства столь же благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических...”

От священнослужителей сегодня по существу напрямую зависит, будет ли православное воспитание играть в обществе заметную роль или нет. И ни один священник, на мой взгляд, не имеет права говорить, что я, дескать, не педагог, у меня другое служение. Не случайно Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своих проповедях, интервью и докладах постоянно говорит об огромном значении православного воспитания детей. К сожалению, эти призывы не всегда находят должный отклик на местах. В XIX веке К.Д. Ушинский говорил о том, что “прежде всего и более всего наше народное воспитание нуждается в людях, способных

http://www.hermogen.ru/page.php?id=4&article=14

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 14:34 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 14:06
Сообщения: 463

Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Бедный Спок!
Он, вообще-то не педагог, а педиатр. И педиатрические советы начинающим мамам вполне нормальные. И никокой пропаганды либерализма. Ради красивого названия его притянули, видимо.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 14:57 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
А кто сказал, что он не педиатр? :?:
Цитата:
доктор Спок

Я, например, согласна с автором (иначе бы и не привела эту статью здесь).
Моя свекровь (невоцерковлённая) после прочтения отдельных глав Спока сказала, что этот бред она читать и тем более применять при воспитании внуков не будет и детям не советует. Ну что это такое? На вопрос что делать с ребёнком, когда тот полюбил биться головой об стенку, он даёт ответ, что всё нормально(!) так и быть должно(!) и как-то там объясняет почему.

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 15:09 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 11:36
Сообщения: 5569
Я как-то от тоски и нечего делать читала Спока. Не помню о чём там писалось, помню, что впечатление осталось, что пишет это больной человек. Там какая-то странная эмоциональность была... Ну даже не знаю как это объяснить...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 15:20 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 14:06
Сообщения: 463

Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Катя писал(а):
А кто сказал, что он не педиатр? :?:
.
Ну как можно противопоставлять педиатра и педагога?! Ушинский-то не педиатр. Некорректно просто. Советы по воспитанию у Спока если и были, то в таком незначителном количестве, что я их просто не помню. А вот что такое крапивница и как выглядит ветряная оспа - пожалуйста. Вряд ли Ушинский об этом писал.

Цитата:
Моя свекровь (невоцерковлённая) после прочтения отдельных глав Спока сказала, что этот бред она читать и тем более применять при воспитании внуков не будет и детям не советует. Ну что это такое? На вопрос что делать с ребёнком, когда тот полюбил биться головой об стенку, он даёт ответ, что всё нормально(!) так и быть должно(!) и как-то там объясняет почему
Неет, не о стенку, а о стенку кроватки (Ваш ребенок не спал "на четвереньках"? Мой спал). Спок говорит, что однозначного ответа на вопрос, почему это происходит, нет. И советует обить кроватку чем-нибудь мягким. Мы, кстати, так и сделали, поскольку сынок с завидной периодичностью падал со своих четверенек :D

А статья, в принципе, правильная. Но, думаю, использовать чье-то имя, даже если оно "американское", надо корректно. Иначе получается "Плисецкая против Доминго".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 15:29 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
Доктор Спок - это целое направление по воспитанию детей в Америке, да и в мире. И Ушинский - это уже не просто педагог, а целая школа воспитания. Вот и протовопоставляются эти направления.

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Ушинский против Спока.
 Сообщение Добавлено: 08 апр 2005, 19:18 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 27 фев 2005, 12:36
Сообщения: 206

Откуда: Москва
Маргарита, я никогда не читала Спока, но когда мне его хотели подарить, я просмотрела оглавление и, по моему, там дело касается очень маленьких детей. С малышами всегда надо быть осторожнее, педиатры в этом разбираются. Я уже говорила об этом в теме "Шлепать или не шлепать". Хотелось бы сказать, что педагогика это наука и надо различать методы воспитания в семье и в коллективе. Надо также учесть, что методы меняются, если ребенок растет в многодетной семье, в полной семье или с матерью-одиночкой. Методы меняются, в зависимости от возрастных особенностей. И. наконец, методы меняются в зависимости от воспитательной задачи. Поэтому рекомендации для учителей отличаются от рекомендаций для родителей и т.д т.п.
P.S.Жаль только, что батюшки в общеобразовательные школы не идут.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: