Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Новоначальных


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2  След.

Читаете ли Вы святых Отцов?
Да 95%  95%  [ 35 ]
Пока рано... 5%  5%  [ 2 ]
Нет 0%  0%  [ 0 ]
Всего голосов : 37
 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О чтении святых Отцов
 Сообщение Добавлено: 25 дек 2004, 03:51 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Святитель Игнатий Брянчанинов
О ЧТЕНИИ СВЯТЫХ ОТЦОВ


Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26, 27).

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела,— они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк. 16, 9)

Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1 Кор. 1, 10).

Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.

Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом,— писания Отцов.

Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.

Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец — святое Евангелие.

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.

Чтение писаний отеческих — родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писания научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельскому, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям. Словом сказать,— спасению и христианскому совершенству.

Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (Преп. Нил Сорский. Правила.) .

Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Опять — эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

Говорил святый Епифаний Кипрский: «Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни» (Алфавитный патерик). Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения, ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтобы отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтобы исторгнуть его из рук наших.

Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии,— Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира,— святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,— мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.
Об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение

Опять приношу тебе, верный сын Восточной Церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит: оно — святых Отцов. Оттуда все мои советы.

Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями.

Истине соприсутствует Дух Святый: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который — ложь и отец лжи.

Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные — святые Отцы[1].

Если ум твой и сердце ничем не исписаны,— пусть Истина и Дух напишут на них заповеди Божии и Его учение духовное.

Если же ты позволил исписать и исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями, не разбирая благоразумно и осторожно — кто писатель, что он пишет: то вычисти написанное писателями чуждыми, вычисти покаянием и отвержением всего богопротивного.

Писателем на твоих скрижалях да будет един перст Божий.

Приготовь для этого писателя чистоту ума и сердца благочестивою, целомудренною жизнию: тогда при молитвах твоих и при чтении священных книг, неприметно, таинственно будет начертываться на скрижалях души закон Духа.

Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви. Этого требует восточная Церковь от чад своих[2].

Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, а судия ее.

Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? — Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.

Они знают, что хотящий получить небесную премудрость, должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее, признать ее, какова она и есть, буйством (Кор. 3, 19).

Земная мудрость — вражда на Бога: она Закону Божию не покоряется, и не может покоряться (Рим. 8, 7). От начала таково ее свойство; такою останется она до конца своего,— когда земля и яже на ней дела, а с ними и земная мудрость, сгорят (2 Пет. 3, 10).

Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра.

Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением и чтения еретических книг (Житие Пахомия. Patrologiae Tomus. 73, cap. 44.). Имея пред очами падение ученнейшего Оригена, искусного в любопрении Ария, красноречивого Нестория и других богатых мудростию мира, погибших от самонадеянности и самомнения, они искали спасения и обрели его в бегстве от лжеучения, в точнейшем послушении Церкви.

Духоносные, святые пастыри и учителя Церковные читали писания богохульных еретиков, вынуждаемые к такому чтению необходимою нуждою всего христианского общества. Они словом сильным, словом духовным обличали заблуждения, возвестили всем чадам Церкви скрытую опасность в еретических писаниях, прикрытую великолепными наименованиями святости и благочестия.

Но мне и тебе необходимо охраняться от чтения книг, сочиненных лжеучителями. Всякому, не принадлежащему Восточной церкви, единой святой, писавшему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя.

Скажи: как возможно позволить тебе чтение всякой книги, когда каждая, читаемая тобою книга, ведет тебя куда хочет,— убеждает соглашаться на все, на что нужно ей твое согласие, отвергать все, что ей нужно, чтоб ты отвергал?

Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной

Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение,— понятий, усвоенных чтением книг еретических!

Не оскорбись, друг мой, на мои предостережения, внушаемые желанием тебе истинного блага. Отец, мать, добрый воспитатель не будут ли страшиться за невинного, неопытного младенца, когда он захочет невозбранно входить в комнату, где между съестными припасами множество яду?

Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет, и часто смерть тела бывает причиною жизни для души; напротив того душа, умерщвленная злом — жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих.

Будет время, предвозвещал святый Апостол, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотных изберут себе учителем, чещеми слухом: и от истины слух отвратят и к баснем уклонятся (2 Тим. 4. 3, 4).

Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим предать христианское совершенство тому, кому нужна еще пища младенцев: не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописию, силою, красотою слога, ни тем, что писатель — будто святый, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами.

Лжеучение не останавливается ни пред каким вымыслом, ни пред каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу.

Лжеучение само по себе — уже обман. Им обманут прежде читателя писатель (Фомы Кемпийского о «Подражании Иисусу Христу», книга 1. гл. 3, кн. 3, гл. 2.).

Признак книги истинно, существенно душеполезный — святый Писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный святою Церковию. Аминь.
Истина и дух

Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнений, которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это — учение лжи и ее наперсников.

Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение[3] и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия.

Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет. Вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10, 17), научает нас Апостол.

Слово Божие — истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118, 86), а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто — ложь, думает услышать голос святой истины?

Хочешь ли услышать его,— услышать духовный голос святой истины? — Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.

Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу — чрез слух и другие телесные чувства! Но это — неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше ниспадение.

Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог — Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, или посредством Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства, и научились всякой истине (Ин. 8, 31, 32; слич. Ин. 16, 13).

Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтоб Святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны были не только звуки слова, но и исцеления недужных, ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтоб мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!

Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати (Ин. 4, 48), упрекал Господь людей чувственных, просивших у Него исцеления телу, и не подозревавших даже, что души их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому нуждаются несравненно более в исцелении и небесном Враче, нежели тела.

И человек сознался пред Господом, что знамения, зримые телесными очами, привели его к вере, привели к зрению умом. Вем говорил он Господу, яко от Бога пришел еси учитель: никто же бо может знамений сих творити, аще не будет Бог с ним (Ин. 3, 2). А человек этот имел ученость земную.

Многие очами видели Спасителя, видели его Божественную власть над всею тварию в творимых Им Чудесах; многие ушами своими слышали Его святое учение, слышали самих бесов, свидетельствующих о Нем; но не познали Его, возненавидели Его, посягнули на ужаснейшее злодеяние — на богоубийство. Так глубоко, так страшно наша падение, наше омрачение.

Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтоб познать говорящего в нем Бога. Глаголы живота вечного имаши, Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде человека, и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6, 68, 69).

Вещает Само — истина: Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31, 32). Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая истина.

Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется силою свыше (Лк. 24, 49): егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 13).

Если же прежде явственного пришествия Святого духа — удела святых Божиих — кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете яко бози (Быт. 3, 5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!

Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу — великое счастие.

Высшего счастия,— счастия слышать истину от самого Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось (Мф. 9, 17), а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне (Лк. 18, 7). И не представляет мне в снедь сильного духовного брашна (Кор 3, 2).

Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника (Мф. 8, зач. 25).

Говорили сыны Израиля святому вождю своему и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от которого раждается в человеке сознание и познание ничтожества человеческого: Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не умрем (Исх. 20, 19). Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христианину: предохраняется христианин таким сердечным залогом от душевной смерти, которою поражает самообольщенных гордость и дерзость их. В притивоположность истинному христианину, этому духовному израильтянину, вопиет в исступлении самообольщенный: «Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтоб нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков: говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня» (Подражание, кн. 3, гл. 2).

Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях пречистого, Пресвятого Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом (Подражание, кн 3, гл 1).
Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88, 8), говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия(Ис. 6). Человек! благоговейно прикройся смирением.

Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания, или чтения, и исцели отрока, то есть, тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами.

Нет другого доступа к Истине! Како уверуют, говорит Апостол, его-же не услышаша? како же услышат без проповедующаго? Вера от слуха, слух же галголом Божиим (Рим. 10, 14, 17). Замолкли живые ограны Святого духа: проповедует истину — изреченное Святым Духом — Писание.

Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? — Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни: потому что только чистые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею, Святого духа. Аминь.
[1] «Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг... Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина книга первая, статья о рассуждении. Доброт. ч. 3.
[2] При совершении таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических? Требник.
[3] Выше сказано, что так назван святыми Отцами извечный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 25 дек 2004, 07:00 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 ноя 2004, 21:55
Сообщения: 985

Возраст: 47
Откуда: Орехово
Вероисповедание: Православный, МП
Анна, а что есть и такие,которые считают что им рано читать святых отцов? а пачиму?
пусть объяснят


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 25 дек 2004, 12:05 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 ноя 2004, 21:55
Сообщения: 985

Возраст: 47
Откуда: Орехово
Вероисповедание: Православный, МП
Лидия писал(а):
Святых отцов читать трудно, ИМХО. Жития святых легче.
Ну какой смысл читать в Добротолюбии "О молчании" или нестяжании? ".

Мне очень помогают темы о нестяжании, они сразу в сердце столько ложных целей отсекают.
А молчание (которое у И.Лествичника называется причащением разума) еще больше в жизни дает.
Но вот парадокс-читать жития мне трудно,приходится заставлять себя


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 дек 2004, 01:33 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Слепой писал(а):
Анна, а что есть и такие,которые считают что им рано читать святых отцов? а пачиму?
пусть объяснят


На форуме патриаршем молодежном есть такие. Они "пока" читают Кураева. Примерно из этого и родился этот вариант ответа. :D :D :D

Патаму :), что (они говорят), что надо "умом продраться сквозь время" (по-моему это даже точная цитата или почти). ЧТо отцы уже так далеко-далеко... что и пользы нет от них. Это я так поняла то, что там написал один человек. Зайдите, гляньте. Тема "Проходя мимо церковной лавки".


Последний раз редактировалось АнечкаОл 26 дек 2004, 01:43, всего редактировалось 3 раз(а).

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 дек 2004, 01:38 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Лидия писал(а):

Ну какой смысл читать в Добротолюбии "О молчании" или нестяжании?


Конечно, там есть и то, что конкретно относится к монахам. Но, взять молчание. Молание - это ведь состояние души. Это не то, что бы просто "не разговаривать ни с кем". Хотя начинается с этого примерно :)
Вот мы, когда читаем молитвослов у нас будто бегущая строка в голове... Обо всем подумать успеваем :) Что такое молчание? Это когда, что бы вокруг не происходило, молитва внутри тебя, Лидочка, громче всего!

Я как-то читая Добротолюбие (я его далеко не все читала, только некоторые вопросы), поняла, что мы его часто читаем сами того не зная. Просто все цитаты, отрывки, отдельные книги этих отцов... изданы и встречаются в проповедях, в мыслях тех, кто уже впитал эти духоносные книги Добротолюбия.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 26 дек 2004, 21:50 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 12:02
Сообщения: 4782

Возраст: 48
Откуда: Николаев
Вероисповедание: Православный, МП
а есть еще такие, которые не доросли современных авторов, поучительные статьи священников или А.Кураева читать... :oops: а Св. Отцов читают.
:)

_________________
Радостей,, оказывается, еще больше, чем микробов!(с)


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 дек 2004, 01:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Лиза(Анна) писал(а):
а есть еще такие, которые не доросли современных авторов, поучительные статьи священников или А.Кураева читать... :oops: а Св. Отцов читают.
:)


И правильно. Порой, что бы правильно понять о.диакона и надо уже иметь "базу" в себе. А то наслушаются, поймут по-своему и вперед с шашкой! У меня такой пример есть. Ему о трезвении и покаянии скучно. Зато о.диакон - "вперед!". Все намеки на то, что о.диакон не духовник, а миссионер, ни к чему не приводили. В результате - третий год, а воз ни с места.

Или Вы имеете ввиду уж совсем замысловатые "трактаты" там всякие? :) Даже и тут, думаю, ничего страшного. Господь ведь нас пасет! Главное - доброе намерение иметь!

Без этого доброго намерения некоторые даже Евангелие по-своему трактуют, скажем мягко.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 дек 2004, 01:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Лидия писал(а):
А можно еще также про нестяжание и целомудрие?


Лида, целомудрие и нестяжание в миру это не то же, что в монастыре. Если глава семьи займется нестяжанием и перестанет кормить, одевать семью, что получится? Получится грех, наверное. Посему, настоящее "нестяжание" в миру , это скорее всего это когда человек выбрасывает самое для него дорогое --- "самолюбие".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 дек 2004, 12:34 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
это скорее всего это когда человек выбрасывает самое для него дорогое --- "самолюбие".
:idea:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 дек 2004, 14:12 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Лидия писал(а):
Святых отцов читать трудно, ИМХО.
Может и трудно. Зато как хорошо потом, когда поймешь ту простую мысль, что ими до меня (несмышленыша в вере) - конкретно и предназначалась с разъяснениями...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 дек 2004, 21:53 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 ноя 2004, 21:55
Сообщения: 985

Возраст: 47
Откуда: Орехово
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
На форуме патриаршем молодежном есть такие. Они "пока" читают Кураева. Примерно из этого и родился этот вариант ответа. :D :D :D
".

Анна, енто вы сами себе смиряете, али меня позорить соизволили?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 янв 2005, 06:11 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2005, 11:27
Сообщения: 540

Возраст: 39
Слепой писал(а):
Анна, а что есть и такие,которые считают что им рано читать святых отцов? а пачиму?
пусть объяснят

Я как раз отношусь к той категории людей, которые считают, что им пока рано читать святых отцов, ну не доросла я до них. :oops:
Читая подобную литерату я впадаю в уныние, :( начинаю думать, что так ничего и не достигну в духовном плане :cry: , уж больно это трудно. Будто бы меня призывают из первого класса перейти в девятый.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 фев 2005, 20:57 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
В уныние впадают не чтения от святых отцов, вот уж точно. :)

Уныние - смертный грех. А Вы говорите, что святые отцы Вас своими рукописями на него толкают... Ну прям что-то не то... :roll:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 фев 2005, 21:07 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Никто не говрит, что с первого раза можно уразуметь все святоотеческое творение. Сколько живем - столько и разумеем. Причем каждый раз, в зависимости от состояния и опыта - снова.

Да и не надо наверное ставить условие такое - вот де понять святого отца. Есть вопросы? Ну и найди на них ответ. ЧТо ж себя заставлять читать то, что выше ума?

Цитата:
) Почему же, возлюбленные мои, можем мы ощущать благодатный дар, если найдены неспособными к воздаянию? Потому, что мы имеем силу стремиться к сему; ибо, хотя природа не в состоянии воздать чем-либо, поелику все недостойно Слова; однако можем же мы выразить благодарность тем, что пребудем в благочестии. А когда наипаче можем мы пребыть в благочестии? Тогда только, если веруем в Бога, дарующего нам все по Своему человеколюбию. Таким образом, даже при уверенности, что мы соблюдаем закон и исполняем заповеди, мы не можем считаться исполнившими долг благодарности, если на деле преступаем закон и делаем то, что достойно ненависти; ибо благодарного любит Бог. (Пребываем в благочестии мы тогда), когда души наши предаем Господу, по примеру святых; когда мы окончательно решаемся жить более не для себя, но для Господа, претерпевшего за нас смерть, как поступал блаженный Павел, сказавший так: Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19, 20).

Пятое праздничное послание святого Афанасия Великого


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2005, 00:19 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17048

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Анна, Вы, может быть помните, кто-то говорил, что если отцов не читать, то от современников, пусть даже свт. Игнатия, какие-то духовные недоразвитости, что ли получаются... В сторону уныния. Хоть убейте не помню, кто и где сказал :(

Фуделя очень рекомендую, Путь Отцов и другое - выдержки из Добротолюбия и вообще - очень хоршо и трезво пишет


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2005, 01:09 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Я читаю в основном ранних Отцов Церкви:свв. Игнатий Богоносец, Климент Римский, Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Григорий Чудотворец, Тертуллиан, Юстин Философ, Афинагор Афинянин, Ипполит Римский и т.д.
Хотя и более поздних тоже читаю. Меня главным образом интересуют упоминания об иерархии, литургии, изображениях, обрядах и порядке совершения таинств в древней Церкви, так как я веду полемику с сектантами протестантского толка.

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 15:15 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Пока все эти знания не переживешь, все равно они будут знаниями, а не опытом. А значит только внешним. Это как в школе - пока учишься, не можешь понять зачем все это нужно? А потом, когда уже вышел из школы и поступил в институт - вдруг осознаешь для чего арифметика, география, чтение...

"Лествица", "Невидимая брань", "Авва Дорофей", а после и Добротолюбие - вот книги, которые помогают в краткое время каждому стать добрым богословом, не изучая множества богословских творений отцов. Хотя и последнее, если ко времени духовному, что хорошо.

И одно дело, когда это все необходимо ради занятия какого-то... А если человек берется изучать ранних отцов, не прочитав свт.Игнатия, свт.Феофана, вышеназванные книги, то что же получается? Получается, что знание надмевает, а любовь научает. Наоборот все получается. Как если бы человек ходил по огороду с лопатой и говорил, что картошку сажает, а на деле ни одной картофелены в ямку и не упало.

Не так важно (хотя и важно) знание, когда есть любовь, которая вкупе с молитвой дает на многие вопросы ответы, которые (что самое важное) Господь милостию Своею неизреченной и вкладывает в сердца вопрошающих. И получается доброе дело.

Разве не так?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 15:24 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17048

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
И одно дело, когда это все необходимо ради занятия какого-то... А если человек берется изучать ранних отцов, не прочитав свт.Игнатия, свт.Феофана, вышеназванные книги, то что же получается? Получается, что знание надмевает, а любовь научает.


Что-то я Вас не понимаю. Получается, прп. Серафима Саровского не было шансов спастись? Без кир Игнатия и кир Феофана? :) Конечно, я читал Дневники иером. Никона (Беляева), где он приводит слова прп. Варсонофия Оптинского, что, мол, без кир Игнатия современному монаху спастись затруднительно. Однако говорить, что само по себе богословие Учителей Церкви ущебрно, так как надмевает, мне кажется, неправильным
(Вспоминаю нашу дискусси про Устав - улыбаюсь :) )


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 15:51 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
И впрямь не понимаете. Читайте внимательнее, а то выходит по Вашему, что прп.Серафим и Лествицы не знал и Добротолюбия.

Можете перечитать мое сообщение снова - оно адресовано в основном Кириллу.

Кратко: творения Святых Отцов читать необходимо, т.к. это Святое Предание, которое помогает нам ВЕРНО понимать Святое Писание. Это то, на чем стоит наша Церковь.

Прп.Серафим читал очень много. Говорить, что он что-то читал, а что-то нет - странно.

Наше спасение - в воле Божией. Самому только человеку спастись не возможно. Поэтому, когда говорят, что спасутся православные - поправляют, что спасутся те, кого Господь спасет.

Цитата:
Однако говорить, что само по себе богословие Учителей Церкви ущебрно, так как надмевает, мне кажется, неправильным


Такой бред меня миновал, к счастью.


Последний раз редактировалось АнечкаОл 05 фев 2005, 16:04, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 16:01 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17048

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
Прп.Серафим читал очень много. Говорить, что он что-то читал, а что-то нет - странно.

Наше спасение - в воле Божией. Самому только человеку спастись не возможно. Поэтому, когда говорят, что спасутся православные - поправляют, что спасутся те, кого Господь спасет.

1 - Игнатия (Брянчанинова), Феофана (Говорова) и даже Фуделя - прп. Серафим точно не читал :)
2 - Но и без произволения человека спасение не возможно?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 16:06 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Пустое. Не хочу отвлекаться от темы. Потрудитесь перечитать мои топы с тем, что бы понять их и вопросы Ваши же ко мне изчезнут.

Подсказка: я отвечала Кириллу, а не рассуждала о нужности или не нужности чтения Святых Отцов.

Цитата:
1 - Игнатия (Брянчанинова), Феофана (Говорова) и даже Фуделя - прп. Серафим точно не читал

И что? Я это не знаю по-Вашему?
Цитата:
2 - Но и без произволения человека спасение не возможно?

Ну да.

О чем я писала?

Цитата:
...но знание надмевает, а любовь назидает.
2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.


О том, что встречается мода на чтение ранних отцов. Я не говорю о Кирилле - его топ мне только напомнил о том, на что я уже обращала ранее внимание. Я писала о разнице между опытом и знанием. И что каждой книге - свое время.

Сегодня стало развито "популярное богословие" - почему? Потому что кич знанием есть. Мол, вот я прочитал. И что? И что из того, что прочитал? Бывает, что скажет так человек, а ты думаешь, уж лучше и не читал бы, потому что будто в осуждение прочел.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 16:27 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Кирилл писал(а):
Я читаю в основном ранних Отцов Церкви:свв. Игнатий Богоносец, Климент Римский, Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Григорий Чудотворец, Тертуллиан, Юстин Философ, Афинагор Афинянин, Ипполит Римский и т.д.
Хотя и более поздних тоже читаю. Меня главным образом интересуют упоминания об иерархии, литургии, изображениях, обрядах и порядке совершения таинств в древней Церкви, так как я веду полемику с сектантами протестантского толка.



Кирилл, вот у меня вопрос к Вам как к "профи" :) а не встречалили Вы такого, что удобнее протестантам объяснять что-то по творениям именно западных богословов (ранних)? К примеру, известно, что западные и восточные отцы еще до разделения Церкви имели свои "особенности", влияние культур и проч? Или напротив? Или это вообще надумано и нет никакой закономерности?

И еще, не используете ли Вы творения протестантских богословов? Я знаю, что есть некоторые (большим числом из обновленцев, но и из ортодоксов некоторые, я слышала (только слашала), которые используют их работы.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 22:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
НЕт, я основываюсь только на православных отцах и Библии. Остальное воспринимаю как ересь.

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 фев 2005, 22:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
Кирилл писал(а):
Я читаю в основном ранних Отцов Церкви:свв. Игнатий Богоносец, Климент Римский, Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Григорий Чудотворец, Тертуллиан, Юстин Философ, Афинагор Афинянин, Ипполит Римский и т.д.
Хотя и более поздних тоже читаю. Меня главным образом интересуют упоминания об иерархии, литургии, изображениях, обрядах и порядке совершения таинств в древней Церкви, так как я веду полемику с сектантами протестантского толка.



Кирилл, вот у меня вопрос к Вам как к "профи" :) а не встречалили Вы такого, что удобнее протестантам объяснять что-то по творениям именно западных богословов (ранних)? К примеру, известно, что западные и восточные отцы еще до разделения Церкви имели свои "особенности", влияние культур и проч? Или напротив? Или это вообще надумано и нет никакой закономерности?

И еще, не используете ли Вы творения протестантских богословов? Я знаю, что есть некоторые (большим числом из обновленцев, но и из ортодоксов некоторые, я слышала (только слашала), которые используют их работы.

Вообще, еще святитель Игнатий Брянчанинов писал, что богодухновенными являются все творения латинских отцов, написанные до 1054 года. Но уже сочинения Бернарда Клервосского, жившего на рубеже 11-12 веков, несут на себе следы прелести. Протестантская теология формировалась на основе рационалистической католической теологии и поэтому не имеет ничего общего с православным богословием.
И никакой разницы нет между латинским и греческим православным богословием. Ведь и то и другое создавалось под воздействием Святого Духа. Разве мог Святой Дух греческим отцам говорить одно, а латинским другое? В любом случае они взаимодополняли друг друга, составляя единое православное богословие.
При полемике с протестантами, которые настаивают на том, что в 4 веке Церковь "развратилась", приняла много языческих элементов, важно им указать на то, против кого боролись первые протестанты. Против католиков, против католического властолюбия, юридизма, жестокости. Что собой представляла Западная Европа в момент появления протестантизма? Свирепствовала инквизиция, в самом разгаре была знаменитая "охота на ведьм", когда в целых местностях вообще не оставалось женщин--все они были сожжены. Папский двор утопал в открытом разврате, обогащаясь за счет продажи индульгенций, прощавших за деньги все самые тяжкие совершенные и даже будущие грехи. В Риме открыто торговали должностями епископов. Мартин Лютер, сам пройдя на собственном опыте католический путь "спасения" через добрые дела, убедился в недостаточности этого опыта. Выход из тяжелого душевного кризиса он нашел в самостоятельном чтении Библии(чтение Библии под страхом смерти с 13 века было строго запрещено всем католикам-мирянам и простым монахам). Естественно, что то, что было написано в Библии, резко контрастировало с тем, что Лютер видел вокруг. Трагедия Лютера заключалась в том, что он, оторванный от живоносного православного источника, вынужден был сам что-то создавать, создавать реформированную церковь на основе жизни первых христиан. Как-то раз я попросил своего друга-католика прочитать католическую молитву святому, имя которого носишь. Когда он прочитал, я сразу понял, почему Лютер выступил против почитания святых. К святым католики обращаются так, как мы обращаемся только к Господу Богу. То же самое обстоит и с иконами. С15 века в католическую иконопись проникают античные образы, и Христа, Богородицу, святых начинают изображать, как античных богов и героев.
На все это необходимо указать протестантам и еще на то, что ПРавославная Церковь не есть разновидность католической, как думают многие протестанты. Это истинная Церковь Христова, в которой никогда не было инквизиции, индульгенций, у нас никогда не запрещали читать Библию мирянам, мы не обращаемся к святым, как к богам. И протестант, понявший это, принимает Православие.

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 фев 2005, 03:09 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Сердечно благодарю!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 фев 2005, 14:45 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
Сердечно благодарю!

Всегда пожалуйста!

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08 фев 2005, 00:47 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
AnnaOl писал(а):
Пока все эти знания не переживешь, все равно они будут знаниями, а не опытом. А значит только внешним. Это как в школе - пока учишься, не можешь понять зачем все это нужно? А потом, когда уже вышел из школы и поступил в институт - вдруг осознаешь для чего арифметика, география, чтение...

"Лествица", "Невидимая брань", "Авва Дорофей", а после и Добротолюбие - вот книги, которые помогают в краткое время каждому стать добрым богословом, не изучая множества богословских творений отцов. Хотя и последнее, если ко времени духовному, что хорошо.

И одно дело, когда это все необходимо ради занятия какого-то... А если человек берется изучать ранних отцов, не прочитав свт.Игнатия, свт.Феофана, вышеназванные книги, то что же получается? Получается, что знание надмевает, а любовь научает. Наоборот все получается. Как если бы человек ходил по огороду с лопатой и говорил, что картошку сажает, а на деле ни одной картофелены в ямку и не упало.

Не так важно (хотя и важно) знание, когда есть любовь, которая вкупе с молитвой дает на многие вопросы ответы, которые (что самое важное) Господь милостию Своею неизреченной и вкладывает в сердца вопрошающих. И получается доброе дело.

Разве не так?

Дорогая Анна! Из Ваших сообщений получается, что в творениях ранних отцов делается акцент на знание, в то время как у более поздних--на любовь. Сразу видно, что Вы не читали ранних отцов.
Вот например, цитата из Послания св. Игнатия Богоносца к Магнезийцам:
"Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания.

Такие люди не имеют признака христиан ­ любви, и не умервщляют своих страстей. И так как все имеют конец, то одно из двух принадлежит нам, смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место. Ибо есть как бы две монеты, одна Божья, другая мирская, и каждая из них имеет на себе собственный образ, неверующие ­ образ мира сего, а верующий в любви ­ образ Бога Отца чрез Иисуса Христа. Если мы чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас."
Разве эти слова не созвучны тому, что писали более поздние подвижники? И я думаю, что нужно начинать с чтения именно ранних отцов, а потом уже переходить к более поздним, таким, как св. Григорий Палама или Григорий Синаит, или Василий Великий или Кирилл Александрийский(мой небесный покровитель).

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08 фев 2005, 07:45 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Кирилл писал(а):
И я думаю, что нужно начинать с чтения именно ранних отцов, а потом уже переходить к более поздним, таким, как св. Григорий Палама или Григорий Синаит, или Василий Великий или Кирилл Александрийский(мой небесный покровитель).

А я вот думаю, что с аввы Дорофея. И не раставаться с этой книгой вовсе.
Одно дело Вы изучаете православное учение, догматику, другое читаете Отцев для совершенствования в духовной жизни. Надо, я думаю, совмещать эти два вопроса.
Конечно, учения ранних Отцев преисполненно любви. Но оно не совершенно в полноте христианского учения. Какие то моменты изложены с простотой и убедительностью ранних христиан, какие то просто не вписываются в устоявшуюся православную доктрину, часто ошибочны. Это только наметки учения.
Все таки писания времен Соборов - более адекватны.
Из того же Климента или Тертуллиана можно такого понабраться, что потом долго будешь "правду искать". :D
Или римские отцы - абсолютно иная традиция богословия.
Возмите Августина или Киприана Карфагенского с их уже нарождашимся западным юридизмом.

Это я думаю все для "продвинутых" хорошо почитать.
А у нас, помимо классики - Златоуста, Лествицы, Григория Богослова, Дамаскина и проч. - есть и наши Великие: Феофан, Игнатий, Филарет московский - разве мало этого?

Ну а для особых каких целей, борьбы с сектами или папизмом, конечно список авторов другой, включая откровенных еретиков.
Этo же вопрос специальный.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 фев 2005, 00:31 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 00:11
Сообщения: 326
Цитата:
Рим.10, 9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься,

Как видно всем, нет никакой связи спасения с "чтением святых отцов", а, тем более, живших в какой-то там особый период:
Цитата:
Гал.2, 6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более;


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 фев 2005, 00:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2005, 02:32
Сообщения: 2655

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Ну почему же, есть. Святые Отцы учили тому же, чему учили Господь Иисус Христос и апостолы, и действительно, не нужно их разделять по периодам, так как Святой Дух не ограничен временем.

_________________
"Праведник яко финик процветет" (Пс.91:13)

Ora pro nobis, Sancta Dei Genetrix!


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: