Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Новоначальных


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 105 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 02 фев 2009, 23:42 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Александр_1970 писал(а):
Хи-хи...


Приходится повторять...
Цитата:
"Гордость - вершина зла, - говорит святой Иоанн Златоуст. - Для Бога ничто так не отвратительно, как гордость. Поэтому Он еще изначала все так устроил, чтобы истребить в нас эту страсть. Из-за гордости мы стали смертными, живем в скорби и печали: из-за гордости жизнь наша протекает в муках и напряжении, обремененная непрестанным трудом. Первый человек пал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу"


Цитата:
"На самом деле, - говорит Иоанн Дамаскин, - для человека не было бы полезным получить бессмертие до того, как он был искушен и опробован, ибо он мог возгордиться и подпасть одинаковому с дьяволом осуждению (1Тим.3:6), который по произвольном падении, по причине своего бессмертия, бесповоротно и неотступно утвердился во зле; тогда как Ангелы, поскольку они добровольно избрали добродетель, непоколебимо благодатью утверждены в добре. Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушен, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие как награду за добродетель. В действительности, будучи по естеству своему нечто среднее между Богом и веществом, человек, если бы он избежал пристрастия к сотворенным предметам и соединился любовью с Богом, сохранением заповеди утвердился бы в добре непоколебимо"


Остаётся только выяснить, откуда взялась гордость.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 фев 2009, 00:14 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Сергеич писал(а):
Как же может быть свободным и полноценным выбор, в условиях неполноты опыта? Если нехватало опыта, то Адам был был ограничен в выборе, значит он небыл свободен, значит у него небыло вариантов.

Так как же Адам может быть виноват, если выбор его был ограничен отсутствием опыта?


А если рассудить так:

Человек живёт на острове. Всего - вдоволь. Даже мухи не кусают. Плавать не умеем, даже в воду не лезем - зачем? Не жарко, не холодно, ну, если разве умыться? Короче - живём, наслаждаемся, дышим воздухом - гармония полная! Кстати в воду не лезем ещё и потому, что слышали, будто под водой дышать нельзя - помрёшь.

И вот в один прекрасный день вылезает из под воды на берег краб. Или - черепаха. Или змей морской. И говорит, мол, ты чего тут сидишь? Там в море под водой такое! Всё по-другому. Есть фабрика по производству всего, что ты видишь, и ещё чего захочешь. И враньё, что там дышать нельзя - я же дышу! Тока рук у меня нет - делать ничего не могу, а ты....! Там будешь настоящим царём, творцом, а не пользователем!

И что человек? А если ещё и человек этот - женщина? Нырь!!!

И где тут ограничение свободы, или неполнота свободы? Всё в твоих руках. Знал, что нельзя - знал. Знал, что помрёт? Знал. Знал, но теоретически. Он же не Бог! Если бы его уже один раз откачали - больше бы не полез...

Любовь Бога бесконечна и беспредельна, и понять её нам невозможно. И всё, что с нами происходит, то есть результаты и последствия наших действий и поступков - все по промыслительному действию и устроению Божию. И в себе нам прежде всего надо копаться - искать корень. Это мои мысли просто. Корня я не нашёл. Да и не найду. Душа видит истину по силе жития... Эх, житие мое!... А кто находил по милости Божией, и мог его вырвать - достигали Царствия Божия ещё на земле.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 фев 2009, 04:42 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Павел МГ писал(а):
Если бы его уже один раз откачали - больше бы не полез...


Если Адаму что бы принять правильное для себя решения был необходим негативный опыт, которого у него небыло, значит его выбор небыл полноценным. Значит он не виноват.

Это отмазки, как правильно сказал Александр.

Павел, мы пошли по третьему кругу.

Причина нашего с Вами непонимания не в логических доказательствах или недостатке примеров, а в том, что я хочу верить в одно, а Вы хотите - в другое.

Для себя считаю разговор исчерпаным.
Спасибо за интересную тему.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 фев 2009, 08:54 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 23859

Возраст: 53
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Павел МГ писал(а):
Александр_1970 писал(а):
Хи-хи...
Приходится повторять...
Павел, мы читаем одни и те же слова, но понимаем их совершенно по-разному, Вы обратили внимание?

Цитата:
"На самом деле, - говорит Иоанн Дамаскин, - [i]для человека не было бы полезным получить бессмертие до того, как он был искушен и опробован, ибо он мог возгордиться и подпасть одинаковому с дьяволом осуждению (1Тим.3:6), который по произвольном падении, по причине своего бессмертия, бесповоротно и неотступно утвердился во зле; тогда как Ангелы, поскольку они добровольно избрали добродетель, непоколебимо благодатью утверждены в добре. Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушен, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие как награду за добродетель.

Да, но отсюда однозначно следует, что для того, чтобы человек мог получить бессмертие, он должен был преодолеть искушение, явив послушание Богу.
И вовсе не следует, что он должем был сделать, как Вы говорите, "нырь", умереть и быть спасенным.

Опять же и Златоуст. Его прекрасно можно понять так, что гордость - причина смерти. Смерти духовной. Для того, чтобы человек мог жить - гордость должна быть истреблена. Поэтому, см его слова, Бог изначально все так устроил, чтобы ее истребить. Обратите внимание, что говорит Златоуст о том, как это было сделано - Из-за гордости мы стали смертными, живем в скорби и печали: из-за гордости жизнь наша протекает в муках и напряжении, обремененная непрестанным трудом. Итак, согрешив, человек не умер духовно раз и навсегда, как ангелы, а получил смерть физическую, и притом в рассрочку, то есть болезни, страдания и все прочее, что удобно истребляет в нас гордость. Ты гордишься? смотри, ты мертвый. Ты прах, и в прах уйдешь, нечего тебе гордиться. Смотрите, это же русским по белому написано.

Но Вы жирненьким выделяете одно, я другое. Ваше выделение:

Первый человек пал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу - И логика: то есть, человек пал потому, что был горд. То есть, гордость явилась причиной падения человека. Нет, говорю я, научитесь различать причину и повод. Человек был сотворен без изъяна, свободно выбрал грех (выбрал быть гордым) и став гордым, был увлечен гордостью своею в бездну. Поэтому да, пал от гордости. Но не был сотворен гордым.

Павел МГ писал(а):
Остаётся только выяснить, откуда взялась гордость.
Ага, и для этого нужно научиться правильно думать. Суть этого в том, что надо исключить неправильные мысли. Бог, как известно, зла не творил. Гордость - зло, следовательно, Бог не творил гордости. Следовательно, мысль о том, что Адам-де до грехопадения обладал гордостью - неверна, и думать ее не надо, надо как-нибудь иначе обходиться. Поэтому, если возникает мысль сказать - "а вот как же Дамаскин и Златоуст" - надо понимать, что они совершенно по-другому это понимали, что я Вам и показал на примерах.

И вот только после того, как не останется никаких поползновений думать в предлагаемом Вами направлении, можно попробовать обсудить, а откуда гордость. Собственно, от неправильного употребления высокого (действительно высокого!) человеческого достоинства.

Но до той поры, пока вредные мысли не будут исключены - думать эту мысль бесполезно. Все равно святых по-своему поймем.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 фев 2009, 19:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Алексий писал(а):
Братья и сестры, предлагаю для всех хорошее чтение, подходящее для этого раздела.

http://www.wco.ru/biblio/books/gordynya/Main.htm

Для себя полагаю это более полезным времяпровождением, чем пикировки в подобных темах.
.

Алексий, простите, может быть я тут и согрешила в теме, но что касается других, то на мой убогий взгляд братья в этой теме не гордыми пикировками занимаются, отнюдь - они стараются помочь ближнему разобраться в том, в чём он заблуждается, помочь человеку выправить своё направление... Дают советы, которые могут помочь тому, кто захочет к ним прислушаться. Разве не для того существует и форум, чтобы нам друг другу помогать в наших трудностях? А у всех они, трудности, разные.
Разве не нам заповедал апостол:

"Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением".
(1 Петр. 3, 15)

Поискала, что советуют мудрые - делюсь:

Цитата:
"В успокоение братий, смущаемых осуждениями от светских людей"
Духовная жизнь есть внешняя и внутренняя, сокровенная. По слову епископа Феофана, внешние исполнители живущих внутреннею духовною жизнью иногда считают заблуждающимися.
Зная, что замечать худое в других свойственно всем грешным людям, укорим себя и простим смущающих нас. Не очищенные благодатию Св. Духа от грехов, свои страсти видят в ближних своих и строго готовы карать виновных, а начни к ним применять эту строгость, — сейчас же появятся у них всевозможные обстоятельства, смягчающие вину, и она делается уже ничтожной.
Может быть и мы сами так поступаем. Посему не будем смущаться, видя те же недостатки в ближних и припомним, что Господь повелел вынуть бревно из своего глаза, чтобы увидеть как вынуть, сучок из глаза брата своего (Луки 6, 42). Но что делать, когда есть смущающие нас? Необходимо нам сохранить пред ними спокойствие духа, не возмущаться, что бы ни спросили. Если можешь правильно ответить — отвечай, не можешь - укажи лицо, или книгу, где можно найти удовлетворение по вопросу. Так надо поступать даже в тех случаях, когда мы сами не можем дать ответа о своем уповании (1Петра 3, 15), т.е., о надежде нашего спасения. Свое незнание ответить другим не следует считать грехом попустительства. ... Но когда совопросник будет из числа неверующих, то, что бы вы ему ни доказывали, он не поверит. Цель его совопросничества: — не самому познать истину, а тебя поколебать в основах истины. От такого следует уклоняться. Во всяком случае, должно принять к сведению, что всех не научишь; что невозможно всякому знать, чтобы его ни спросили, что, чем более обращаем внимания на слова говорящих про нас, тем сильнее смущаемся. Не обращай на это внимания и мирен будешь; да, может быть, и сопротивники умолкнут. Будем молиться Господу за себя и за них.

http://simbirsk.eparhia.ru/publicistic/ ... 5&forprint


Цитата:
При таких занятиях постоянно должно содержать в мысли главную цель — напечатление истин и возбуждение духа. Если это не приносится чтением или беседою, то они — праздное чесание вкуса и слуха, пустое совопросничество. Если совершается это с умом, то истины и напечатлеваются, и возбуждают, и одно помогает другому, а если отступается от правого образа, то нет ни того, ни другого: истины набиваются в голову, как песок, и дух хладеет и черствеет, надымается и кичит.

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
http://www.glinskie.ru/biblio/slova/24_o_chtenii.html
Как видим, нам рекомендовано рассуждение и в беседах, как и во всём ином, - а не простое отвращение от всякого вопроса о вере.
А вот что пишет св. Иоанн Златоуст о том, как настойчиво, ради обращения заблуждающихся душ, надо доказывать основания нашей веры:
Цитата:
Но если они, и после такого множества доказательств, станут упорно поддерживать свое совопросничество, мы, и не смотря на это, не перестанем говорить им одно и тоже: в начале сотвори Бог небо и землю. Это одно изречение может ниспровергнуть все опоры противников, и разрушить до самых оснований все человеческия умствования, и их самих привести на путь истины, если только они захотят когда отстать от споров.

ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ
Беседа II. На начало творения: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. I, 1)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 15:31 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Александр_1970 писал(а):
Павел, мы читаем одни и те же слова, но понимаем их совершенно по-разному, Вы обратили внимание?


Но Вы жирненьким выделяете одно, я другое...

И вот только после того, как не останется никаких поползновений думать в предлагаемом Вами направлении, можно попробовать обсудить, а откуда гордость. Собственно, от неправильного употребления высокого (действительно высокого!) человеческого достоинства.

Но до той поры, пока вредные мысли не будут исключены - думать эту мысль бесполезно. Все равно святых по-своему поймем.


Да, действительно я выделял не те слова, даже не то слово. Но причина падения всё-таки, по моему мнению, должна была быть!
Я ещё раз приведу Иоанна Златоуста и выделю другие слова:
Цитата:
"На самом деле для человека не было бы полезным получить бессмертие до того, как он был искушен и опробован, ибо он мог возгордиться и подпасть одинаковому с дьяволом осуждению (1Тим.3:6), который по произвольном падении, по причине своего бессмертия, бесповоротно и неотступно утвердился во зле; тогда как Ангелы, поскольку они добровольно избрали добродетель, непоколебимо благодатью утверждены в добре. Поэтому было необходимым, чтобы человек был вначале искушен, чтобы, когда при искушении через сохранение заповеди явится совершенным, принял бессмертие как награду за добродетель. В действительности, будучи по естеству своему нечто среднее между Богом и веществом, человек, если бы он избежал пристрастия к сотворенным предметам и соединился любовью с Богом, сохранением заповеди утвердился бы в добре непоколебимо"


Адам не имел любви к Богу, нарушая Первую заповедь, Каин же показал, что не имел любви и к ближнему, нарушая заповедь Вторую. Или это опять не причина? Втолкуйте и вразумите, если опять "не в ту сторону потянуло".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 15:50 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Алексий писал(а):
Братья и сестры, предлагаю для всех хорошее чтение, подходящее для этого раздела.

http://www.wco.ru/biblio/books/gordynya/Main.htm

Для себя полагаю это более полезным времяпровождением, чем пикировки в подобных темах.
Для себя же полагаю бесплодные мудрствования пагубными, способствующим разжению собственной гордыни и самомнения, чем несомненно грешен, в чем и прошу простить меня.


Цитата:
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.(1Кор.11:19)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 15:56 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 23859

Возраст: 53
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Павел МГ писал(а):
Да, действительно я выделял не те слова, даже не то слово. Но причина падения всё-таки, по моему мнению, должна была быть!
И опять - что такое причина, что такое повод?

Человек пал потому, что сделал неправильный выбор. Сделав неправильный выбор, согрешив, человек не мог не пасть. Таким образом, грех явился причиной падения человека. Итак, выбор - причина падения.

А в чем причина выбора? Человек сделал неправильный выбор, а мог сделать правильный выбор. В соответствиии с тем, что обладал свободой воли. Ничто не определяло жестко выбор человека и не нарушало его свободы. Не задавало никаким образом его действий в этом направлении. Он мог не согрешить, но согрешил.

Нет, можно рассуждать о том, что змей его соблазнял, но это, опять же, повод, а не причина.

Павел МГ писал(а):
Я ещё раз приведу Иоанна Златоуста и выделю другие слова:
Цитата:
В действительности, будучи по естеству своему нечто среднее между Богом и веществом, человек, если бы он избежал пристрастия к сотворенным предметам и соединился любовью с Богом, сохранением заповеди утвердился бы в добре непоколебимо


Ну да. Попробую объяснить это как я это понимаю.

Дело в том, что поступок меняет человека. Совершая поступок мы что-то в себе сдвигаем, и после этого начинаем расти уже в несколько другом направлении. В этом смысле мы творцы себе, и, да, есть нечто среднее между Богом и веществом. Мы лепим себя сами так, как в свое время Бог лепил глину, или "глину".

Так вот, если бы человек выбрал послушание, этот поступок сформировал бы его так, что он был бы в дальнейшем способен воспринять бессмертие. Или направил бы его в этом направлении.

Павел МГ писал(а):
Адам не имел любви к Богу, нарушая Первую заповедь, Каин же показал, что не имел любви и к ближнему, нарушая заповедь Вторую. Или это опять не причина?
Звучит вроде нормально. Все зависит от того, какие выводы из этого делать.

Попробуйте вот это:
http://www.karpovo.0o.ru/htm/mp3-1.html


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 16:17 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Александр_1970 писал(а):
И опять - что такое причина, что такое повод?


И всё-таки, неимение любви к Богу - это что? Повод или причина? Или это опять не "корень"?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 16:31 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 23859

Возраст: 53
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Павел МГ писал(а):
И всё-таки, неимение любви к Богу - это что? Повод или причина? Или это опять не "корень"?
Павел, я этого не понимаю. Любовь - это не хвост из мультика, который либо есть, либо нет, "тут нельзя ошибиться". Любовь растет во времени как дерево, и поступки человека либо это дерево оживляют, либо убивают. В смысле, опять же, не мгновенно а во времени - ведут к смерти или к жизни. "Соединиться любовию с Богом" означает совершить такой поступок, который направлен на возрастание любви.

Говорить, что, мол, у Адама не было ну прямо совсем никакой-никакой любви к Богу, а у Каина - к ближнему - ну, странно, Вы не находите?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 16:46 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Александр_1970 писал(а):
Павел МГ писал(а):
И всё-таки, неимение любви к Богу - это что? Повод или причина? Или это опять не "корень"?
Павел, я этого не понимаю. Любовь - это не хвост из мультика, который либо есть, либо нет, "тут нельзя ошибиться". Любовь растет во времени как дерево, и поступки человека либо это дерево оживляют, либо убивают. В смысле, опять же, не мгновенно а во времени - ведут к смерти или к жизни. "Соединиться любовию с Богом" означает совершить такой поступок, который направлен на возрастание любви.

Говорить, что, мол, у Адама не было ну прямо совсем никакой-никакой любви к Богу, а у Каина - к ближнему - ну, странно, Вы не находите?


Почему странно? Адам ведь был сотворён без греха и перед ним уже просто открывался выбор - любить или не любить. Это нам нужно любовь взращивать через покаяние и отрешение себя и т.д. И что значит "совсем никакой-никакой любви"? Разве любовь - не абсолютная величина? Любовь или есть, или её нет, я так думаю.

А в Вашем предыдущем рассуждении выходит, что Адам просто в рулетку играл:
Александр_1970 писал(а):
А в чем причина выбора? Человек сделал неправильный выбор, а мог сделать правильный выбор. В соответствиии с тем, что обладал свободой воли. Ничто не определяло жестко выбор человека и не нарушало его свободы. Не задавало никаким образом его действий в этом направлении. Он мог не согрешить, но согрешил.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 17:29 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 23859

Возраст: 53
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Павел МГ писал(а):
Почему странно? Адам ведь был сотворён без греха и перед ним уже просто открывался выбор - любить или не любить. Это нам нужно любовь взращивать через покаяние и отрешение себя и т.д.
А вот и нет. Даже после смерти, когда покаяние уже невозможно, остается движение либо к Богу, либо от Бога, кто чего здесь выбрал.

Что же касается Адама, то вот навскидку. Священник Валентин Жохов излагает Максима Исповедника:
http://www.spasi.ru/biblt/bab4.htm

Цитата:
По преп. Максиму Исповеднику, бытие мира есть динамический процесс, происходящий в согласии с Божественной волей. Этот процесс состоит из трех стадий: во-первых, “пуск в ход”, генесис, – начало осуществления видимого мира; затем свободная реализация всех божественных идей, предполагающая движение, кинесис, устремленное к Богу; и, наконец, движение имеет своей целью неподвижное стабильное состояние, стасис, “успокоение” в Боге: “Начало всего естественного движения состоит в “пуске в ход” сотворения существ, и начало этого “пуска в ход” положено Богом-Творцом (генесиургос). Целью естественного движения сотворенных существ является неподвижное состояние. Это состояние происходит из Бесконечности и достигается путем выхода из всего конечного: вследствие отсутствия пространства в нем по естественным причинам прекращается движение существ... Бог есть начало (архи) и конец (телос) всякого возникновения и движения: они исходят из Него, стремятся к Нему и в Нем обретут свою неподвижность”.

Мир возникает как результат последовательных отделений. В генезисе бытия преп. Максим различает следующие пары противоположений: нетварное – тварное; небеса – земля; рай – мир (за пределами рая); дух – материя; мужчина – женщина.

Основное разделение (Διαίρεσις), в котором коренится вся реальность тварного бытия, это противоположение Бога совокупности тварного мира, разделение на тварное и нетварное. Затем тварная природа разделяется на небесную и земную, на умозрительное и чувственное. В мире чувственном небо отделяется от земли. На ее поверхности выделен рай. Сотворенный человек является носителем духа и противоположен бездуховной материи. В конце всего, обитающий в раю человек, разделяется на два пола: мужской и женский.

Св. Максим Исповедник с несравненной силой и полнотой обрисовал миссию, возложенную на человека. Последовательным разделениям генезиса, соответствуют в его описании соединения, или синтезы, которые должны были быть совершены человеком (в раю), благодаря синергии человеческой свободы и божественной благодати.

Развертывая мироздание как единство противоположений, Бог, очевидно, имел в виду гармонию, а не разделение или противоречивую борьбу (Быт. 1,31). Движение мироздания к Богу (кинезис) должно было осуществляться посредством человека, носящего образ Божий. Человек, наделенный естественной волей, которая есть естественная свобода, совпадающая с Божественной волей, был призван воссоединить в человеческой природе весь мир. Назначение человека было в том, чтобы не утратить, а упрочить связь с Богом, дабы через человека мир мог вернуться к своему Творцу, а люди при этом смогли стать богами не по природе, но по благодати.

“Именно поэтому человек последним среди тварных существ вошел в мир”, – пишет преп. Максим, - назначение человека состоит в том, чтобы служить естественной связью (сюндесмос тис фюзикос) между крайностями творения”, дабы объединить все в Боге. Такова “великая тайна божественного Домостроительства”. Изначально человек был призван “бесстрастием” преодолеть противоположность полов и святостью жизни соединить весь мир с раем, создав тем самым единую Землю. После этого, достигнув совершенства в добродетели, он должен был соединить землю и небо, чтобы образовать целостный материальный космос; затем, приобретя ангельское ведение, соделать этот чувственный мир подобным миру умопостигаемому. В результате в тварном мире не осталось бы более разделения между теми, кто знает Бога, и теми, кто не знает Его. Наконец, человек должен был любовью воссоединить тварное и нетварное, и чтобы Бог по любви к Своему творению сделался всем во всем .


Не только Адам должен был возрастать в своем движении к Богу (а что это, как не возрастание в Любви) но и мир должен был к Нему привести. Частью какового он являлся.

Павел МГ писал(а):
И что значит "совсем никакой-никакой любви"? Разве любовь - не абсолютная величина? Любовь или есть, или её нет, я так думаю.
Неа. Когда любви совсем-совсем нет - человек уже совсем-совсем мертв. А на другом полюсе - как пишет свт Игнатий Брянчанинов "конец бесконечен"
Вот еще вдогонку:
http://www.pstbi.pagez.ru/item.php?id=524&cid=7

Но раньше, как я уже говорил, следовало бы исключить "неправильные мысли".

Павел МГ писал(а):
А в Вашем предыдущем рассуждении выходит, что Адам просто в рулетку играл:
Ничего подобного не выходит у меня. "В рулетку играл" - это отсутствие свободы воли, и вот именно тут у Вас прокол, мне кажется.

Смотрите. Я говорю о свободном решении - идти или не идти гулять, и подчеркиваю, что никакой причины для того, чтобы идти гулять - нет. Никто с пистолетом не стоит над человеком и не говорит - иди, иди. Никто ему в мозги непреодолимое желание микроволновой пушкой не наводит. Человек просто взвешивает поводы к прогулке и решает - идти или не идти. Может, он и хотел бы, но надо ванну прочистить, и он остается. А мог бы идти, но осуществляет свободный выбор.

Так вот хорошая погода, сломанная ванна, желание - нежелание идти - это все поводы, говорю я. Решение этим не определяется. Так что же, спрашиваете Вы, он монетку должен был бросать?

Нет, монетка - это тоже бегство от свободы. Когда решает не человек, а монетка. Свободы воли тут нет, а значит, если в человека встроен такой "решатель" - то нет и ответственности, нет греха. Но я подчеркиваю, что грех там, где есть свобода воли, следовательно, никакая не "рулетка".

Уж не думаете ли Вы что человек поступает так или иначе потому, что он хочет так поступить? Нет, так поступает кошка, которая хочет спереть сосиску, но боиться, и вот что в кошке перевесит, то и "решило". Человек же свои желания имеет в виду, но его поведение ими не определяется.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 18:51 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Александр_1970 писал(а):
Павел МГ писал(а):
Почему странно? Адам ведь был сотворён без греха и перед ним уже просто открывался выбор - любить или не любить. Это нам нужно любовь взращивать через покаяние и отрешение себя и т.д.
А вот и нет. Даже после смерти, когда покаяние уже невозможно, остается движение либо к Богу, либо от Бога, кто чего здесь выбрал.


При чём тут смерть, если мы говорим об Адаме?
Цитата:
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;(Ин.14:21)
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.(Лк.16:10)


Александр_1970 писал(а):
Нет, монетка - это тоже бегство от свободы. Когда решает не человек, а монетка. Свободы воли тут нет, а значит, если в человека встроен такой "решатель" - то нет и ответственности, нет греха. Но я подчеркиваю, что грех там, где есть свобода воли, следовательно, никакая не "рулетка".

Уж не думаете ли Вы что человек поступает так или иначе потому, что он хочет так поступить? Нет, так поступает кошка, которая хочет спереть сосиску, но боиться, и вот что в кошке перевесит, то и "решило". Человек же свои желания имеет в виду, но его поведение ими не определяется.
А чем же?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 19:59 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 04 фев 2007, 21:00
Сообщения: 23859

Возраст: 53
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Павел МГ писал(а):
Александр_1970 писал(а):
Уж не думаете ли Вы что человек поступает так или иначе потому, что он хочет так поступить? Нет, так поступает кошка, которая хочет спереть сосиску, но боиться, и вот что в кошке перевесит, то и "решило". Человек же свои желания имеет в виду, но его поведение ими не определяется.
А чем же?
А вот свободой воли и определяется.

Человек не сводится к своим желаниям. Вот есть человек - а есть его желания, и человек на то и человек, чтобы решать, какие из этих желаний принять, а какие отвергнуть. Более того, человек не сводится даже к своим мыслям, чувствам, помыслам, и если хотите, то цель христианской жизни (одна из) научиться отделять себя от своих желаний, мыслей, чувств и принимать те из них, что во благо. Остальное - отвергать. Это составляет предмет такой науки как христианская аскетика, в которой очень много говориться, скажем, о борьбе с помыслами.

На самом деле, истинно свободный человек сам решает, чего ему хотеть.

Павел МГ писал(а):
При чём тут смерть, если мы говорим об Адаме?
Притом, что даже после смерти, когда покаяние невозможно, остается, как многие умные люди говорят, движение к Богу или от Него, то есть, изменение, возрастание в любви или отречение от нее. Что же говорить о том времени, когда человек еще не был смертен. О чем вот и Максим Исповедник говорит.

Павел, мне думается, что свободу воли мы понимаем совершенно по-разному. Я так думаю, что если человек сводится к компьютеру (то есть его поведение полностью и однозначно определяется тем, что у него "на входе", а также тем, что у него в настоящий момент болит, какой у него гормональный фон, настроение, чего ему хочется) - то это не свободный человек а биологическая машина. Если решение внутри человека принимается на основе бросания монетки - это то же не свобода воли, это генератор случайных чисел.

При этом, свобода воли - это то, что делает человека подобным Богу, поэтому мы не вправе надеяться, что сможем ее логически описать. Это все равно, что логически описать Бога. Зато мы можем надеяться, что мы можем это прочувствовать. Но для этого надо вначале научиться не думать неправильные мысли.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 04 фев 2009, 22:19 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 09 янв 2009, 22:34
Сообщения: 220
Александр_1970 писал(а):
При этом, свобода воли - это то, что делает человека подобным Богу, поэтому мы не вправе надеяться, что сможем ее логически описать. Это все равно, что логически описать Бога. Зато мы можем надеяться, что мы можем это прочувствовать. Но для этого надо вначале научиться не думать неправильные мысли.


Ну, это мы уже проходили у Иоанна Дамаскина:

Цитата:
Хотение есть определенное проявление естественной воли, иначе сказать: естественное и разумное влечение к какому-либо предмету; ибо в человеческой душе заложена способность разумения влечений. Таким образом, когда такое разумное влечение естественно направляется к какому-либо предмету, то оно получает название хотения, ибо хотение есть разумное влечение и стремление к какому-либо предмету.

Словом, хотение обозначается как стремление к тому, что в нашей власти, так и стремление к тому, что не в нашей власти, т. е. как стремление к возможному, так и стремление к невозможному. Так часто мы хотим любодействовать, соблюдать целомудрие, спать и т. п. Все это — в нашей власти и возможно. Но мы хотим также царствовать, что уже не в нашей власти. Хотим мы, может быть, и никогда не умирать, но это относится к области невозможного.

Хотение имеет в виду цель, а не то, что ведет к цели. Целью служит предмет хотения, как, например, царствовать, быть здоровым. К цели же ведут придумываемые нами средства, например, способ, как достигнуть здоровья или сделаться царем. За хотением следует искание и исследование. Затем, если предмет хотения — в нашей власти, имеет место обсуждение или обдумывание. Обсуждение есть желание, соединенное с исследованием тех действий, которые находятся в нашей власти; ибо обсуждение касается того, следует ли браться за какое-либо дело, или не следует. После этого решается, что лучше; это называется решением.

...

Следует иметь в виду, что Богу мы приписываем хотение, но не приписываем Ему в собственном смысле выбора, ибо Бог не обдумывает Своих действий, поскольку обдумывание есть следствие неведения: никто не обдумывает того, что он знает. Если же обдумывание есть следствие неведения, то, несомненно, то же самое нужно сказать и о выборе. А так как Бог непосредственно знает все, то Он не обсуждает Своих действий.(Точное изложение..., книга2, глава22)

...в нашей власти находится все то, что сопровождается порицанием и похвалой, и к нему относятся побуждение и закон. В собственном же смысле в нашей власти находится всякое внутреннее действие и то, что нами обдумывается. Обдумывание же имеет место при равно возможных действиях. Действия равно возможны тогда, когда мы можем совершить как одно, так и другое, противоположное первому. Выбор действия производится нашим умом, и потому он является началом деятельности. Таким образом, в нашей власти находится все то, что мы одинаково можем и делать и не делать...(там же, гл.26)


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 105 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: