Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Неправославных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 14 янв 2011, 20:56 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49
Сообщения: 3148

Возраст: 55
Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
8 января был на Божественной литургии в одном из воронежских храмов. Был удивлён несколькими моментами.
1. Священник читал Евангелие лицом к прихожанам и спиной к престолу.
2. Во время кафизм клиросные пели "Тихая ночь, светлая ночь" и украинскую "Добрий вечiр, щедрий вечiр". И во время целования креста ещё какую-то украинскую песню.
Я совершенно не считаю себя отличником богословской и литургической подготовки :) , но читал, что, например, чтение Евангелия лицом к прихожанам в некоторых епархиях приносит практикующим это священникам большие неприятности. Собственно, почему я и был удивлён происходящим. Или по большим праздникам такое допускается? И "репертуар" певчих меня тоже несколько озадачил. Не поможете разобраться?
Спасибо!

_________________
Всё свершается с ведома Божьего,
Даже если нежданно-негаданно –
У всего, что дано нам хорошего,
Запах воска, молитвы и ладана.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 15 янв 2011, 01:00 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 03 дек 2004, 02:31
Сообщения: 3056

Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
По первому пункту процитирую строки их учебника по Литургике.

"...У нас устоялась практика чтения Евангелия лицом на восток. У греков, и вообще на Востоке, Евангелие читается лицом к народу. В начале XX века этот вопрос активно обсуждался в РПЦ в контексте литургических преобразований. В 1909 г. Священный Синод по предложению миссионерского съезда допустил чтения Писания лицом к народу с разрешения правящего архиерея. В тезисах соборного отдела "О богослужении, проповедничестве и храме (1998г.) также содержится подобное положение."

По второму, что-то лично мне кажется, что это более похоже на самочинство. Да и вообще кафизмы вроде как читают на вечерне и на утрене, но не на Литургии Иоанна Златоустаго. А 8-го января Уставом положена Литургия Иоанна Златоустаго. Или я просто не понял что имелось ввиду под словом кафизмы на Литургии.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 15 янв 2011, 03:58 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49
Сообщения: 3148

Возраст: 55
Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
Скорее, это я неправильно применил термин (надеюсь, мне простительно ввиду моего вероисповедания :oops: ). В общем, удивившее меня пение было после чтения Евангелия и до причастия. Точнее сейчас не вспомню.
А по поводу направления, в которое обращён священник при чтении Евангелия, я правильно понял, что это богослужебная традиция каждой конкретной епархии?

_________________
Всё свершается с ведома Божьего,
Даже если нежданно-негаданно –
У всего, что дано нам хорошего,
Запах воска, молитвы и ладана.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 15 янв 2011, 13:24 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30
Сообщения: 21861

Возраст: 50
Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
БОлеГ писал(а):
В общем, удивившее меня пение было после чтения Евангелия и до причастия. Точнее сейчас не вспомню.
Пели, скорее всего, колядки :D . Я слышала о такой традиции, как раз именно в Воронежской епархии.
На литургии, когда причащаются священники в алтаре, царские врата закрыты в этот момент, хор сначала поёт причастный стих, который связан по смыслу с читавшимися Апостолом и Евангелием, а потом уже исполняются какие-либо соответствующее празднику песнопения, тропари, или молитвы, которые не входят в литургические, например, в Богородичные праздники очень часто поют молитву «Царице моя преблагая…».

_________________
Христианское имя - Елена


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 15 янв 2011, 22:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49
Сообщения: 3148

Возраст: 55
Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
Сегодня задал те же вопросы местному священнику. Он тоже был удивлён. Сказал, что чтение Евангелия лицом к прихожанам бывает только раз в году, на Пасху. По поводу колядок сказал почти слово в слово, как Лучик. А он, священник, неоднократно зарекомендовывал себя как раз отличником литургики.
Спасибо всем ответившим! :flowers1:

_________________
Всё свершается с ведома Божьего,
Даже если нежданно-негаданно –
У всего, что дано нам хорошего,
Запах воска, молитвы и ладана.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 15 янв 2011, 22:47 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
о. Геннадий Фаст так ответил на предъявленные ему претензии о чтении Евангелия лицом к народу:


Цитата:
Как-то странно, что едва ли не самому резкому осуждению подверглось чтение на литургии мною и священниками нашего благочиния Евангелия лицом к народу. Почему? В статье это описано подробно, но причина остается неясной. Архиепископ говорит, что принято и благодатно читать Евангелие лицом к Горнему месту. А почему не благодатно лицом к народу так и не ясно. Кстати, повсеместно на молебнах Евангелие читается лицом к народу, также и на отпевании. В статье утверждается: "Можно ясно не расслышать, например, всех слов евангельского текста, читаемого в храме, но все равно душу обогатить от Благодати Святого Престола, на котором оно читается". Это скорее напоминает оккультизм, чем православие. Апостол Павел говорит иначе: "Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия" (Римл. 10,17).

Важен или не важен этот вопрос? Конечно, читать можно как угодно. У западных христиан есть практика расположения кафедры у боковой стены, и чтение священных текстов совершается боком к народу. Во всем этом, естественно, никакой ереси быть не может. Расположение читающего Евангелие - вопрос традиции, а не догмата.

Однако, раз возник вопрос, то в чем его суть? Суть вопроса в том - или мы просто читаем Евангелие, или мы читаем его кому-то. Для простого чтения Евангелия направление не важно совершенно. Читать можно лицом хоть куда, как мы это делаем дома, в электричке или где бы то ни было. Если мы кому то читаем, то невольно обращаемся к нему. Не можем мы кому то читать, повернувшись к нему спиной. В храме мы молимся Богу и потому обращены лицом, естественно, к алтарю, к Горнему месту. Евангелие мы читаем не Богу, а людям. Евангелие это не наше моление Богу, а послание Бога к нам. Потому совершенно естественно и нисколько не менее благодатно читать его лицом к народу. Проповедь - продолжение Евангелия, ведь не произносится спиной к народу. Там же, где все заключено в жесткий чин, где вера не от слышания (Римл. 10,17), где важно не слово, а действие - там иначе. У старообрядцев не только Евангелие, но и проповедь читается на славянском языке, речетативом и спиной к народу, то есть лицом к алтарю. Мы что, этого хотим? А это и есть логическое завершение приведенных в статье рассуждений. Так оно и было на Руси, но не все, что было на Руси, то и хорошо. Два педагога - одного дети слушают не шелохнувшись, у другого рассеяны. Почему? Один объясняет материал детям, а другой, пусть прекрасно, но просто объясняет (ему и разницы нет, есть ли кто в классе).

Евангелие на Божественной Литургии читается лицом к народу в ряде Автокефальных православных церквей, например, в Греческой и других Восточных церквах; в храмах Молдавии, относящихся к РПЦ, и во многих храмах Украины. И я это не сам придумал и не заграницей подсмотрел. Впервые я это увидел во Флоровском монастыре в Киеве ещё в 1984 году и с тех пор всегда читаю Евангелие лицом к народу. Это также делается в ряде храмов Москвы, практикуется и в некоторых сибирских храмах разных епархий. Так всегда читалось Евангелие в Енисейском благочинии.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 16 янв 2011, 07:12 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49
Сообщения: 3148

Возраст: 55
Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
И эту статью тоже я имел в виду, когда упоминал прочитанное о неприятностях для священников из-за того, оборотясь куда, они читают Евангелие. На мой протестантский взгляд, чтение лицом к народу более логично. Но, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. :-)
А с другой стороны, как мне кажется, если есть какой-то установленный канон или порядок богослужения в церкви, а ты священник в этой церкви и над тобой есть архииерей, то нужно исполнять установленные каноны или испрашивать благословения у своего архииерея на какие-либо изменения. Иначе это будет партизанщиной. Я понимаю, что ситуации и отношения (ох уж эти отношения-приношения! которые, уже даже не возьмусь решить, к добру или к худу играют у нас значительно большую роль, чем закон или канон) бывают разные. Но их, по-моему, стоит в первую очередь решать законным путём. Мне бы и в голову не пришло перед моим командиром ссылаться на какое-либо разрешение что-то делать или не делать, данное лично мне командиром другой, не моей дивизии просто из правил субординации и отношений подчинённости.

_________________
Всё свершается с ведома Божьего,
Даже если нежданно-негаданно –
У всего, что дано нам хорошего,
Запах воска, молитвы и ладана.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 16 янв 2011, 13:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
БОлеГ писал(а):
И эту статью тоже я имел в виду, когда упоминал прочитанное о неприятностях для священников из-за того, оборотясь куда, они читают Евангелие.

Мне кажется, что истинная причина неприятностей, в данном случае, была вовсе не в способе чтения Евангелия.
Имела место личная неприязнь. А протестантское прошлое и богослужебные импровизации о. Геннадия Фаста, это как та национальность, которую начинают вспоминать, когда закончились прочие аргумнты.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 16 янв 2011, 16:09 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 апр 2009, 13:49
Сообщения: 3148

Возраст: 55
Откуда: Саратовская область
Вероисповедание: Православный, МП
Увы, соглашусь.

_________________
Всё свершается с ведома Божьего,
Даже если нежданно-негаданно –
У всего, что дано нам хорошего,
Запах воска, молитвы и ладана.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 18 янв 2011, 00:30 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
Лучик писал(а):
БОлеГ писал(а):
В общем, удивившее меня пение было после чтения Евангелия и до причастия. Точнее сейчас не вспомню.
Пели, скорее всего, колядки :D . Я слышала о такой традиции, как раз именно в Воронежской епархии.

В Украине очень часто встречается. Мне лично очень нравится.
От себя напишу, что мне лично больше по сердцу, когда священник читает Евангелие лицом к народу, так как намного лучше слышно.

_________________
Боже, поможи, но и ты мужик не лежи...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 18 янв 2011, 19:53 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09
Сообщения: 785

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Во время причащения священнослужителей в алтаре возникает некая "пауза" в богослужебном последовании. Её заполняют разными способами - иногда чтец читает молитвы из последования ко причащению (сколько успеет прочесть до выноса Чаши), иногда - хор поёт те или иные песнопения: это могут быть тропари, кондаки или стихиры праздника, храмовые стихиры, специально написанные духовные произведения (например, знаменитые концерты Бортнянского были написаны именно для исполнения в это время на литургии), или, народные песни - на Рождество у нас, например, поют и упомянутые уже колядки, и, например, песню "Тихая ночь".
А иногда в это время что-то читают - например, отрывки из жития празднуемого святого, но это я встречал очень редко.

Устав говорит, действительно, о чтении Евангелия священнослужителем (диаконом или священником на литургии, священником на утрени), обратившимся лицом на восток, к алтарю. Иной порядок - нарушение устава, хотя и можно спорить о правильности такого уставного требования. В ряде храмов возможные проблемы со слышимостью при чтении Евангелия лицом к алтарю решают путём установки звукоусилительной аппаратуры.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Особенности богослужения
 Сообщение Добавлено: 18 янв 2011, 21:22 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 03 дек 2004, 02:31
Сообщения: 3056

Откуда: Самара
Вероисповедание: Православный, МП
С праздником Крещения Господнего всех!
Пока меня на форуме не было всё вроде уже выяснили. Но выскажу свое мнение по поводу колядок. Раз все пришли к выводу что во время Божественной Литургии Олег слышал их.

Практика пения колядок и других "концертов" во время причастия священства в алтаре появилась примерно 150-200 лет назад и постепенно изживается, так как всё-же с точки зрения Типикона, Богослужебного устава они недопустимы.
Во время причащения священства в алтаре не возникает "пауз" в богослужении, как-то неудачно написал это Alexey K, в это время в алтаре священники и дьяконы причащаются и читают молитвы перед причастием и после причастия читают молитву благодарения за причащение, одним словом - молятся. В это время хор поёт "причастен".
Воскресный причастен всех гласов: "Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних". Причастен в дни Святой Пасхи по её отдание "Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите". В Богородичные праздники "Чашу спасения прииму и Имя Господне призову". Во время праздников в честь апостолов: " Во всю землю изыде вещание их и в конце вселенныя глаголы их" В дни памяти святых: " В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится". В другие дни - другие причастны.
Обычай пения этих псаломских стихов очень древний. Но к сожалению этих кратких стихов недостаточно чтобы священники в алтаре успели причаститься. Можно здесь петь соответствующие дню праздника ирмосы и стихиры, было-бы полезным в этот момент чтение молитв ко причащению, как это заметил Алексей К, но к сожалению есть такая практика, когда певчие на клиросе тщеславятся тем как они на клиросе красиво устраивают "концерты", которые чаще всего вычурностью своего стиля нарушают святость момента.
Синод как минимум два раза определял "не петь произвольных концертов": в 1799 и в 1850 годах.
Подумайте сами, что хорошего в них? Идёт причастие, священники в алтаре очень тихо читают молитвы ко причащению а в храме в это время, когда прихожанам готовившимся ко причастию было-бы полезней помолится, происходит фактически "развлекательный концерт". :(


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: