Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 141 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О побеждающем христианстве Игумен Евмений
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 11:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Откуда: Кавказ-Москва
О побеждающем христианстве Игумен Евмений
Наверняка все вы помните, какой ажиотаж вызвала вышедшая десяток лет наза книга диакона Андрея Кураева "О нашем поражении". Автор утверждал, что победа, в конце веков, конечно же, за Христом, но поражением закончится история Церкви, поражением закончится дело христианской миссии во всем мире... Признаюсь, тогда и я попался на удочку пораженческой психологии: если конечный итог - поражение,
то к чему напрасная трата сил, зачем дергаться, зачем пытаться светить миру светом Евангелия? Чтобы достойно умереть на поле боя? Но разве может достойно умереть воин, который не верит в окончательную победу? Нет, не может, поскольку согласившийся с поражением уже побежден, все его действия будут итогом его убежденности. Самое интересное, что книга появилась в то время, когда уже былтвиден перелом во взаимоотношениях между государством и Церковью.
Около семидесяти лет Церковь была объектом унижения, оскорбления, поношения. Люди плевали, показывали пальцем в сторону верующих, считали их сумасшедшими. Но вот, наступили времена, когда обществом был востребован тот
огромный духовный потенциал, который содержится в Православной Церкви. Рухнули уже ослабевшие оковы гонений и преследований за веру. Все надеялись, что теперь
Церковь станет в обществе духовным лидером. И чем ответили мы на этот запрос со стороны изголодавшегося по вечным ценностям общества? Мы кинулись восстанавливать стены храмов, а на уровне откопали все мыслимые и немыслимые
пророчества о нашем поражении. Среди рядовых церковных людей сталатгосподствовать идея ухода из мира, идея отказа от ответственности за то, какими принципами будут руководствоваться люди в политике, бизнесе, культуре. Мы (в
своем большинстве) отказались от духовного лидерства, согласившись на поражение. Мы, призванные быть солью земли, отказались от своей миссии!
Но Бог желает, чтобы свет наш светил перед людьми, чтобы люди, видя ваши добрые дела, благословляли и прославляли Отца нашего Небесного. Наша жизнь должна стать поводом для глубокого восхищения, уважения и почтения нашего Бога.
Смотря на совершенное творение, которым является Его Церковь находящаяся, по древней пословице, "не в бревнах, а в ребрах", люди должны прославлять Творца. Церковь - это творение Божье, а воля Божия, чтобы через рассматривание этого
творения Бог становился очевидным и видимым. У многих людей за советские годы
сложилось мнение, что Церковь - это всего лишь "место отправления религиозных
потребностей человека". Богу угодно, чтобы Церковь стала значимой силой в
обществе, стала в нем нравственным авторитетом. Сегодня Церкви как организации
отвели определенную нишу в государственно-общественных отношениях: Патриарх
встречается с Президентом, архиереев приглашают на важнейшие государственные
мероприятия... Но среди простого народа, находящегося под влиянием
эсхатологически настроенных "младостарцев", господствуют совершенно иные
настроения: уход, отказ, отречение от реальностей этой жизни, ненависть ко
всему "неправославному".
Действительно, этот мир, в своем подавляющем большинстве, живет вне
христианских ценностей. Но как можно благовествовать ему Евангелие, если мы не
принимаем его таким, каков он есть, если мы ненавидим его? И какова будет сила
нашей проповеди, если мы заранее уверены в нашем поражении?
Я уверен, что нам нужно непременно избавиться от психологии поражения и
прийти к уверенности в нашей победе. Сегодня Бог многое меняет в сознании людей,
сегодня к Нему обращаются люди, имеющие в обществе власть и авторитет.
Христиане-"пораженцы" могут долго рассуждать о неискренности и лицемерии их
обращения, христиане-победители будут рады идти на сотрудничество с ними, лишь
бы прославлялся этим наш Небесный Отец.
Сегодня Бог силен заставить каждого человека уважать Слово Божие, уважать
Церковь, уважать ее служителей. Но, как сказал один древний мудрец, "у Бога нет
на земле других рук, кроме наших". В последнее время я много думаю о том, не
создаем ли мы, церковные люди, антирекламу нашей Церкви, нашему Господу? Сколько
на моей памяти примеров: был нормальный человек, воцерковился - стал нетерпимым,
требовательным к ближним, категоричным. Сколько семей развалилось после
"воцерковления" одного из супругов?..
В чем же здесь дело? Церковь, ее призвание, ее дело на земле... То, что
делает Бог, всегда выходит качественно, у Него всегда все "весьма хорошо". Если
мы - Церковь, Церковь с большой буквы, мы тоже должны работать без брака,
качественно нести собою Евангелие этому миру. Привычные представления о Церкви в
обществе должны измениться. Многие люди этого мира считают, что Церковь - это
социальный "отстой", собрание неудачников, которые не закрепились и не
состоялись в этом мире. Они приходят сюда: куда им еще идти? Считается, что
Церковь - реабилитационный центр, куда собираются отбросы общества, слабые,
ущербные люди. У Церкви есть и такая цель: утешать их, исцелять, поддерживать на
плаву "в житейском море". Я не против этого, но это лишь одна из функций,
которые Бог поручил Церкви. Да, есть такой маленький сектор, который называется
"реабилитационный центр для ущербных людей", но это далеко не главное
предназначение Церкви.
К сожалению, такие настроения, такое видение Церкви свойственно многим
православным людям, оно активно поддерживается теми, кто в Церкви взял на себя
роль "учителей закона". Несчастными, жалкими, немощными, безвольными людьми,
конечно, легче управлять. Некоторые "душепопечители" так и формулируют цель
"спасения душ" своих подопечных: "сломать греховную волю". Но при этом вместе с
греховной сламывается ВСЯ воля человека, доверившегося "младостарцу".
Для того, чтобы сломать человеку волю, сделать его несчастным и зависимым
от "духовного гуру", большого ума не надо, больших талантов не надо. Просто
начни "старчествовать":
_ Образование тебе не нужно.
_ Красиво выглядеть - грешно.
_ Спорт не нужен, и
_ искусство тоже не нужно.
_ Политика - грязное дело.
_ А деньги... Сребролюбие - это большой грех, и все богатые в ад идут. Отдай
свое имение мне и иди в монастырь...
Мне больно смотреть как подобного рода "наставники" превращают мою Церковь
в серое общество зависимых от ежедневных и бесконечных "батюшкиных
благословений" людей, которые не способны ни благовествовать Евангелия, ни
достигать каких бы то ни было значимых высот в современных обществе, ни даже
"без батюшки" хоть как-то обустроить свою личную или семейную жизнь. И если
современные христиане не станут самокритичны относительно современной церковной
ситуации, они потеряют все шансы быть впереди общества. Мир поведут другие люди.
Мы должны быть очень взыскательны к себе и называть вещи своими именами. Не все,
что сегодня прикрывается церковными именами или многозначительными цитатами,
является Церковью.
Давайте разбираться вместе! Если бы в истории христианства господствовала
подобная психология беспомощности, если бы следование воле Божией, Промыслу
Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то в истории Церкви
не было бы христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не
прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дошло до
нашего времени, если бы предыдущие поколения христиан зациклились на собственной
никчемности, беспомощности и недостоинстве.
Долгое время и я верил в пораженческое христианство, которое лицемерно
прикрывается замечательными словами "смирение-послушание-терпение", частично или
полностью искажая их смысл. Читая святых отцов, внимательно изучая труды митр.
Антония Сурожского, я начал понимать, что смирение - это не пассивность, а
способность с миром принимать все, что приносит грядущий день и быть
ответственным за результат происходящего. Послушание - способность
прислушиваться к действию Промысла Божия и активно реагировать на ситуацию в
сотворчестве с Творцом, терпение - это не безволие "дрожащей твари", а
инициатива в осознании и воплощении нашей миссии в этом мире.
Итак, формула пораженческого христианства:
"пассивность-зависимость-безволие", а формула побеждающего христианства:
"активность-инициатива-ответственность".
Довольно долгое время и я был сосудом, в который люди, выросшие в
атмосфере сформированной за годы советской власти психологии рабства (но в
церковной упаковке), заливали различное содержание. Все вроде бы правильно,
религиозно, с цитатами из древних книг, но почему-то в реальной жизни, в
отношениях с другими людьми все становилось хуже и хуже. Но Бог не лишил меня
честности назвать вещи своими именами. И если человеку, под предлогом духовного
окормления, навязывается чувство собственной неполноценности, если (в некоторых
церковных сообществах и даже духовных учебных заведениях) под предлогом
обязательной исповеди контролируется сознание и ситуация, если под предлогом
"изгнания беса", "отчитки", из нормального человека делают психически больного,
нужно, во имя Христа, ради блага нашей Церкви, говорить об этом честно и
открыто.
Многие из нас изголодались по живой вере. Многие, придя к осознанию тупика
в своей религиозной жизни, разочаровались и ушли из Церкви. Почему ушли? Потому
что закончился этап знакомства с внешними атрибутами церковности, закончился
этап знакомства со священными текстами, а живая встреча со Христом так и не
наступила.
Сегодня мне приходится встречать думающих христиан, которые совершают
глобальную инвентаризацию своего религиозного опыта, внимательно рассматривают,
что здесь - главное, а без чего можно обойтись. Без чего невозможно спасение -
это главное. Все остальное - лишнее, оно может лежать мертвым грузом, но от него
можно и освободиться. Говорят, на Востоке, если какая-то вещь не используется
больше года, ее выбрасывают. Не пора ли нам, искренне и объективно пересмотреть,
что в нашей религиозной жизни главное, а что - второстепенное, что для нас
когда-то было значимо, но сегодня потеряло актуальность, а что - самое важное,
самое сокровенное...
В последнее время мир одна за другой содрогают катастрофы. Политический
кризис, экономический кризис, экологическая катастрофа, эпидемии, болезни. И
любая катастрофа всегда представляет собой серьезную угрозу для общества.
Катастроф не избегает и земная Церковь, об этом говорит история христианства.
Для меня становится очевидным, что Церкви в последнее время грозит
интеллектуальная катастрофа". Я заметил, что мы стали терять "мозги". И я понял,
что чем меньше интеллектуально развитых людей в Церкви, тем меньше шансов у
Церкви победить.
Почему это происходит? Стандартный сценарий "воцерковления" таков:
светский человек уверовал, воцерковился, следующий этап - обязательно найти
старца, нашел... Если старец оказался мудрым человеком, он даст человеку мудрое
наставление: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1Кор. 7, 20). А
если нет? Большинство священников, которые вдруг стали старцами в бурные
перестроечные годы и не слышали таких слов как "менеджер", "консультант по
бизнесу", "психотерапевт", "маркетолог", напутствовали: Что-то явно сатанинское.
Все бросай. Бросай свою сатанинскую работу и покупай домик в Дивеево, туда
антихрист не доберется...
Если у человека хватит ума, и еще останется нетронутой воля, он или поищет
другого старца, или (что вернее) возьмет за основу в качестве жизненного
руководства Слово Божие. Если же нет, то под предлогом "отложения своего разума
составления" в Церкви станет меньше на одного мудрого человека и больше на
одного несчастного.
Мудрость должна вернуться в Церковь. Таланты должны вернуться в Церковь.
Разумные люди должны вернуться в Церковь. Потому что мудрость - это свойство
Божие. И мы, Церковь, должны ценить тех людей, которым Бог доверил ее.
В последнее время я замечаю, что православные средства массовой информации
все более агрессивно относятся к Америке. Нет ни одного номера "Русского Дома",
в котором Америка не обвинялась во всех мыслимых и немыслимых антихристовых
злодеяниях. Почему ее ненавидят? Есть тому некоторые объективные причины,
например, война в Ираке. Еще одной причиной ненависти является тот факт, что в
Америку "утекают мозги". И поскольку сегодня в России не могут по достоинству
оценить интеллектуальный потенциал, все эти люди переехали в США.
Представляете себе, под Нью-Йорком стоит завод имени Секорского.
Крупнейший вертолетный завод, современные вертолеты. Кто такой Секорский?
Русский инженер, которого выгнали из России. Не поняли и не оценили его
дарования. Если страна не дорожит "мозгами", "мозги" уйдут. И эти современные
заводы будут строить не в Куйбышеве, а в Бостоне.
Можно спросить: где сегодня играют ведущие хоккеисты? За честь каких
спортивных клубов они бьются? Далеко не за честь российских клубов. Они там
получают миллионы. Там ценят талантливых людей. А страна, из которой "мозги"
утекают, тупеет, глупеет и деградирует. И, естественно, озлобляется, потому что
у "безмозглой" страны нет будущего. Голова есть, а мозгов, увы, нет. Вот и
досадно за Америку...
Страна, куда "мозги" собираются, умнеет, прогрессирует, доминирует и
побеждает. Кто-то из мудрецов сказал: "Если Бог желает наказать человека,
то первое, что Он делает, - отнимает у него разум".
Почему это все так волнует нас? Давайте теперь поговорим о Церкви, ведь мы
призваны быть закваской общества, закваской для этого мира, а мир разделен на
отдельные государства. Если из Церкви уходят "мозги", то Церковь проиграла.
Причин ухода может быть очень много.
Первая причина: просто не ценят людей, не ценят мудрость. Мудрый Соломон
сказал: "Я видел зло под солнцем: когда рабы ездят на белых лошадях, а вельможи
ходят по земле". Когда пролетариат пытается руководить аристократами - это зло.
Когда в священнослужителе не проглядывается благородство, мудрость,
аристократизм, а, напротив, чванство, самолюбование, неприступность - Церковь
проигрывает, потому что Церковь - это прежде всего живые люди. А если на пути к
Богу человек встречается с таким служителем Церкви, который слишком занят или
слишком "духовен" для того, чтобы уделить время конкретному человеку, мы просто
обречены на поражение. Проходят времена, когда верующие старушки готовы
принимать и боготворить любого батюшку, "лишь бы служба была". Если священник не
станет для общества (в контексте конкретного прихода) реальным авторитетом, если
его слово не будет исполнено силы и любви, если он не может отвечать людям на
вопросы, которые ставит современность, - Церковь проиграет, пророчества диакона
Андрея Кураева сбудутся.
Знаете, недавно в "Новостях" по Центральному Телевидению был репортаж о
церковной конференции "Чудеса в наши дни", на которую, наряду с православными
священниками и мирянами, были приглашены светские ученые, симпатизирующие
Церкви. Так вот, один ученый муж радостно произнес такие слова (сам, возможно,
до конца не осознавая глубины их смысла):- Сегодня мы, современное общество,
должны найти адекватный язык для того, чтобы понимать ту духовную глубину,
которую несут в себе церковные люди.
Приплыли! Не мы, Церковь, являясь закваской и солью, ищем адекватный
современному обществу язык проповеди, а мирские люди вынуждены искать
переводчика для того, чтобы хоть как-то понимать нас, таких глубоких. Не мы
проявляем мудрость для того, чтобы свидетельствовать Евангелие. Наоборот, мир
хочет "расшифровать" и понять нас, непостижимо-духовных.
Если человек в жизни чего-то достиг, чего-то добился, он достоин уважения.
А когда некоторые "православные", которые в жизни ничего не достигли, ничего не
имеют, в семье у них скандалы, деньги вечно занимают, волосы грязные, туфли не
чищены, рассуждают: "Это бездуховность! Это мирское все...", хочется спросить
их:
- Ну вот, ты верующий, ты такой духовный. А как это видно? В чем твоя жизнь
стала лучше? В чем улучшились твои отношения с людьми? Почему из твоего дома
ушла радость, ушел мир и взаимопонимание?..
В книге Притчей сказано, что зло, когда рабы величаются над вельможами.
Раб, в отличие от бедного человека, отличается рабской психологией. Рабская
психология - это психология хамства. Бедный человек и человек с рабской
психологией - это разные люди. Бедный человек уважает мудрость, уважает
способности, ценит тех, кому Бог дал большую мудрость, и они сумели ею
руководствоваться в своей жизни. Когда он общается с мудрыми людьми, уважает и
ценит их мудрость, то сам становится мудрее. Раб же пренебрегает и насмехается
над мудростью. Если человек свою рабскую психологию проносит в Церковь, то он
начинает надмеваться над мудростью под предлогом того, что он стал "слишком
духовным" для того, чтобы уважать "мирскую" мудрость.
Мудрость заключается еще и в том, чтобы любить мудрость - в своей ли
жизни, в жизни ли других людей, в жизни ли других служителей - и ненавидеть
тупость. Мудрость ненавидит тупость, ненавидит нелогичность, ненавидит абсурд!
Мудрость хочет знать истину.
Есть такая древняя пословица: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты".
Если ты окружен только серыми личностями, неудачными людьми, которые вообще в
жизни ничего не достигли, которые и не собираются чего-то достигать, которые
только витают в облаках, - скорее всего, ты далек от мудрости. Если от тебя
уходят умные люди, - скорее всего, от тебя уходит мудрость.
Мудрый руководитель всегда проверяет, кто его окружает. Если в его
окружении нет ни одного человека, который умнее его, который богаче его, опытнее
его, или который в обществе достиг чего-то большего, чем он, то начинает
задумываться, потому что это сигнал о том, что происходит деградация. Отсутствие
мудрости никогда не было свидетельством благословения. Отсутствие мудрости
всегда - знак проклятия. Если из Церкви уходят "мозги", Церковь обречена на
поражение. Церковь, лишенная мудрых людей, не имеет будущего. Мудрый человек
никогда не позволит сломать в себе дар мудрости под предлогом ложно понимаемых
"смирения" или "послушания".
И сегодня приходит время осознать нашу ответственность за нашу Церковь.
Сегодня мы, священнослужители и миряне, должны защитить себя от интеллектуальной
катастрофы. Это самая страшная катастрофа в жизни. Сегодня мы должны сказать
твердое "нет", тем, кто от имени Бога, прикрываясь высоким слогом и цитатами из
святоотеческих книг, пытается лишить нас воли и мудрости: "отсеки свою волю и
своего разума составление"...
Бог не творил безвольных и глупых людей. Если ты хочешь быть мудрым, тебе
никто не помешает приобрести мудрость. Даже рожденным в неинтеллектуальной
атмосфере, Бог дал шанс стать великими личностями. И вопрос только в том, каково
твое отношение к мудрости. Тянешься ли ты к мудрым людям или нет. В Притчах
сказано: "Я, мудрость, обитаю с разумными". "Разум" - это мыслительная
способность человека. А "ум" - это продукт разумной деятельности. Разум - это
такой механизм, который обрабатывает информацию и отделяет: это - влево, а это -
вправо; это - грязно, а это - чисто; это - Божье, а это - человеческое. А ум уже
характеризует продукт этой деятельности. Интеллектуальная катастрофа - это
реальная опасность, которая может поглотить и увлечь в пучину ту или иную
поместную Церковь. Церковь Христову врата ада не одолеют, но мы видим в истории
немало примеров того, как по разным причинам обрушивались как домики из
папье-маше те или иные исторические Церкви.
Сегодня мы должны стать инициативными христианами. В чем основное
заблуждение "пораженческого" христианства? В том, что оно начисто уничтожает
естественную платформу для Божьих дел. Такие христиане говорят:
От человека ничего не зависит. Какие бы усилия человек по плоти ни предпринимал
- это ерунда. Если Бог захочет, Он сохранит, спасет от врагов, накормит... Боже,
Ты делай все за нас, а мы будем смиренными потребителями.
Пораженческое "христианство" исключает из истории человека как такового,
забывая, что Бог сотворил шедевр, венец Своего творения. Человек - это не просто
футляр, не просто каркас души, которая где-то внутри. Человек - это сложнейшее
существо, в которое Господом заложено множество талантов, огромный потенциал. И
это шедевр, венец творения, пораженческое "христианство" обесценивает, кидает в
грязь, заставляет верить в ничтожность, никчемность, "неспособность разобраться
даже с самим собой" или же ввергает в бесплодные и бесполезные поиски
собственного негатива, собственной душевной грязи.
Если ты будешь искать грязь - обязательно найдешь ее! Если же поищешь в
себе таланты - найдешь таланты, а если поищешь Образ Божий - найдешь этот
Неповторимый Образ в себе. Будешь искать победы - найдешь победу, будешь искать
поражения - непременно потерпишь крах. Ищи в себе то, что повелел искать
Христос! А Он повелел нам дерзать!
Как-то тот самый, глубоко мною уважаемый, диакон Андрей Кураев сказал:
"Если ты садишься на поезд, который едет в Царство Небесное, не нужно сдавать
свой разум в багажное отделение". Очень верные слова! Разум - это дар Божий. Но
если ты этот дар не ценишь, Бог может забрать его у тебя. Вот в чем дело.
Если мы не будем заботиться иметь Бога в разуме, то нам грозит
интеллектуальная катастрофа, безумие. А безумие - это как раз питательная среда
для бесов, демонов, сектантства, различных лжеучений. И я благодарю Бога, что
нахожусь в Церкви, которая на протяжении Своей истории дала миру величайших
людей, которые все свои таланты, весь свой разум посвятили Ему: великие
святители, церковные учителя, философы, богословы, художники и композиторы. Но,
поймите, то, что было разумным ответом в XVI веке, может устареть к XVII веку, а
то, что еще в начале XX века было актуальным ответом Церкви на запрос времени, в
XXI веке может оказаться безнадежно устаревшим ответом. Ведь Церковь - живой
организм, и жизнь общества находится в постоянной динамике, в постоянном
развитии.
Что я вижу сегодня в моей, Православной Церкви: идеализация прошлого за
счет отрицания настоящего и отсутствия стратегий для жизни в будущем. Поверьте,
Церковь, игнорирующая настоящее, живущая только прошлым, обречена на поражение в
будущем. Молодежь - наше будущее. Но почему она безнадежно уходит из Церкви,
даже в лице тех, кто с детства был воспитан в Православной вере? Потому что это
поколение выросло в свободном мире, выросло в атмосфере свободы. Давайте
подумаем, что проповедует каждый конкретный пастырь: духовное рабство,
зависимость от ежедневных благословений, чувство неполноценности и никчемности
или свободу во Христе и восстановленное Господом достоинство? О чем заботится
духовник: о том, чтобы каждый человек старался иметь Бога в разуме и в сердце,
имел со Христом глубокие отношения или чтобы он был зависим от бесчисленного
количества околоцерковных правил, преданий, традиций, в большей или меньшей
степени потерявших свою актуальность в наши дни? Заботится ли он о
восстановлении семьи или о разрушении; классическая формула пастырского
попечения о семье: "Если муж не хочет венчаться, - разводись!"
Образ мышления порождает образ жизни. Как человек мыслит, так он и живет.
Побеждающий христианин мыслит так, как мыслит о нем Бог, и поэтому у него есть
шанс жить так, как хочет того Бог. Если Бог думает, что я - соль, значит я -
соль. Если Бог думает, что я - свет, значит я - свет. И никаких компромиссов!
Предназначение света - светить. Предназначение соли - делать продукты вкусными.
Побеждающий христианин согласен с такой ролью, которую отводит ему Бог, согласен
светить, согласен осолить эту землю, придать каждой сфере земной жизни
потрясающий вкус, свойственный Небу.
Пораженческий "христианин" - человек сломленный, человек, поставленный на
колени, человек без достоинства, человек, который ничего не может, зависимый
человек. Он уже согласился с победой антихриста, он проповедует его скорый
приход, жутко его боится и сеет вокруг себя неуверенность и страх. И если
христианин-победитель полностью доверяет Христу, от Него получает ответы по
поводу стратегии и тактики ведения боя, то согласившийся на поражение ищет
человеческих ответов, хочет найти кого-то, кто бы за него решал непростые
жизненные задачки, хочет сделаться "рабом человеков" (1Кор. 7, 23), нередко
отметает "заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание" (Мар. 7, 9).
Мы уверены, что Церкви Господь уготовал великую победу. Но она, Церковь,
должна соответствовать своему Небесному Жениху, быть "славною Церковью, не
имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и
непорочна" (Еф. 5, 27), быть мудрою Церковью, быть Церковью, способной отвечать
на любые вопросы современности.
У Церкви сегодня становится все больше оппонентов. У Церкви много
противников, которых еще десяток лет назад можно было бы игнорировать - тогда
был большой подъем, авторитет Церкви был в зените. Сегодня мне приходится много
общаться с нерелигиозными людьми. У них - глубокое разочарование. Политики
говорят, что Православная Церковь после перестройки не взяла в обществе
лидерские позиции, не смогла заполнить собою "идеологический вакуум". Хорошо
усвоив правила игры с власть имущими, она не стала нравственным авторитетом для
всего общества. Журналисты и телевизионщики (которых православные упорно
продолжают ругать за их "нецерковность") сетуют на то, что среди
священнослужителей (это в Москве-то) едва ли наберется десяток, которые могли бы
интересно говорить на телевидении, интервью с которыми были бы интересны для
публикации в современной прессе. Психологи жаловались мне на то, что им
приходилось помогать людям преодолевать те травмы, которые человек получил в
православном храме со стороны священнослужителей: неуважение, грубость, привитое
чувство неполноценности, зависимость от авторитарного батюшки, развал семьи на
религиозной почве.
Не стоит злиться на "противников Церкви". Давайте прислушаемся к ним,
может быть, они указывают на наши недоработки, может быть, их противление - лишь
обратная связь нам? А если нужно реально противостать оппонентам, если нас
пригласят на телевидение, имеем ли мы уста, чтобы конкретно, понятно,
конструктивно изложить то, во что мы верим, что признаем, а что не признаем?
Христиане, уверовавшие в свое поражение, не могут противостоять, увы. Они, в
своем большинстве косноязычны, выглядят или неуверенно или агрессивно, быстро
скатываются на только им понятный язык, изобилующий славянизмами.
Христиане-победители верят словам Христа: "Я дам вам уста и премудрость, которой
не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам" (Лук. 21, 15).
А если верят, то они уже получили такие уста от Господа, получили и премудрость:
говорят уверенно и дерзновенно, умеют объяснить оппонентам те или иные идеи на
том языке, на котором говорит этот мир.
Если Бог дает нам уста и премудрость, это означает, что у нас будет что
сказать, у нас будет что изречь. И в этих словах будет авторитет и власть. Бог
говорит: "Я дам уста и премудрость". Кому? Тем, кто любит мудрость. Бог не дает
ее кому попало, Бог не дает мудрость тому, кто не собирается ею пользоваться. Об
Иисусе Христе сказано: "Он говорил как власть имеющий". Он говорил так
убедительно, что у других людей все аргументы исчезали. Именно такую мудрость Он
дает побеждающим христианам.
Мудрость обитает с разумными людьми. Как хочется, чтобы все мы стали
мудрыми, побеждающими христианами. Если у кого не достает мудрости, можно начать
просить у Бога:
- Боже, дай мне мудрость. Пусть окружающие меня люди видят, что я не тупею, а
мудрею. Я хочу познавать Тебя еще больше. Боже, дай мне духа премудрости и
разума. Я уже столько ошибок совершил, столько потерял денег, времени и здоровья
на какие-то глупые эксперименты! Боже, сколько можно тратиться? Я хочу быть
мудрым. Если Ты обещал дать уста и премудрость, то вот я. Самая великая мудрость
- признать дефицит мудрости в своей жизни. Бог обещает дать нам уста и
премудрость для того, чтобы мы победили наших оппонентов, для того, чтобы
посрамить мудрость мудрецов, чтобы разум разумных отвергнуть. В последнее время
с мудростью земной, душевной и бесовской в сражение вступит мудрость, сходящая
свыше. Есть представители земной мудрости и есть представители мудрости,
сходящей свыше, побеждающей мудрости. Мудрость обитает с разумом и ищет
рассудительного знания. Мудрость уважает сомнение, она не предлагает глотать
всякую информацию не проверив. Она говорит: не нужно следовать слепо, разберись,
пойми, рассуди. Мудрость, сходящая свыше, не требует от человека стать
безжизненным роботом, она ищет разумного послушания. Если ты что-то слышишь в
Церкви, то имеешь право рассуждать, отмечать "минусы" и "плюсы". Разбирайся:
есть логика или нет логики, делает тебя то или иное слово, услышанное в Церкви,
мудрее или тупее, зависимее или свободнее, делает ли оно тебя более открытым или
более зашоренным, кого воспитывает оно в тебе: неудачника или победителя.
Рассуждай. Разбирайся. Действуй. Ты сам можешь определить: истина или нет то,
что ты слышишь от того или иного человека, выдающего свои слова за идущие от
Бога, сопоставляя их с источником или с оригиналом, т.е. со Словом Божьим.
Мудрость обитает с теми людьми, которые умеют рассуждать. Мудрость любит
рассуждать вслух. Мудрость любит логично мыслить.
Не только перед нашими иерархами, но и перед всеми нами стоит задача
уберечь нашу Церковь от интеллектуальной катастрофы. Мудрый пастырь ценит
таланты, ценит каждого способного человека. Он не "умерщвляет" талантливых
людей, пришедших в Церковь, а, наоборот, помогает их талантам раскрываться во
славу Божию. Мы должны создать все условия, чтобы "мозги", таланты, премудрость
Божья, творчество обитали в Церкви. Чем больше интеллектуального потенциала, чем
больше творческого и финансового потенциала оседает в Церкви, тем больше шансов
у этой Церкви доминировать в обществе, влиять и побеждать.
Когда из Церкви уходят люди, творческие люди, влиятельные люди, когда мы
подаем им повод разочароваться в Церкви, это печально, это вовсе не является
показателем высокой духовности. Мы сегодня должны понимать, что если не будет
профессионализма в Церкви, нам вообще нечего будет сказать ни на телевидении, ни
в прессе, ни в политике. Воля Божия в том, чтобы мы стали в голове, а не в
хвосте современного общества, чтобы мы стали царским священством, народом,
посвященным Господу.
Ведущая роль Церкви в обществе немыслима без мудрости. За несколько дней
до своей инагурации, премудрый Соломон молился:
- Боже, дай мне мудрости. Дай мне мудрости, потому что мне надо будет управлять
столькими людьми, таким богатством, такой мощной армией, таким вооружением. Если
у меня не будет мудрости, можно все это потерять за короткое время.
Мудрость - это изначальная творческая и созидательная сила. Не деньги, не
таланты прежде всего, а мудрость. Если на приходе, кроме мудрого настоятеля,
есть два-три нормальных мыслящих, умных человека, можно сделать многое! Если 2-3
разумных человека согласятся молиться о всяком деле, то Бог обещал исполнить их
прошение. А если на приходе одни безынициативные, "боящиеся погрешить" люди,
типа "как-благословите-батюшка", - беда приходу. В лучшем случае - скучная,
будничная религиозная жизнь: службы, требы, скучные проповеди, скучная
вымирающая воскресная школа...
У Церкви существуют различные этапы становления. Это нормально, когда на
начальном этапе в Церковь приходят исключительно ущербные люди. Огорченные
душой, необогретые, разочаровавшиеся, у которых огромные долги, люди, которых из
квартиры выгнали. Но если все в Церкви будут такими, - из чего мы будем
состоять? И чего достигнем с такой армией? Церковь не может всю жизнь быть
реабилитационным центром для разочаровавшихся в жизни. Мы должны уметь не только
жалеть этих людей, мы должны им помочь поставить цели и адаптироваться в этой
жизни. А кто поможет этим людям, если сегодня почти каждый храм буквально
переполнен неуспешными и несчастными людьми?
Церковь должна служить Богу и служить людям. Что такое служение? Служение
- это реализация своего духовного опыта в конкретных действиях. Мне надоело
видеть "духовных" людей, которые не выносят за собой мусор. Мне тошно от
"специалистов по высокой духовности", которые по утрам забывают чистить зубы.
Мне противно смотреть на здоровых мужиков, которые по домам читают акафисты в то
время, как их жены горбатятся на двух работах. Мне больно смотреть на пастырей,
у которых нет времени на живое общение с людьми, пришедшими в храм в первый раз.

Первая волна людей, которые пришли после перестройки в Церковь, - это
простые люди: одинокие женщины, одинокие мужчины, а в основном - бабушки. И
когда ты им говоришь что-то в утешение, они утешаются и им больше ничего не
нужно.
Храмы восстановлены, хлынувшие в них поначалу бабушки стали потихоньку
отходить в мир иной. Моя боль о том, что если в ближайшее время ничего не
изменится, если мы, пастыри, по-прежнему, кроме богослужений и треб, ничего для
обращения людей ко Христу делать не будем, если мы не возьмем в обществе
лидерские позиции, не завоюем реального авторитета, эти прекрасные храмы
опустеют. Без сомнения, их будут содержать неверующие (см. брошюру диакона
Андрея Кураева "Откуда у Церкви деньги?"). Но ведь Церковь - это не стены, это
живые человеческие души, за каждую из которых сатана сегодня ведет войну, а мы
без особого труда соглашаемся сдать ему эти позиции.
И с обретения Церковью авторитета не за счет тысячелетних традиций, а за
счет реального служения людям, служения, состоящего не столько в "требах",
сколько в слове мудрости, в несении Евангелия, преображающего жизнь, может
начаться второй этап в жизни Церкви.
Мудрый и сильный человек обладает магнетизмом. И в зависимости от того,
что проповедует пастырь: силу во Христе или беспомощность и ничтожность, в
резонанс к нему приходят соответствующие люди. Говоришь об огорчении, -
огорченные будут приходить. Говоришь о строительстве, - будут приходить
строители. Говоришь о Евангелии, - будут приходить желающие изучить Евангелие.
Говоришь о служении, - будут приходить желающие послужить.
И если наши храмы наполнятся пастырями, которые будут ценить каждого
человека, видеть его уникальность, то в Церковь будут приходить люди без долгов,
без ущерба, без болезней. Люди способные, вооруженные знаниями и опытом, мудрые,
имеющие авторитет в обществе, которые будут свой талант, свой бизнес, свои
способности посвящать Господу.
Мне очень хочется увидеть пастырей, которые понесут в школы не столько
предмет "Основы Православной культуры", сколько Евангелие, способное изменить
жизнь. Мне хочется увидеть подлинное духовное возрождение на моей земле. Мне
хочется увидеть храмы, наполненные неущербными христианами, христианами, которые
умеют молиться, умеют воевать, умеют зарабатывать деньги, умеют работать.
Хочется увидеть настоящих христиан среди депутатов, в политике, в финансовых
кругах, в экономике, христиан, выполняющих волю Божию на этой земле. Моя молитва
о том, чтобы такими стали христиане, еще вчера сдавшие позиции в обществе и
убегавшие куда-то подальше от ответственности за эту землю и за свою жизнь.
В Церкви всегда будут люди ущербные, ропщущие, которым вечно чего-то не
хватает. И это нормально. Но пора Церкви изменить представления о себе в этом
мире. Пора Церкви в лице рядовых прихожан начинать обретать полноценность, чтобы
каждый человек в ней становился ответственным, состоявшимся, мужественным,
который способным переносить нагрузки, способным рисковать.
Кто нас сегодня окружает? Если "мозги" уходят от нас, то мы, безмозглые,
ничего не сможем сделать для Царства Божьего. Если "мозги" собираются к нам, то
у нас есть будущее, потому что премудрость обитает с разумом.
Церковь сегодня нуждается в свежих людях. А люди сегодня нуждаются в
Церкви, в которой их примут такими, каковы они есть, в которой их личность будет
уважаться, а их талантам дадут раскрыться, в Церкви, в которой они встретят
любящих друзей.
Если мы хотим служить Богу, у нас должно быть одно сердце, один путь, одна
стратегия: утверждать законы Царствия Божия здесь на земле. Иначе зачем мы
каждый день молимся: "Да придет Царствие Твое!" Бог может спросить нас:
- А как конкретно вы утверждали Мое Царство? Как вы готовили почву для его
пришествия?
Ну есть такие христиане с "пораженческой" психологией, которые говорят,
что, мол, эти слова "да придет Царствие Твое" - это о духовной жизни, а не о
мирской. Хорошо. А как видно, что ты стал таким духовным, что Царство Небесное
для тебя уже наступило? Покажи конкретно, кому от твоей духовности стало легче
жить?
Если мы станем побеждающими христианами, если у нас будут реальные ответы
на реальные вопросы этого мира, то позитивных статей в прессе, позитивного
отношения к Церкви завтра будет все больше, больше и больше, потому что Бог дает
уста и премудрость, которым никто не может ни противостать, ни противоречить.
Церковь не должна зацикливаться на решении маленьких внутрицерковных проблем,
она должна пойти гораздо дальше "удовлетворения религиозных потребностей
человека". Когда Церковь объявит себя значимой социальной силой, в нее потекут
мудрые люди.
Мудрость обитает с теми, кто умеет рассуждать и разуметь. Задача Церкви
проповедовать не столько саму себя, сколько Христа, возрождать на нашей земле не
столько "религиозные традиции нашего народа", сколько авторитет и знание
Евангелия.
Если мы на сегодняшний день состоим в основном из вдов и сирот, то в
будущем Бог хочет поднять нас и желает, чтобы не только редкими прихожанами, но
и активными членами Церкви стали спортсмены, банкиры, политики, служащие,
учителя, врачи, люди творчества, искусства. Мудрость сделает так, чтобы таланты,
интеллект, финансы, связи и возможности были сосредоточены в Божьей Церкви.
Именно из этих материалов, из этих даров, и профессиональных, и духовных, Бог
хочет созидать Церковь, которую врата ада никогда не одолеют.
И сегодня моя молитва о том, чтобы Бог обновил наше понимание, разбудил в
нас поиск, избавил от тупости, серости, зашоренности. Боже, дай нам исполнить
волю Твою на всех уровнях!
Я очень хочу, чтобы Церковь стала открытой и доступной для людей разных
социальных слоев. Пусть в Церкви чувствуют себя уютно и домохозяйки, и банкиры,
и профессионалы от искусства, и учителя, и простые рабочие, и наше будущее -
молодежь. Пусть Церковь станет для всех родным домом. Пусть придут в Церковь
мудрые люди, пусть придут профессионалы.
Сделай нас, Боже, побеждающими христианами, воинами Твоими. Пусть Тебе не
будет стыдно за нас. Сделай нас честными людьми, сильными, мудрыми, не ищущими
оправданий своим слабостям. Дай нам уста и премудрость, которой никто не сможет
противоречить и противостоять. Да придет Царствие Твое!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О побеждающем христианстве Игумен Евмений
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 11:58 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 44
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
Вероника с Кавказа писал(а):
О побеждающем христианстве Игумен Евмений

Для того, чтобы сломать человеку волю, сделать его несчастным и зависимым
от "духовного гуру", большого ума не надо, больших талантов не надо. Просто
начни "старчествовать":
_ Образование тебе не нужно.
_ Красиво выглядеть - грешно.
_ Спорт не нужен, и
_ искусство тоже не нужно.
_ Политика - грязное дело.
_ А деньги... Сребролюбие - это большой грех, и все богатые в ад идут. Отдай
свое имение мне и иди в монастырь...


Замечательно! И... что-то смутно знакомое есть в этих императивах...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Откуда: Кавказ-Москва
Решила выложить эту статью, которая мне ОЧЕНЬ понравилась и узнать ваше мнение.


Да, Вик... чем-то таким смутно знакомым повеяло, не правда ли? :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:12 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Спасибо вам большое, Вероника! Нужная статья :!:

Цитата:
Многие, придя к осознанию тупика в своей религиозной жизни, разочаровались и ушли из Церкви. Почему ушли?
И куда ушли? Вот вопрос. (Простите, я ведь не - МП)


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Откуда: Кавказ-Москва
Пожалуйста! :)


Куда ушли? Ужасно, если в секты или в атеизм.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:32 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 44
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
У меня на работе есть человек. Очень умный, талантливый, врач по образованию, рассказывал мне, как "переболел" воцерковлением. Тоже говорит, с ума сходили - дочь в православнутую гимназию отдавали... Больно мне тогда стало именно из-за того, что тупость и ограниченность, выдавая себя за церковность гонит от себя умных людей, которые, на свою беду, не удовлетворяются простыми ответами. Кстати, где там наш Гудеа? Так интересно было читать его вопросы...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:38 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Вообщем, по поводу творчества этого отца я уже высказывалась. Своим близким не рекомендую.

Вообщем, не хорошее впечатление во-первых потому что побывав на его сайте не нашла ссылок на Святых Отцов, плюс прибавить ссылку на какой-то сайт и вовсе с дурным содержанием.

Я впрочем писала ему об этом. Пока остановились на том, что он защищает Гармаева. Ну и пожалуйста. Для себя считаю это неприемлемым. О Гармаеве можно почитать на сайте общества св.Иринея Лионского

Человек, который в своей практике не руководствуется Святыми Отцами не может считаться духовным и не станет им! А стоит ли отвлекаться на популярную литературу? Решает каждый сам.

Цитата:
Равным образом только те книги в точном смысле могут быть названы «духовными», который написаны под влиянием Святаго Духа. Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми Отцами.
Свт.Игнатий Брянчанинов


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:43 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
AnnaOl писал(а):
Вообщем, по поводу творчества этого отца я уже высказывалась.
Извините, Анна. Можно поинтересоваться - где? И что вам не понравилось в вышеприведенной статье?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:52 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 44
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
Вероник, знаешь... Кажется, я начинаю понимать свою маму...
Она очень испугалась за меня, когда я с видом пророчицы начала анафематсвовать все современные виды искусства, профессии, страны... :lol: А сейчас я уже распечатала статью, и теперь жду-не дождусь, когда смогу дать ее почитать маме...
Уже одну дала коллеге с работы почитать, надо бы и тому доктору дать...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 12:58 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:19
Сообщения: 71
Пять с плюсом.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Мне больно смотреть как подобного рода "наставники" превращают мою Церковь
в серое общество зависимых от ежедневных и бесконечных "батюшкиных
благословений" людей, которые не способны ни благовествовать Евангелия, ни
достигать каких бы то ни было значимых высот в современных обществе, ни даже
"без батюшки" хоть как-то обустроить свою личную или семейную жизнь.


Очень печально, когда монахи пишут такие слова. Хочется подарить ему книгу старца Ефрема Катунакского Она как раз о послушании. Пока же в словах этого игумена красной ниточкой проглядывает протестантизм и обмиршвление святоотеческих истин.

Цитата:
Послушник - как царь. Никто не может осудить его.


ДА, сегодня наверное (я НИ РАЗУ НЕ ВСТРЕЧАЛА НИ САМА, НИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМЫХ) есть отцы, которые стремятся подчинить себе стадо, а не привести его к Богу. Я даже говорить не могу лю этом, поскольку даже через разговоры о таком не слыхивала - вот только в статьях неуспокоившихся монахов об этом и читаю.

Жаль тратить время на это. И жаль, что вместо того, что бы принести молитвенную пользу - отец создает прецедент, когда новопришедший в храм и только нашедший себе духовного руководителя вместо послушания будет мучим помыслом "А не старается ли тот меня подчинить себе?"...

Просто жаль. :|

Цитата:
Пора Церкви в лице рядовых прихожан начинать обретать полноценность, чтобы
каждый человек в ней становился ответственным, состоявшимся, мужественным,
который способным переносить нагрузки, способным рисковать.


Ну вот не встречала ущербных прихожан. Прямо не знаю, может у отца в его селе такие только? :shock:

Цитата:
Но почему она безнадежно уходит из Церкви,
даже в лице тех, кто с детства был воспитан в Православной вере?


Не знаю прям, по-моему только приходит, только начала приходить.

Цитата:
Потому что это
поколение выросло в свободном мире, выросло в атмосфере свободы.


Истинную свободу дает только послушание. Увы, отец, и здесь как-то странно...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:19 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Откуда: Кавказ-Москва
Виринея писал(а):
Вероник, знаешь... Кажется, я начинаю понимать свою маму...
Она очень испугалась за меня, когда я с видом пророчицы начала анафематсвовать все современные виды искусства, профессии, страны... :lol: А сейчас я уже распечатала статью, и теперь жду-не дождусь, когда смогу дать ее почитать маме...
Уже одну дала коллеге с работы почитать, надо бы и тому доктору дать...


Аналогичная ситуация!


Признаюсь. когда я впервые прочла эту статью, то чуть не завопила от восторга. Настолько четко и конкретно там были указаны те вопросы, что меня мучили, мои сомнения и их причины. Во многом, эта статья помогла мне разобраться в самой себе - за это я благодарна отцу Евмению.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:23 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Побеждающий христианин мыслит так, как мыслит о нем Бог, и поэтому у него есть
шанс жить так, как хочет того Бог. Если Бог думает, что я - соль, значит я -
соль. Если Бог думает, что я - свет, значит я - свет. И никаких компромиссов!


Но почему же отец Евмений не дает ссылок на Святых Отцов? Не потому ли, что у них просто нет подтверждений его словам?

Взять эту цитату, все тут же вспоминаем слова св.Симеона Нового Богослова:

Цитата:
Тому, кто не познал себя самого, что он - НИЧТО(!) не может помочь Сам Всемогущий Бог при всем том, что желает помочь ему.


Вот логика в словах святого Отца понятна, а в словах игумена есть мирская логика, но нет смирения - главного.

Понимаю, что это написано для подростков... Ну может быть им это понравится. Пути Господни не исповедимы... возможно и это кому-то поможет.

Однако, смотрю на тех, кто пришел за о.Менем и как они носятся сейчас вокруг его имени и понимаю, что есть отцы, которые приводят к Богу, а есть те, кто приводит к собственной персоне.

Наверное последних и надо избегать.

И будем руководствоваться наставлением св.Игнатия Брянчанинова и читать больше святых отцов. Вот - мудрость и истина.

О.Евмения как Игумена уважаю, как творческого человека тоже, но имею свободную волю не допускать до своего пути его измышлений. Бог да поможет и мне и ему!

PS Почвы для спора тут нет. Каждый выбирает путь сам - кто короче, кто длиннее. Я предпочитаю короче.


Последний раз редактировалось АнечкаОл 15 дек 2004, 13:36, всего редактировалось 2 раз(а).

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:34 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Попытки простого соединения христианской антропологии с видением человека в психологии, педагогике, психиатрии могут представить механический, нежизнеспособный конгломерат и, как показывает уже некоторый опыт, оказываются малоплодотворными. Сегодня в этой области ведутся напряженные поиски, и будем надеяться, когда-нибудь они увенчаются хорошим результатом.

Л.Ф. Шеховцова,
Профессор, доктор психологических наук


Цитата:
Грамаев разрушил масу будущих супружеских пар – разлучать влюбленных, «переблагословлять» браки - было для него любимым занятием.
Смиренный Гармаев далее придумал теорию, согласно которой зачатие ребенка должно происходить в какое-то определенное время после вступления супругов в брак - разумеется, по благословению о. Анатолия. Таким образом, супруги брали у "аскета" Гармаева (сам он - бездетный) благословения на зачатия (!) детей. И все это мне рассказывали те, кто сбежал от Гармаева, не выдержал этой системы нравственных и физических издевательств, стилизованной под православную педагогику. Хорошо было бы поинтересоваться у г-на Гармаева, сколько человек ежегодно попадают от него в психиатрические клиники, нет ли среди них тех,
кто заболел "на голову" особенно тяжело... Я пока умолчу об этом.

Несколько раз все гармаевское училище переезжало за город в какие-то лагеря - в ожидании скорого Конца Света, который предсказывал о. Анатолий - последняя подобная поездка состоялась в июле - августе позапрошлого года... Гармаевцев в епархии можно узнать сразу - все как одинаковые. Первый признак - характерный тихий голос - и особенный, вкрадчивый взгляд, чем-то они напоминают кришнаитов ... Я видел многих гармаевцев, в своем большинстве - зрелище тяжелое - люди до самозабвения преданные "вождю", совершенно несамостоятельные при этом.


О каких таких "пастырях" пишет о.Евмений в приведенной выше статье, когда он защищет ТАКИЕ взгляды о.Анатолия Гармаева? Ну не сложно догадаться, наверно о самых обыкновенных пастырях Церкви.


Цитата:
На иринеевских чтениях было справедливо указано, что христианский педагог Гармаев почти не ссылается на Евангелие. Факт, конечно же, отвратительный, никак, кстати, не освещенный в высокомерном ответе о. Гармаева. Но зачем брать так далеко - посмотрите на чисто научную сторону его трудов. Например, в «Обрести себя», речь идет о сложнейших вопросах - например, об эмоциональных циклах в жизни человека - дневном, недельном, месячном, годовом, десятилетнем... Но в соответствующих местах книги ее текст, простите, «идет слоном» - то есть без единой ссылки на какие-либо печатные научные труды. Возникает вопрос - откуда Гармаев все это знает? Кто ему это открыл, рассказал? Откуда он взял эти данные, эти детальные классификации, которые он приводит без каких-либо ссылок?! Почему, например, такой-то «цикл» заканчивается именно в 40 - 45 лет (а, скажем, не в 37 - 38) - и тогда же начинается другой? Где положенная здесь статистика? Решительно то же самое следует сказать фактически о каждом из параграфов этого объемистого труда - и не только о
нем, но и обо всех остальных педагогических сочинениях нашего педагога с десятилетнем стажем работы.


В приведенной статье я так же не увидела никаких ссылок на святых отцов и на Евангелие. А известен способ, по которому с древности отличают истинного пастыря от ложного - по тому, что истинный пастырь всегда сказав свои слова тут же соотносит их с Евангелием.

Цитата:
Гармаев пишет, что им за эти годы подготовлены 30 священников, несколько монахов и монахинь. Опять же, неясно включают ли в себя эти 30 священников тех, кто был рукоположен из числа слушателей катехизаторских курсов, а также - из числа студентов волгоградского епархиального училища, от которого к середине 90х отделилось сергиевское училища самого о. Гармаева.


И я постараюсь быть внимательней к тем, кто вышел из его школы. Потому что ризы черные - это многое, но далеко не все.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:47 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Он спросил меня однажды, как я отношусь к его деятельности? Я ответил, что если бы его не знал, то, сказал бы, что из этих его книг надо сделать костер и его самого на нем спалить. Я попросил его остановиться, ради Бога. А он говорит: «Ну значит, вы что-то недопоняли, отец Димитрий». Я его спрашиваю: «Хорошо. Давай, откроем любую из твоих книг на любой странице. — раскрыл и ткнул пальцем в какую-то сентенцию, — Откуда ты это взял? Ты что Рудольф Штайнер или Блаватская? Им там некто диктовал. Хорошо. Но откуда ты это взял?»

..........


Если кого-то из друзей о. Анатолия я покоробил, сердечно прошу прощения. Речь идет не о нем лично, а о его заблуждениях, с которыми он, к сожалению, не хочет, по примеру всех нормальных людей, расстаться. Вспомним митрополита Димитрия Ростовского, который получил хорошее католическое образование. В своих трудах в некоторых высказываемых им мыслях, чувствовалось влияние католицизма. Когда ему на это указали, он тут же от этого отказался. А вот когда человек настаивает на своей неправоте, когда не хочет прислушаться к тому, что говорят ему люди старше его по хиротонии или, к примеру, доктора наук, это, действительно, очень печально.

Протоиерей Дмитрий Смирнов
Доклад на I Иринеевских чтениях


Это и ранее приведенные здесь:

http://iriney.vinchi.ru/polemic/g002.htm


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Вообщем, много шума из ничего. Плюс два часа затраченного в пустую времени. Вот результат прочтения этой статьи.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 13:57 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 12:45
Сообщения: 59
AnnaOl писал(а):
Понимаю, что это написано для подростков... Ну может быть им это понравится. Пути Господни не исповедимы... возможно и это кому-то поможет.

Однако, смотрю на тех, кто пришел за о.Менем и как они носятся сейчас вокруг его имени и понимаю, что есть отцы, которые приводят к Богу, а есть те, кто приводит к собственной персоне.

Наверное последних и надо избегать.

И будем руководствоваться наставлением св.Игнатия Брянчанинова и читать больше святых отцов. Вот - мудрость и истина.

О.Евмения как Игумена уважаю, как творческого человека тоже, но имею свободную волю не допускать до своего пути его измышлений. Бог да поможет и мне и ему!


Я с Вами полностью согласен.

Добавлю только, что статья о. Евмения вполне соответствует требованиям времени - в части борьбы с перегибами "младостарчества" и неофитской эйфории. И это - правильно. Неправильно с моей точки зрения только то, что о. Евмений не говорит о правильных ориентирах духовной жизни в современном мире, а именно их и следует искать у св. Отцов.

Причем, кому-то может показаться, что о. Евмений защищает "церковный либерализм" явно протестантского толка, либерализм вседозволенности и непослушания, хотя бы потому, что подчеркнуто использует яркие примеры неумного "духовного" ревнования.

Я думаю, что это далеко не так. Он говорит, в первую очередь, об активной жизненной и общественной позиции, но не тождественной и не подразумевающей духовной расслабленности.

За примерами сочетания духовной ревности и активной мирской деятельности далеко ходить не надо - это множество крупнейших Российских предпринимателей прошлого:

Цитата:
Деятельность русского купечества основывалась на религиозных догматах и традициях, прежде всего официального православия и старообрядчества. Русские предприниматели, особенно выходцы из купечества, отличались большой религиозностью. Это не было случайностью, так как деловая активность, вопреки расхожему мнению, в христианской религии не осуждалась. Для Евангелия, например, даже расчет эффективности хозяйственной деятельности – явление вполне нормальное («кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек»). Более того, нормально и получение торговой или иной прибыли на вложенный «в дело» или «в оборот» капитал, причем норма прибыли может быть очень высокой. Торговля как таковая неприемлема только в одном случае – когда она связана с оскорблением святынь (эпизод с изгнанием торгующих из храма).
...
Чтобы предпринимательская деятельность не привела к духовной гибели, человек должен следовать определенным законам. Во - первых, это необходимость общественной полезности предпринимательства. Непроизводительное использование богатства и нацеленность только на личное потребление в поведении предпринимателя однозначно осуждались. Во - вторых, признание праведности источников собственности: богатство трудовое, не основанное на присвоении чужой собственности, в принципе неосуждаемо. В - третьих, признание благотворительности как одного из основных условий спасения души вообще и души богатых людей особенно.
...
Здесь можно назвать семью Прохоровых, один из представителей которых, Тимофей Васильевич, был автором двух написанных в духе евангельских истин трактатов «О богатении» и «О бедности». Следуя словам отца, произнесенным на смертном одре: «Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении», братья Прохоровы и их потомки в пореформенное время делали для рабочих своих предприятий много больше того, что предписывалось законодательством (при Трехгорной мануфактуре был госпиталь на 75 коек, родильный дом, школа, ремесленное училище, детский сад и другие бесплатные заведения, включая дома дешевых квартир).
...
Интересным примером благочестивости, бытовавшей в купеческой среде, является также история семьи Вишняковых. Петр Михайлович Вишняков не ходил в театр, презирал пьянство, а весь его отдых заключался в том, что он посещал в праздники храм. Кроме приходской церкви, П.М.Вишняков изредка ездил в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь ко всенощной (когда по несколько месяцев в году находился на Нижегородской ярмарке). Сын Вишнякова позднее отмечал религиозность отца «как фундамент всего его мировоззрения», в которой «коренился, как всегда, большой устой нравственной силы... Он горячо веровал в Божественный Промысл и в те догматы, которым учит Церковь, не мудрствуя лукаво. К самому упоминанию имени Божия он относится с особым уважением и пишет обыкновенно слово БОГ большими буквами».
...
Жизнь купеческой семьи в течение года определялась церковными праздниками (а еще временем Нижегородской и других ярмарок, сроки проведения которых, в свою очередь, тоже были приурочены к этим праздникам). В соответствии с православными традициями устанавливалась и манера питания. Жена банкира А.И.Волкова (урожденная Вишнякова) писала о строгих порядках в купеческой среде: «Церковная служба на первой, четвертой и страстной неделях посещалась всеми членами семьи... Кто говел, тот ходил к заутрене в 7 часов утра, к часам или обедне в 10 часов, и в 4 часа к вечерне. Говельщикам запрещалось пить чай до обедни в среду и пятницу, и все обязаны были подчиняться этому правилу, за исключением детей и младенцев. Последние тоже ели постную пищу. Скоромная пища, олицетворенная в молоке матери или кормилицы, допускалась только четыре поста, как родится ребенок, то есть Великий, Петровский, Успенский и Рождественский... По окончании этого срока младенцев питали постным одинаково со взрослыми».
...
Особенно истовое отношение к религии отличало старообрядческую среду. В известной степени это было связано с историей преследования старообрядчества. Из среды старообрядцев вышли крупнейшие династии текстильных фабрикантов Москвы: Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Коноваловы, Рахмановы, Рябушинские, Горбуновы, Шелапутины, Кузнецовы и др.
...
Среди московских старообрядцев имелись и случаи ухода в иночество, которые, несомненно, имели большой резонанс как примеры подвижничества. Так, после смерти жены ушел в иноки московский текстильный фабрикант Иван Петрович Бутиков (1800 –1874).
...
Следует отметить еще один момент. Религиозность воспринималась в предпринимательской среде как безусловная добродетель. Достаточно часто твердое, неколебимое отношение к вере в купеческой среде способствовало упрочению деловой репутации того или иного бизнесмена. В отсутствие письменных документов (которые входили в практику деловой жизни очень медленно) «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью в «держании слова» при устном заключении контракта.


Вот пример более чем успешных людей в Церкви. Но нужно помнить, что этот успех в миру достигался в силу твердого исповедования Веры и строгой духовной жизни. Этот путь успеха мне видится более предпочтительным и последовательным.

И еще. Успешность, образованность и активность, не подкрепленные серьезным духовным деланием под руководством опытного духовника, годятся разве что для комсомола, но не для Церкви.

У Путина, кстати, духовник есть :).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Добавлю только, что статья о. Евмения вполне соответствует требованиям времени - в части борьбы с перегибами "младостарчества" и неофитской эйфории. И это - правильно.


Если учесть, что именно о.Анатолий Гармаев самый яркий пример младостарчества, то о ком же тогда пишет о.Евмений? Вот в чем вопрос. А так - да, в ногу со временем...

- Ты подбил русский танк?
- Я...
- А ты знал, что это русский танк?
- Я. я...

Цитата:
Я думаю, что это далеко не так. Он говорит, в первую очередь, об активной жизненной и общественной позиции, но не тождественной и не подразумевающей духовной расслабленности.


Если только так - то я рада! Однако, в свете того, что о.Евмений неравнодушен к о.Анатолию Гармаеву - все его слова звучат по иному.

С Вашим тезисом, если его выделить так:

Цитата:
Активная жизненная и общественная позиция, не тождественная и не подразумевающая духовной расслабленности


Не просто согласна, но и вовсем ее поддерживаю.


Последний раз редактировалось АнечкаОл 15 дек 2004, 14:12, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:11 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Насколько я понимаю, этот игумен - ярый экуменист, имеющий серьёзные контакты с католиками. Уж молился ли он с ними, причащался ли в их храмах - не знаю. Но в Питере он проводил свои семинары в помещении католического культурного центра.

Так что, понятное дело, пишет он всякую чушь, идущую к нам с запада. Эта статья - полный бред. Церковный народ представляется как сборище "ущербных неудачников". Это ложь от начала и до конца. А больше и комментировать нет смысла.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:13 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Увы! Иногда мы реагируем не на то, что говорится, а на то - КЕМ...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:14 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Алексей, побывав на его сайте я просто удивлялась - там не встречается выражение "православный", а только "христианский". В целом это и не плохо, т.к. мы - христианте. Но ныне смысловые нагрузки стали скользкими и видите, так оно и вышло. Искала ответ на этот вопрос.

Спаси Господи!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 44
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
В метро к новоначальному обращается протестанский мессионер:
- Вы в Бога верите?
- Нет, я православный.
Примерно так...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:22 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 14:38
Сообщения: 386

Возраст: 47
Откуда: Санкт-Петербург
Цитата:
В метро к новоначальному обращается протестанский мессионер:
- Вы в Бога верите?
- Нет, я православный.
Примерно так...

Кажется, это реальный случай из жизни о. Андрея Кураева :D


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:30 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Виринея писал(а):
В метро к новоначальному обращается протестанский мессионер:
- Вы в Бога верите?
- Нет, я православный.
Примерно так...


Но тут-то все понятно, Нет было сказано пастору, его навязчивости, его "богу", а продолжение - Я - Православный.

Просто о..Андрей "подогнал" случай под себя. Хотя и так всем это ясно.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 14:54 
вы меня уже узнаете?

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 12:45
Сообщения: 59
AnnaOl писал(а):
Если только так - то я рада! Однако, в свете того, что о.Евмений неравнодушен к о.Анатолию Гармаеву - все его слова звучат по иному.


Я тут не берусь судить о. игумена за его пристрастия. Архиерей ему судья. А вот о чем он пишет, пытаюсь понять с позитивной точки зрения. А так да, тон статьи весьма и весьма сомнительный.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 15:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Михаил писал(а):
Я тут не берусь судить о. игумена за его пристрастия.


Упаси Господи!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 15:10 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:02
Сообщения: 14718

Откуда: Кавказ-Москва
Почитала постинги Анны, Михаила и Алексея и... еще больше зауважала отца Евмения. :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 15:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 44
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
Вероника с Кавказа писал(а):
Почитала постинги Анны, Михаила и Алексея и... еще больше зауважала отца Евмения. :)

Вика, ты не боишься, что нас с тобой еще больше занеуважают? :lol:


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 15:18 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
А я вообще не могу понять о чем спор. :roll:

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 15 дек 2004, 15:19 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Вероника с Кавказа писал(а):
Почитала постинги Анны, Михаила и Алексея и... еще больше зауважала отца Евмения. :)


Ну конечно :) Это же удобнее - предаться пустым эмоциям, взять флаг в руки и пойти руку об руку с католиками или сектантами.

Конечно, удобнее считать младостарцами всех, кто учит жить в послушании, а не тех, кто борется со священноначалием, позволяет ходить на ушах, навязывает принципы мiра, услаждает "старым багажом".

Правильно Вероника, думайте, что те, кто тут пишет, делает это от безделия, потехи ради да осуждения "доброго имени" молодого и продвинутого игумена, борца за возрождение Церкви в родном селе.

Вот только чему потом удивляться, что благодати нет? Ведь первое, за что дается благодать в избытке - это даже не молитва непрестанная, не миссионерство, не добрые дела, первое и главное, за что благодать посещает с избытком - это ПОСЛУШАНИЕ.

Без послушания не быват молитвы, не бывает добрых дел, нет и не может быть миссионерства.

Такое вот обыкновенное послушание, о котором пишут с первых страниц Евангелия, пишут все святые отцы. И нет в нем ничего новаторского, а только боль и страдание для тех, кто не дорос до радости и счастья понимания того, что послушание - это верный и самый короткий путь к ЕДИНЕНИЮ ДУШИ С БОГОМ, к истинной СВОБОДЕ ДУХА. К исполнению главного желания о нас Бога нашего.

Так что - Ваш выбор, это Ваш выбор. Надеюсь, что Вы встретите на своем пути доброго мудрого пастыря, который любовью и смирением в пух и перья разобьет все Ваши представления о возможном содружестве новомодернизма и православия.


Последний раз редактировалось АнечкаОл 15 дек 2004, 15:24, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 141 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: