Очень в пору к посту пришлось.
АРХИМАНДРИТ НЕКТАРИЙ (АНТОНОПУЛОС)
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ
Перевод с новогреческого
http://www.wco.ru/biblio/books/nektar1/
Цитата:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы часто слышим вокруг, да и сами говорим про кого-то "хороший человек" или "плохой человек". То есть делим людей на "хороших" и "плохих", высказываем какие-то суждения на основании собственных оценок. Такая установка противна Богу и Церкви. Во-первых, у нас нет права судить ближних, поскольку обычно мы знаем их очень мало и только по внешним проявлениям; нам неведомы глубины их сердца. Во-вторых, для Церкви не существует "хороших" и "плохих", но есть люди внутри Церкви и вне ее. Лишь пребывая в церковной ограде, мы можем надеяться на спасение. Вне Церкви такой возможности нет, даже если ты "хороший" человек. "Вне Церкви нет спасения", - говорит святитель Киприан Карфагенский.
Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы учить какой-то новой философии, и не для того, чтобы привнести еще одну религию вдобавок к уже существующим. Он основал Свою Церковь, Богочеловеческое Тело, внутри которой человек спасается. Следовательно, если кто-то действительно жаждет спастись, то у него нет другого пути, кроме как стать членом Церкви, как бы привиться к Телу Христову. Это наше единение с Церковью осуществляется через Таинство Крещения. В этом Таинстве мы отрекаемся от диавола, его дел, его служения, его тьмы и соединяемся с Христом, становимся членами Его Церкви. Другими словами, мы становимся детьми Бога Отца, членами Его семьи, братьями другим христианам.
Внутри Церкви, по благодати Божией, мы начинаем духовный путь, цель которого - наше совершенствование, наше обожение. Однако по нерадению и нашим грехам этот духовный путь может прерваться, и не один раз. Нам свойственно забывать дары Отца и любовь Божию, забывать об обетах, которые мы давали при Святом Крещении, предаваться рабству греха. Но человеколюбец Бог, зная наши немощи, предоставляет нам возможность вновь и вновь возвращаться к Нему, исправлять свой путь, исцелять свои раны. Это достигается в Таинстве Покаяния через исповедание своих грехов.
Таинство Покаяния - это великий дар милости Божией. Но, к сожалению, мы либо мало что знаем об этом, либо, по неразумию, этим пренебрегаем, либо имеем искаженное представление о том, как следует приступать к исповеди, и в результате остаемся пленниками греха. То, о чем будет сказано ниже, не является ни богословским трактатом, ни специальным исследованием о покаянии. Уже написано довольно много фундаментальных сочинений подобного рода. Эта небольшая книга предназначена главным образом для широкого круга людей, которые задумываются о своем спасении. В ней сделана попытка разрешить некоторые трудности, с которыми могут столкнуться те, кто пожелает прибегнуть к этому великому Таинству, свидетельствующему о безграничном человеколюбии Бога.
26 января 1993 г., память преподобного Климента Сагматского
Архимандрит Нектарий