Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Припевы в каноне из последования к Причащению
 Сообщение Добавлено: 11 фев 2005, 12:37 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
В канонах припев как молитвенное возвание произносится перед каждым тропарем песни, но не читается перед "Слава" и "И ныне". В каноне из последования ко Святому Причащению основных припева 2, "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" и "Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене", плюс Богородичен.
В песне 9-ой канона 4 тропаря, и только про последний указано, что он Богородичен. Вопрос: какой припев читать перед 3-им тропарем? Думаю, что это "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей".


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 фев 2005, 12:43 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Тарапунька
А какой там следующий за "Сердце чисто..." и "Духа Твоего Святаго..." стих в 50-м псалме?
"Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя". По-моему, он в Следованной Псалтири и указан.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 фев 2005, 17:33 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Это не ответ, по-крайней мере, я ничего не понял :roll:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 фев 2005, 17:43 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Алексей писал(а):
"Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя".

Вам правильно ответили. :) Именно такой третий припев.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 фев 2005, 17:59 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Тарапунька
Да всё там просто: два стиха, используемые как запевы, взяты, вообще-то, из 50-го псалма, и в нём идут подряд. Я считал общепринятой практикой, что для третьего тропаря в 9-й песне берётся следующий за ними стих, "Вождаждь ми радость..." В общем-то, ничего, кроме такого вот продолжения, за этим мнением не стоит.

Мне казалось, что в Следованной Псалтири указаны эти запевы, но нет. Сейачс посмотрел и увидел, что там и указанных Вами "стандартных" запевов нет, судя по всему, они оставляются для определения чтущему канон. Ну, есть вот такая традиция их читать.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 фев 2005, 18:01 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Воть :D Четко и ясно. Спасиба :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 фев 2005, 00:11 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 48
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Алексей писал(а):
Я считал общепринятой практикой, что для третьего тропаря в 9-й песне берётся следующий за ними стих, "Вождаждь ми радость..."

В большом молитвослове в нашем храме именно такой припев и указан.
Цитата:
Мне казалось, что в Следованной Псалтири указаны эти запевы, но нет. Сейачс посмотрел и увидел, что там и указанных Вами "стандартных" запевов нет, судя по всему, они оставляются для определения чтущему канон. Ну, есть вот такая традиция их читать.

Согласен. Есть.

Пошёл спрашивать на знаменном форуме про происхождение этих припевов. Вот ссылка.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 фев 2005, 19:48 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17070

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Есть и другая традиция - к богородичному припевать Слава и ныне, а на девятой - к третьему тропарю Слава, а к четвертому - и ныне


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 фев 2005, 21:21 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 48
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Moskvich писал(а):
Есть и другая традиция - к богородичному припевать Слава и ныне, а на девятой - к третьему тропарю Слава, а к четвертому - и ныне


Очень интересно. А где такой традиции придерживаются и есть ли тому печатные свидетельства?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 фев 2005, 22:39 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 48
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Пошёл спрашивать на знаменном форуме про происхождение этих припевов. Вот ссылка.


Получил ответ. Цитирую:

Re: Припевы в каноне пред Причащением
Отправитель: Александр Клименко (Наследiе Святой Руси) 2005-02-13 22:13:27

*** А кто-нибудь может сказать, откуда взялась традиция в качестве припевов к канону пред Святым Причащением использовать 2 стиха, а в 9-й песни - 3 стиха из 50-го псалма? В Следованной Псалтыри ведь не указано никаких припевов.

Это смотря каким изданием пользоваться. Например в Псалтыри со возследованием (Москва, Печатный Двор, 1651 г., л.617 об.- 621) в последовании ко святому причащению, они есть (1 - Сердце чисто созижди во мне Боже, и Дух прав обнови во утробе моей; 2 - Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене), но канон, авторство которого приписывается святому Симеону Новому Богослову, указан другой (Гл. 2, Ирмос: Грядите людие; 1 Тропарь: Виждь душе Христа закалаема...).
В Московских книгах НОВОЙ печати - канон тот же, что и в новогреческих (см. напр.: МIКРОN ОРОЛОГIОN. Athens, 1999, стр. 540-545), и с теми же припевами (см. отдельное издание 1997 г.).
Путаница в 9-й песни произошла от того, что вслед за изданиями нач. XX в., из канона перед последним тропарем "выпадает" "Слава, и ныне" и заменяется Богородичным, или Троичным запевом (Та же традиция прослеживается и в Богородичнах Пасхального канона).
Однако, в Синодальных изданиях встречаются и т. н. "полные" каноны ко святому причащению, не с тремя, а с четырьмя тропарями в каждой песни (со "Славой", "И ныне" на третьем и четвертом тр. соответственно - см. "Правило ко святому причащению". М., Синод. типогр, 1893. - л. 149-155).
Но!
Текст и краестрочие греческого оригинала (см. выше) - "По алфавиту", соответствует не "полной", а "краткой" форме канона, и говорит о том, что добавление четвертого тропаря произошло уже в России и в Синодальный период.

*** Интересно, читается ли подобный канон у старообрядцев и если читается, то с какими припевами? Что-то в старообрядческом молитвослове я не нашёл вообще никакого правила ко причащению.

Читается тот же древний канон, что и Псалтыри со возследованием 1651 года, с четырмя тропарями, запевами и "Славой", "И ныне" в каждой песне. Он имеется и в отдельном издании т. н. "Правильных канонов", вышедшем в граде Уральске в 1908 г на лл. 107 - 113 об.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 фев 2005, 22:48 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17070

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Вячеслав Валентинов писал(а):
Он имеется и в отдельном издании т. н. "Правильных канонов", вышедшем в граде Уральске в 1908 г на лл. 107 - 113 об.


Жуткий офтопик: я достаточно пассивно ищу старообрядческий канон за благодетелей. Не подскажите ли, где этим можно заняться порезультативней?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 13 фев 2005, 23:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2004, 22:11
Сообщения: 1533

Возраст: 48
Откуда: Петроград
Вероисповедание: Православный, МП
Moskvich писал(а):
я достаточно пассивно ищу старообрядческий канон за благодетелей. Не подскажите ли, где этим можно заняться порезультативней?

У нас на знаменном форуме (см. ссылку выше), либо на форуме старообрядцев. На старообрядческий форум, скажу по себе, ходить очень неприятно - там обстановка угнетающая - разрешается только хвалить старообрядцев и ругать "никоньян". Второе зачастую даже больше интересует участников, чем первое :(


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 мар 2005, 21:16 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Еще... В благодарственных молитвах по Святом Причащении конец зависит от совершенной Литургии: святого Василия Великого или Преждеосвященных Даров. А если совершалась Литургия Иоанна Златоуста, то что читать? А если апостола Иакова?

Почти в тему... У батюшек что, вся жизнь с говением проходит?

Не совсем в тему... За следующее можете сразу расстреливать, если чем смутил :roll: Почему священники и диаконы скорее более полны или плотны, по сравнению с прихожанами? Причем у прихожан это скорее болезненная полнота, а у батюшек ээ... естественная какая-то плотность :roll: Сейчас пишу это и вспоминаю биографию диакона Кураева :roll: Вот проснусь утром другим :) человеком и вопросов не будет :D Вот, стало интересно :roll:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 мар 2005, 22:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Тарапунька писал(а):
Почему священники и диаконы скорее более полны или плотны, по сравнению с прихожанами?

Слышал объяснение от батюшки, что в основном это происходит в нынишние времена из-за неправильного питания.
Перед службой не ядим, мол, потом требы, потом воскресная школа и т.д., а потом наваливаемся) ближе к вечеру.
Вот и разносит. А если еще и на овощах и кашке сидеть, то вообще беда. (на себе в армии, кстати, это прочуствовал)
Так что усе логично и физиологично)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 мар 2005, 23:12 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17070

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Тарапунька писал(а):
Еще... В благодарственных молитвах по Святом Причащении конец зависит от совершенной Литургии: святого Василия Великого или Преждеосвященных Даров. А если совершалась Литургия Иоанна Златоуста, то что читать? А если апостола Иакова?

Тропарь и кондак апостолу Иакову. Когда на эту литургию пойдёте, меня пригласите :) Я с собой Вам и тропарь, и кондак принесу :)
Цитата:
Почти в тему... У батюшек что, вся жизнь с говением проходит?

Как правило - нет. Есть, конечно, подвижники - всю жизнь на сухоястии - но таких, думаю, единицы. Кто-то один день от мяса воздерживается.
Цитата:
Не совсем в тему... За следующее можете сразу расстреливать, если чем смутил :roll: Почему священники и диаконы скорее более полны или плотны, по сравнению с прихожанами? Причем у прихожан это скорее болезненная полнота, а у батюшек ээ... естественная какая-то плотность :roll: Сейчас пишу это и вспоминаю биографию диакона Кураева :roll: Вот проснусь утром другим :) человеком и вопросов не будет :D Вот, стало интересно :roll:

Ещё говорят, кагор на печень очень плохо действует. Поэтому греки, служащие на сухом вине, как правило, не полны.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 11:28 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Тарапунька писал(а):
А если совершалась Литургия Иоанна Златоуста, то что читать?
Тоже тропарь и кондак, только уже Иоанну Златоусту? В молитвослове он есть?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 12:55 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43
Сообщения: 671

Возраст: 48
Тарапунька,
естесвенно, есть. Литургия Златоустого ведь служится в разы чаще, чем литургия преждеосвященных Даров или служба свт. Василия. Так что если вообще в молитвослове указано окончание благодарственных молитв (его не всегда печатают), то там эти тропарь и кондак быть обязательно должны, ибо они нужнее всего.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 13:44 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
У меня в молитвослове в окончании благодарственных молитв есть только тропари и кондаки для Литургий Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Посмотрю дома еще раз :roll:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 15:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Тарапунька писал(а):
У меня в молитвослове в окончании благодарственных молитв есть только тропари и кондаки для Литургий Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Посмотрю дома еще раз :roll:
Благодарственные молитвы по умолчанию (default) - для литургии Златауста :D


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 15:39 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Вот и разобрались. Незнанье - тьма :(


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 17:17 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 21 фев 2005, 16:09
Сообщения: 406
Тарапунька писал(а):
Почему священники и диаконы скорее более полны или плотны, по сравнению с прихожанами? Причем у прихожан это скорее болезненная полнота, а у батюшек ээ... естественная какая-то плотность :roll: Сейчас пишу это и вспоминаю биографию диакона К


Читал в ответах Иоанна Кронштадского: священники вкушают тело и кровь Христа, от которых и выглядят здоровее - и румянец на щеках, и широта в кости, и полнота.

Хотя, ИМХО, многое зависит и от конституции тела.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 09 мар 2005, 20:55 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17070

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
Тарапунька писал(а):
Вот и разобрались. Незнанье - тьма :(

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши, вселенную просвети.
Т.е.
Твоих уст, (возсиявши как светлость огня) благодать просветила вселенную.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: