Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Клятвы
 Сообщение Добавлено: 28 мар 2005, 22:49 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37)

«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12)

Часто встречаются противоречивые толкования данных слов. Кто-то говорит, что нельзя давать клятвы на будущее, а в удостоверение истинности прошедшего можно. Кто-то говорит, что нельзя клясться всем кроме Господа. Кто-то, что нельзя кем-то или чем-то, а просто сказать «клянусь» можно. Кто-то говорит, что вообще не при каких условиях этого делать нельзя. Было бы интересно если бы вы поделились своими мыслями, имеющимися цитатами Св. Отцов или ссылками.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 28 мар 2005, 23:48 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 20:16
Сообщения: 538
Я по рабоче-крестьянски объясню своё понимание. Своими словами...т.с.
После чтения этих глав (как-то врезались они в меня крепко) я уже не могу клясться вообще...т.е. ничем и никогда. Но бывают ситуации, когда хочется это сделать, чтобы человек поверил и не сомневался. Тогда я делаю строгое лицо и говорю:"Ты же знаешь, что я не могу обманывать. Но клясться не буду!" И это работает. Правда, ситуации такие возникают в основном с близкими.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 01:38 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 00:11
Сообщения: 326
Не может быть никаких толкований на абсолютный запрет, истинный при устах двух свидетелей — "не клянись вовсе" Иисуса Христа, и "никакою другою клятвою" апостола Иакова.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 09:50 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Не клянусь после этих слов тоже. И рад, что не знал "мук" (помыслов) верующих офицеров, которые думали над этими словами Спасителя перед принесением присяги :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 10:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Тарапунька писал(а):
... рад, что не знал "мук" (помыслов) верующих офицеров... :)
Счастливчик!


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 11:00 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Поиск писал(а):
Не может быть никаких толкований на абсолютный запрет, истинный при устах двух свидетелей — "не клянись вовсе" Иисуса Христа, и "никакою другою клятвою" апостола Иакова.

Немного хочу уточнить Вашу позицию. Обеты приносимые Господу (например, монашеские) подпадают под понятие клятвы или нет? И различные виды клятвенных формул применяемых в общественной жизни (например, разного рода присяги, профессиональные и судебные клятвы) также не должны приноситься или могут, но при определенных условиях?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 11:38 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
Вот и я про присягу пишу, которая во всех христианских странах существовала издревле :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 13:25 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 20:16
Сообщения: 538
Павел-2 писал(а):
Обеты приносимые Господу (например, монашеские) подпадают под понятие клятвы или нет?

ааа....а вот про это я и забыла.....а ведь тоже думала на эту тему.
Интересно, что ответят.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 13:50 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 фев 2005, 13:58
Сообщения: 389

Возраст: 42
Откуда: Китай-город
Вероисповедание: Православный, МП
Вот проповедь по этому поводу... Святых отец там почти нет, есть примеры из церковной истории, и рассуждения хорошие.

Клятва

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33–37).

Предыдущие стихи представляют собой толкование Христом шестой и седьмой заповедей: «не убивай» и «не прелюбодействуй». Иисус показал, что нарушение заповеди не в самом только убийстве или супружеской неверности. Злая мысль и плохое слово приравниваются к лишению жизни. Похотливый взгляд, желание измены стоят в одном ряду с прелюбодеянием.

Читая стихи 34–37, мы видим, как Христос объясняет заповеди, связанные с грехом языка (можно проследить связь с третьей — «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» — и девятой — «не лжесвидетельствуй»). Иисус призывает к абсолютной честности в речи.

Я убежден, что здесь Христос не ставил Свой целью дать инструкцию в отношении присяги: принимать или не принимать. Если я не сказал «клянусь» в торжественной обстановке, рано хвалиться своей праведностью. Отвергнем легалистический подход к Нагорной проповеди. Христос не настаивает на выполнении определенных правил, а претендует на всю нашу жизнь, требует правды во всех сферах жизни, призывает посвятить Ему все сердце, весь разум, все силы. В данном случае Он говорит, что каждое слово христианина должно быть правдивым и честным, так что нет нужды подтверждать наши заявления клятвами. Наше «да», это действительно «да», истинно и аминь.

Эта заповедь не менее актуальна предыдущих, потому что истина не в почете. Мы не представляем, как можно прожить без обмана, и почти уверены, что нам лгут. Государство, как думают большинство граждан, обманывает всеми способами. Как бы я не бодрствовал, уверен, что на рынке меня обвешивают. Реклама, конечно же, по большей части обманывает (или преувеличивает). Когда началась война началась в Ираке, один журналист заметил, что первой жертвой стала правда.

На кого можно положиться? Кто всегда говорит правду? У «да», это «да», и «нет» — действительно «нет»? Ведь именно к этому призывает Христос.

Размышляя над Его словами, мы исследуем, что говорит о клятвах закон Моисеев (или Ветхий Завет), чему учили фарисеи и чего требует от нас Христос.

1. Ветхий Завет

Фраза «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» не является точной формулировкой ни одного из законов Моисея, но обобщает некоторые предписания Ветхого Завета. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числ. 30:3). «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Лев. 19:12: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчестите имени Бога твоего» (Исх. 20:7). «Если дашь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор. 22:21).

Клятва не была чем-то необычным в Израиле. Авраам клялся (Быт. 14:22–24; 21:24). Исаак (Быт. 26:31), Иосиф (Быт. 42:15; 47:31) и Давид (Пс. 131:1–2) употребляли клятву. Встречаем мы и случаи очень неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери (Суд. 11), клятва Саула (1 Цар. 14:24), в Новом Завете — клятва Ирода (Мф. 14:6–7). Обеты и клятвы нужно выполнять, но если в самой клятве грех, надо каяться и отказываться от клятвы. Лучше бы Ирод свою клятву не исполнил. Его верность слову ни в коем случае не могла оправдать убийство Иоанна Крестителя. Он приложил грех ко греху.

Зачем нужна была клятва? Люди обращались с клятвой к Господу, как свидетелю истинности утверждения. Что-то высшее, ценное служило гарантией выполнения обещания, придавало достоверность словам. Особенно сильной была клятва, в которой упоминалось имя Божие. Ничего плохого в этом не было. Такая клятва была узаконена. А вот ложными богами, идолами клясться нельзя (Иер. 5:7). Господь прогневается.

Клятвы можно было разделить на два вида. Во-первых, клянущийся мог призвать во свидетели своим словам небо, землю, или Бога (Быт 31:48–53; Мф 5:34–35), жертвенник, Моисея, пророков, храм, золото храма (Мф. 23:18). Это делало его ответственным не только перед теми, кому он клялся, но и перед этими высшими свидетелями или священными предметами. В случае нарушения клятвы от них сошел бы гнев.

Во-вторых, клянущийся мог призывать на себя всякие проклятия, которые должны были исполниться над ним в случае неисполнения или лживости его клятв. Вот как обещали быть верными Иерусалиму вавилонские пленники: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя (буквально — пусть отпадет правая рука моя). Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя» (Пс 136:5–6). Другие клятвы могли звучать так: «Клянусь твоей жизнью» (Быт. 42:15–16); «клянусь моей головой» (Мф. 5:36); «пусть то и то сделает мне Господь» (Руфь 1:17; 1 Цар. 14:44; 1 Цар. 20:12–13; 4 Цар. 6:31). (Ср. современные клятвы: «Да чтобы мне провалиться»; «клянусь мамой»; «пусть язык мой отсохнет, если я обманываю».

2. Фарисеи

Фарисеи, интерпретируя ветхозаветные заповеди, постепенно развили целое богословие клятв. Они выработали сложные правила относительно обетов и учили, что лишь формулировки, включающие божественное имя или какую-то священную вещь, делают обязательным выполнение обета. Клятвы, в которых можно было избежать упоминания имени Божьего, можно было не выполнять. Один раввин даже сказал: «Если вы клянетесь Иерусалимом, можете не исполнять клятву, а если клянетесь, глядя в сторону Иерусалима, должны исполнить клятву».

Клятвы должны были упорядочить жизнь в обществе. С этой целью Моисей и дал их народу. Однако, грех и обман настолько глубоко вошли в сердце человека, что самые высокие слова не могли исправить ситуацию. Никому нельзя было верить. Слова потеряли свою ценность. «Да» далеко не всегда означало «да». Язык служил для того, чтобы скрывать свои мысли, намерения. Что мог предложить в такой ситуации Иисус?

3. Иисус

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе» (5:33–34а).

Надо ли понимать слова Христа буквально как воздержание от всяких клятв, или только как воздержание от клятвенных формул. Христос продолжает: «ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5:34б-36).

Древняя церковь буквально поняла слова Христа — абсолютное воздержание от всяких клятв. Иустин Мученик писал «Он (Иисус) заповедал нам не клясться вовсе, но говорить всегда истину».

Церковный историк Евсевий рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи, по какому-то случаю, требовали с него клятвы; но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он — христианин, — и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но когда он твердо стоял на своем, то, наконец, отвели его к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через некоторое время Василид был обезглавлен.

Многие религиозные группы запрещали клятвы: ессеи, катары, альбигойцы, гуситы, анабаптисты. Сегодня, пожалуй, большинство баптистов, пятидесятников, адвентистов в Беларуси отвергают клятву, но, к сожалению, часто сужая смысл слов Христа до размеров присяги в армии или клятвы в суде.

Но что же на самом деле хочет сказать Христос?

Чтобы лучше понять это, во-первых, обратим внимание на то, что Иисус пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить. Он не отменяет ветхозаветные постановления относительно клятв, а, скорее разъясняет их. Будем помнить об этом. Будем толковать заповеди Христа так, чтобы они не противоречили всему учению Писания. Не забудем: Господь — Автор как Ветхого, так и Нового Заветов и Он не противоречит Себе. Он не говорит: «В Ветхом Завете было сказано «не прелюбодействуй», а Я говорю — «прелюбодействуй». Или в Законе написано «не преступай клятвы», а Я говорю — «преступай».

Любое наше толкование никогда не должно противоречить ясному учению всей Библии, иначе мы впадем в ересь. Писание должно истолковываться Писанием. В своем толковании мы должны учитывать все, что говорил нам Господь, как Новый, так и Ветхий Заветы.

Во-вторых, не забудем, что Христос в Нагорной проповеди говорит о личной этике христианина (правда, трудно разделить жизнь христианина на личную и общественную), о его личных взаимоотношениях с окружающими. Его слова нельзя автоматически применять к людям, выполняющим свои гражданские обязанности. Представим себе такую ситуацию: человек пришел в магазин и на основании Мф. 5:42 — «просящему у тебя дай» — требует у христианина-продавца дать ему, что он желает. Можно ли всерьез думать, что отдавший выполнил повеление Христа? Опять же, какая анархия воцариться, если хулиганы станут избивать милиционеров, требуя от тех воздавать добром за зло. Есть гражданские обязанности, которые мы, как христиане, должны выполнять наилучшим образом, и есть личные взаимоотношения, где в полной мере должно проявиться повиновение Его заповедям, хотя христианин и в общественной жизни являет пример кротости, милосердия, доброты.

В-третьих, мы уже упоминали об этом, нельзя смотреть на Нагорную проповедь как на новый свод законов или правила поведения в каждой конкретной ситуации. Христос не прибавляет закон к закону. Он несет благодать.

Говорить «безумный» на брата — нехорошо, — учит Христос. А можно ли назвать Его подлецом или негодяем? Христос ведь не упомянул эти слова. — Нет! Не в словах проблема, а в отношении к брату.

«Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5:29). Хорошо, а если левый?

Но вопрос не в том, через какой глаз входит грех. Духовное зрение должно быть незапятнанным. Все мысли, сердце должны быть чистыми!

«Кто ударит тебя в правую щеку, подставь другую». «А если в левую, что тогда?» — Все равно отвечай добром на зло. Потому что суть не в том, чтобы подставлять щеку, отдавать вторую одежду. Христос озабочен состоянием сердца, нашим характером.

Трудно, даже невозможно говорить о буквальном исполнении речений Христа. Мы и в личной жизни не всегда выполняем эти заповеди буквально, не отвечая, например, на неразумные просьбы детей. Но приверженность Писанию в следовании не букве, а духу, что намного превосходнее, что не заканчивается подставлением щеки, а ведет на крест.

Как же правильно истолковать заповедь о клятве? Должны ли мы употреблять только «да, да», и «нет, нет»? Или можно сказать: «обещаю», «обязательно сделаю», даже «клянусь»? Не будем законниками, не будем придираться к словам Христа. Тем более, по сути клятва — не произнесение слова «клянусь», а призывание во свидетели кого-либо или чего-либо. Выражение «если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136:5–6) тоже клятва, хотя в ней не содержится само слово «клятва».

Существует серьезная опасность — ограничить значение заповеди Христа употреблением отдельных слов (в чем Христос обвинял фарисеев), и тем самым лишить заповедь ее ценности и влияния на нашу повседневную жизнь.

Как Сам Христос толковал Свои слова и как делали это апостолы?

В словах Иисуса мы не встречаем сложных клятвенных формул, хотя Его выражение «истинно, истинно говорю вам» имеет какой-то вид клятвы. Заметьте, Христос обычно не употребляет «да, да» и «нет, нет». Но Он вообще не нуждался в какой бы то ни было клятве, ибо все Его слова истинны.

Апостол Павел, фактически, клялся, призывая во свидетели своих утверждений Бога. «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим. 1:9). «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2 Кор. 1:23). «А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» (Гал. 1:20). (Это выражение равноценно современному «ей Богу»).

В книге Откровения мы читаем о клятве Ангела: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Отк. 10:5–6). Сам Бог, «давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» (Евр. 6:13).

Не всегда, понятно, мы можем делать то, что делал Отец Небесный, Сын, или даже ангелы. Клятва Бога сильно отличается от нашей, как и Его гнев. Они никогда не ошибается. Он имеет достаточно силы, чтобы выполнить Свои обещания. Но все же эти примеры помогают нам лучше понять значение заповеди Христа.

Что же этот текст значит для меня?

В данном отрывке, скорее, речь идет не о запрещении клятвы, а о запрещении различных клятвенных формул. Разоблачая фарисеев, Христос утверждает, что разные формулировки вообще не имеют смысла. Все принадлежит Богу, и чем бы ты ни клялся, ты, в сущности, клянешься Богом. Что бы ты ни говорил, все слова — перед Богом. Ибо Он с нами везде. Жизнь нельзя делить на сферы, в которые Он есть, и где Его нет. Он везде. Потому все слова должны быть истинными.

«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:16–22)

Второе, этой заповедью Христос отвергает всякий обман.

Клятва понадобилась только потому, что в мире много лжи, и клятва является хорошим доказательством того, что есть ложь. Если бы человек мог обойтись без лжи, клятва была бы не нужна. Но она ставит хоть какую-то преграду лжи. По крайней мере, ты не должен обманывать, если поклялся.

С другой стороны, клятва способствует лжи, покрывает ложь. Подразумевается, что ты можешь обманывать и обманываешь, и только словам, сказанным под клятвой, можно верить. Т.е. только клятва претендует на исключительную правдивость, оставляя большое пространство для лжи. И клятва, которая задумана как средство защиты от лжи, становится ее пособником. (Имеется в виду, что обманывать можно, если ты не поклялся, или, как это было в случае с фарисеями, не поклялся определенным способом). Если мы утверждаем, что в некоторых случаях нельзя обманывать, то тем самым соглашаемся с тем, что в других случаях это допустимо. Но обманывать нельзя никогда и нигде!

Ветхозаветные заповеди, повторим еще раз, ставил преграду лжи, не позволяя человеку хоть в особых случаях солгать. Христос отвергает ложь, запрещая клятву. Ибо клятва начала служить лжи. (Об этом хорошо рассуждает Д. Бонхёффер).

Господь говорит: «Не клянись вовсе». Ты всегда в присутствии Бога, и нет нужды призывать Его во свидетели. Твоя речь должна быть такой чистой, правдивой, что ей не требуется клятва. Все должны знать: если ты сказал «да» (или «обещаю», неважно) это действительно «да». Если ты сказал «нет», это действительно «нет». Человек, которому не доверяют, часто божится и много говорит, убеждая собеседника. Но твое слово всегда твердо и верно. Твой характер, твоя чистая жизнь позволяют верить тебе без клятвы. Жизнь внушает больше доверия, чем любая клятва. А человеку злому нет доверия, сколько бы он ни клялся. Клятва ничего не добавляет к истинности сказанного. Петр клялся и божился, что не знает Христа. Но, тем не менее, его слова были потоком мутной лжи.

Итак, чего требует от нас Господь?

Конечно же, он запрещает произносить имя Господне напрасно, требует избегать клятв и многословия в обещаниях, вести такой образ жизни, чтобы от нас и не требовали клятву.

Я не думаю, что мы безусловно должны отказываться от клятв или обещаний, связанных с выполнением наших гражданских обязанностей как врачей, судей, президентов при вступлении в должность, военных. Лучше было бы обойтись без клятв, но в греховном мире это, наверное, невозможно. Общество пока не может существовать без этого, как и без полиции, армии, военизированной охраны, тюрем. Тысячелетнее царство еще не наступило. В сообществе же христиан, в церкви, в личных взаимоотношениях верующего в клятвах нет нужды.

Едва ли эти слова Христа являются ключевыми или просто важными с точки зрения службы в армии. То есть вопрос «брать или не брать оружие» находиться в сфере действия других заповедей и принципов.

Предположим, человек не принимает присягу, не произносит слова «торжественно клянусь», но, вступая в Вооруженные силы, говорит «да», или, как некто сделал, просто подписывает текст присяги, не произнося ее вслух. Есть ли разница? Результат тот же. Подпись здесь равнозначна клятве, выражает ту же идею согласия и требует такого же исполнения ее.

Истинный смысл заповеди — призыв к абсолютной честности в словах. Принимать или не принимать присягу — это одно, это, можно сказать, первая ступень. Христос же зовет к совершенству. Будьте такими, как ваш Небесный Отец. Пусть все знают, если вы сказали «да», будет сделано. Стремитесь быть честными не на 80, не на 95, а на все 100 процентов, быть честными во всех сферах жизни: в семье, в церкви, на работе. Конечно, человекам это невозможно, но в укрепляющем нас Христе почему бы и нет. Кроме нашей силы есть еще и сила Духа Святого, о которой мы, может быть, просто мало знаем и редко ею пользуемся.

В заключение напомним себе, что Бог верен Своим словам. «Ибо все обетования Божии в Нем `да’ и в Нем `аминь’, — в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20). Даже «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Бог исполнит, что обещал, «хотя бы звезды упали с неба». Если, например, мы «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Он исполнил Свои обещания в прошлом, и, верим, исполнит обетования в будущем. Он показывает прекрасный пример верности Своим словам, Своим обещаниям. Последуем и мы Ему в Его честности и правдивости.

_________________
http://www.predanie.ru/mp3


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 20:50 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Спасибо, Владимир, хорошая проповедь и есть над чем подумать. Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на следующие строчки проповеди: «Древняя церковь буквально поняла слова Христа – абсолютное воздержание от всяких клятв». Все верно, древняя церковь и чуть позднее. Слова муч. Иустина приведены, добавлю еще несколько цитат:

«Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы, и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди» (свт. Иоанн Златоуст).

«…клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело диавола. Но скажешь, неужели и закон Моисея, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она — дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу» (блж. Феофилакт Болгарский).

«…евангельская истина не допускает клятвы, так как место клятвы заступает каждое нелживое слово» (блж. Иероним Стридонский).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 20:52 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
И еще интересный момент, эти слова проповеди верны по букве Ветхого Завета: «Тем более, по сути клятва – не произнесение слова "клянусь", а призывание во свидетели кого-либо или чего-либо».
Добавлю только, что и кем-то или чем-то: «И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. И сказал: клянись мне. И клялся ему» (Быт. 47:29-31).

Казалось бы, что можно говорить просто - "обещаю" или "клянусь" без дополнений, и это будет тем самыми "да, да; нет, нет".

Однако свт. Иоанн Златоуст говорит обратное: «Буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни: лишнее же сею от неприязни есть. Итак, что означает лишнее против слов: ей и ни? Это означает клятву…».

И Евфимий Зигабен пишет, что нет: «…пусть, говорит Он (Спаситель), слово ваше удостоверительное, когда что-нибудь утверждаете, будет да; а когда отрицаете: нет. И только этими словами пользуйтесь для удостоверения вместо клятвы, и не употребляйте ничего другого, кроме да и нет. Лишнее против этого (Спаситель) называет клятвою».


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 21:06 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 13:10
Сообщения: 18697

Возраст: 44
Откуда: Березовый край
Вероисповедание: Православный, МП
А вот можно ли давать обеты Богу?


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 21:27 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Виринея писал(а):
А вот можно ли давать обеты Богу?
Строго говоря, в Ветхом Завете клятвы от обетов различаются. Хотя попробуем и этот вопрос выяснить. :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 29 мар 2005, 23:49 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 20:16
Сообщения: 538
Виринея писал(а):
А вот можно ли давать обеты Богу?

Можно (судя по опыту моих некоторых ззнакомых..только не просто так, глядя в окно, а стоя перед священником/духовником)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2005, 00:23 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
тётя Ира писал(а):
Виринея писал(а):
А вот можно ли давать обеты Богу?

Можно (судя по опыту моих некоторых ззнакомых..только не просто так, глядя в окно, а стоя перед священником/духовником)

Да уж. :) По этому поводу 28 Каноническое правило св. Василия Великого: Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживаться от свиного мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы воздерживались от нерассудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей непогрешительных. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. 4:4). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно.

Кстати еще про обеты. 40 Каноническое правило 6 Вселенского Собора (выдержка): Понеже прилеплятися Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно: то мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения, после полнаго раскрытия разума.

На мой взгляд уже можно делать вывод, что ни Писанием, ни Преданием, обеты Господу не воспрещаются. Что в принципе и следовало ожидать учитывая сложившуюся практику пострижения в монашество. А вот с клятвами немного посложнее.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2005, 00:56 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 00:11
Сообщения: 326
Павел-2 писал(а):
Поиск писал(а):
Не может быть никаких толкований на абсолютный запрет, истинный при устах двух свидетелей — "не клянись вовсе" Иисуса Христа, и "никакою другою клятвою" апостола Иакова.

Немного хочу уточнить Вашу позицию. Обеты приносимые Господу (например, монашеские) подпадают под понятие клятвы или нет?

Если они не звучат, как учит апостол Иаков, то да:
Цитата:
Иак.4, 13–16 Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое",— вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Живущие сегодняшним днём ничего на завтра планировать просто не могут, потому что это будет их кражей себя у Бога, неверностью Ему, как принадлежащих Ему для совершения Его дел.

Павел-2 писал(а):
И различные виды клятвенных формул применяемых в общественной жизни (например, разного рода присяги, профессиональные и судебные клятвы) также не должны приноситься или могут, но при определенных условиях?

А от них что-то меняется в жизни подзаконного? Это всё исповедания верности кесарю, подтверждения согласия исполнять его законы, в данном случае дополнительные к общим, частные, для узкого круга особо служащих.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2005, 02:01 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Поиск писал(а):
Павел-2 писал(а):
Немного хочу уточнить Вашу позицию. Обеты приносимые Господу (например, монашеские) подпадают под понятие клятвы или нет?

Если они не звучат, как учит апостол Иаков, то да:

Нет, не звучат:

- "Что пришел еси, брате, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?".
- "Желая жития постническаго, честный отче".
- "Желаеши ли уподобитися ангельскаго образа и вчинену быти лику монашествующих?" и.т.д.
- "Ей, Богу содействующу, честный отче".

Спасибо. С обетами разобрались. :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2005, 02:09 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Поиск писал(а):
Павел-2 писал(а):
И различные виды клятвенных формул применяемых в общественной жизни (например, разного рода присяги, профессиональные и судебные клятвы) также не должны приноситься или могут, но при определенных условиях?

А от них что-то меняется в жизни подзаконного? Это всё исповедания верности кесарю, подтверждения согласия исполнять его законы, в данном случае дополнительные к общим, частные, для узкого круга особо служащих.

А давайте посмотрим на практику. Вот, например, выдержка из Клятвенного обещания 1915 года:

Цитата:
«Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу Самодержцу Всероссийского Престола наследнику верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и вперед узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять. Его Императорского Величества Государства и земель Его врагов телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать попытки и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предоставленным надо мною начальникам во всем, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе, или гарнизоне никогда не отлучаться; но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному воину подлежит.
В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.
В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».


Т.е. человек клялся, что на момент принятия присяги, он хочет и должен, по мере сил и возможности делать то-то и то-то. Вроде как он не берет на себя обязательств, которые от него не зависят. Все правильно. И сравните с Военной присягой 1939 г.:

Цитата:
«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».


Человек дает клятву вперед на долгое время совершать определенные действия. Без всяких “по силе и возможности” и.т.д. Пусть кто служил в армии честно скажут, реально ли выполнить “все воинские уставы и приказы командиров и начальников”? Т.е. данная Присяга заведомо делает человека клятвопреступником. Хорошо только, что все ограничивается суровой карой, всеобщей ненавистью и презрением. Что кстати тоже грех.:)

Далее, начало Клятвы Гиппократа:

Цитата:
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели…»


И сразу к месту 94 Каноническое правило 6 Вселенского Собора: Клянущихся клятвами языческими, правило епитимии подвергает: и мы таковым отлучение определяем.

Так что иногда меняется. Согласны?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2005, 08:22 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 14:53
Сообщения: 525

Откуда: Иркутск
Виринея писал(а):
А вот можно ли давать обеты Богу?
А вот можно ли давать обеты Богу?
Только очень осторожно. Я однажды дала обет. Отказалась от того, что очень сильно любила сама , что бы другой человек смог это обрести. Через несколько лет получилось. Радость была безгранична. Но вот тут и начались мои мучения. От радости я нарушила свой обет. Взойти на гору во второй раз очень тяжело….Потому, что идешь уже не одна, а тащишь за собой человека за которого обещала Богу .Дать обет не мудрено, а вот пронести его через всю жизнь, это очень трудно.

_________________
Всех, которых пришел искупить, Ты, Своею причистою Кровью-бескорыстной, глубокой любовью научи меня, Боже, любить!
К. Романов


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 30 мар 2005, 12:41 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Внесу и я свою лепту - вот пример Клятвы из 1918 года:
Цитата:
Клянусь честью гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Российского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному правительству, ныне возглавляющему Российское Государство.
Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.
Клянусь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг гражданина перед Отечеством.
Клянусь быть честным, добросовестным гражданином и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды.
В заключение данной мной клятвы осеняю себя крестным знамением и подписуюсь.

Утверждается 19 сентября / 2 октября 1918г.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2005, 00:45 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 00:11
Сообщения: 326
Не понимаете, что я говорю. Суть клятвы — своевольное связывание себя долгами тщеславию, занятость каким-то своим делом завтра, отказ завтра выполнять дела Божьи и кесаревы по причине службы закону клятвы, изданному собой же вчера, начальствование над собой, т.е. своевольное присвоение себе чина выше, чем раб Бога и кесаря, "уверенность в себе", идолопоклонство.

В приведённых же вами образцах устных подписей согласия исполнять свои обязанности нет декларации каких-то своих дел, нет отказа от верности завтра.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2005, 01:14 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2005, 01:51
Сообщения: 3317

Откуда: г. Казань
Владимир писал(а):
Внесу и я свою лепту - вот пример Клятвы из 1918 года:


:lol: Можно я тоже внесу...

Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь... :?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2005, 10:53 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Спасибо Поиску.
А вот несколько замечаний свт. Григория Богослова относительно аргументов часто встречавшихся и встречающихся у защитников клятв.

1) Ссылки на Ветхий Завет, по его мнению, неправомерны:

Цитата:
«- А что? Ветхий Завет не запрещает клятвы, но требует только истинной.
- Но тогда и убивать было законно; ныне же не позволено даже ударить.
- Почему так?
- Тогда подвергалось осуждению совершение худого поступка, ныне же осуждается самое первое движение ко греху.
- Так мне кажется, потому что мы простираемся к большему совершенству.
- А потому целомудренный и не клянется»


2) Ссылаться на то, что Господь сам клялся тоже нельзя:

Цитата:
«- Не находим ли, что и Бог иногда клянется?
- Так говорит Писание.
- Но что совершеннее Бога?
- Конечно, не найдешь ничего совершеннее.
- А если ничего нет совершеннее, то значит, что Бог и клясться не может. Как же Писание говорит, что Бог клянется?
- Как скоро Бог говорит что-нибудь, это уже есть клятва Божия.
- Как же в Писании говорится, что Бог клянется Самим Собой?
- Как? Он перестал бы совершенно быть Богом, если бы сказал ложь.
- Ты говоришь нечто страшное.
- И это в естестве Божием, чтобы не лгать. Против этого никто не будет спорить»

3) И относительно “клятв” апостолов:

Цитата:
«-Говорят, что и Павел клянется.
- Кто это сказал тебе? Верно какой-нибудь пустослов?
- Павел сам говорит: “свидетель ми есть Бог (Рим. 1:9), и: видит Бог.
- Это не клятва.
- А что же?
- Непререкаемое подтверждение важности сказанного»


Однако свт. Григорий не отвергает клятв для оправдания ближнего и себя (т.е. удостоверение истинности какого-либо прошлого события), и его общее мнение относительно позволительности клятв:

Цитата:
«- Когда же, какие и при каких случаях позволишь ты клятвы? Например: позволишь ли, когда настоит нужда?
- Пусть так.
- Но присовокупи: какая именно нужда? Не та ли, чтобы иных избавить от опасности?
- Тогда по крайней мере полезна клятва.
- Или и себя избавить от обвинения в гнусном преступлении.
- Да! Но клятва никогда не должна служить мне к приобретению имущества, потому что сие представляется крайне гнусным и весьма может вовлечь в ложную клятву. Да и что, когда касается дело денег, весьма многие оказываются злонравными корысти, чаще приводит к ложным клятвам?
- Кто не согласится с этим? И Софисты утверждали то же.
- Важно ли же это для нас?
- Нимало. Но если станем подражать, и окажемся худшими; то сие будет нам стыдно.
- И очень. Каких же клятв особенно избегать нужно?
- Само собой видно.
- Однако же безопаснее услышать от тебя.
- Я утверждаю, что нужно избегать клятв наиболее ужасных.
- Разве ты боишься выговорить?
- Короче говоря, тех, в которых упоминается Божие имя.
- А в которых упоминается Писание, Христовы страдания и приношения Богу?
- И это равно таинственно.
- А у нас всего более в употреблении этим клясться.
- О том и проливаю слезы. Ибо что утверждено обычаем, то обращено в закон. Однако же, чего не может преодолеть разум?
- Какую же позволишь клятву?
- Желал бы никакой не позволять; а в противном случае пусть будет какая-нибудь другая клятва.
- Уже ли нельзя клясться женой, детьми, спасением, жизнью и будущим беспечальным веком?
- Это есть проклятия, хотя почитаются также и клятвой»


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2005, 11:41 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Теперь немного о том, что нам говорят канонические правила Православной Церкви относительно клятв.

Цитата:
29 Каноническое правило св. Василия Великого: Начальников, клянущихся зло сотворити подчиненным, весьма нужно врачевати. Врачевание же их двоякое: едино, учити их, да не влекутся поспешно, другое же, да не остаются при злых намерениях. Посему аще кто уловлен клятвою к соделанию зла другому: то да принесет покаяние в дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да не утверждает себя в злобе. Соблюдение клятвы не было полезно Ироду, который, да не нарушит клятвы, соделался убийцею пророка. Клятва и вообще возбранена: кольми паче даваемую на зло подобает осуждати. И посему поклявшийся должен исправити свои мысли, а не тщатися утвердити свое беззаконие.

Свт. Василий Великий подтверждает, что клятва запрещена. Однако по канонически правилам епитимии подлежит только клятвопреступление (25 Апостольское правило, 64 и 82 правило Василия Великого). И нигде больше, даже косвенно, не осуждается человек давший клятву, за исключением тех случаев, когда она дается поспешно и необдуманно (10 и 17 правило Василия Великого). Более того, 30-ым правилом 4 Вселенского Собора, александрийские священники принуждаются дать клятву, хотя и в свое оправдание. Чуть выше мы видели, что это и свт. Григорий Богослов не запрещал.
Вообще при чтении канонических правил создается впечатление, что хотя клясться это и неправильно, но и греха большого нет, лишь бы клятва исполнялась. Интересно, что и такой исторический памятник, как «Апостольские Постановления» говорит о том же:

Цитата:
«Клятвопреступления и частой клятвы понапрасну бегай; ибо не останешься неповинным» (1:36)

«Видите, возлюбленные, что изрекает Господь против идолослужителей и обожателей солнца и луны. Посему нужно, чтобы человек Божий, как христианин, не клялся ни солнцем, ни луною, ни звездами, ни небом, или землею, или какою-либо из стихий, малою или великою. Если Учитель повелел нам не клясться истинным Богом, чтобы слово наше было вернее клятвы, ни самым небом (ибо это еллинское нечестие), ни Иерусалимом, или святынею Божией, или жертвенником и даром, или златом храма, или собственною головою (ибо это обычай растленных иудеев, почему и запрещено), но повелел, чтобы у верующих было: "да, да", и: "нет, нет, а что сверх этого, то, сказал Он, от лукавого", – то во сколько более виновны те, которые клянутся лжеименным и воображаемое почитают истинным, кого, за порочность, предал Бог безрассудству – делать недолжное!» (5:12)

«Не преступай клятвы, ибо сказано: "не клянись вовсе", а если не так, то клянись в правде, потому что "похвалится всякий, клянущийся Им"» (7:3).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2005, 22:50 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 00:11
Сообщения: 326
Снова в суть не смотрите — клятва есть закон человеческий, потому что признак закона — наличие (даже не произнесённое вслух) наказания, которое клянущемуся должен будет тот, кем он клянётся. Соответственно, получается либо явное идолопоклонство, либо клевета на Бога, и в обоих случаях клянущийся гордо ставит себя выше тех, кем клянётся, потому что делает их исполнителями своей воли и обязывает их долгами совершить желаемое собой наказание.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 31 мар 2005, 23:33 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Поиск писал(а):
Снова в суть не смотрите — клятва есть закон человеческий, потому что признак закона — наличие (даже не произнесённое вслух) наказания, которое клянущемуся должен будет тот, кем он клянётся. Соответственно, получается либо явное идолопоклонство, либо клевета на Бога, и в обоих случаях клянущийся гордо ставит себя выше тех, кем клянётся, потому что делает их исполнителями своей воли и обязывает их долгами совершить желаемое собой наказание.

И при том условии, что предметом клятвы есть какое-то свое дело?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 апр 2005, 00:37 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 00:11
Сообщения: 326
Павел-2 писал(а):
Поиск писал(а):
Снова в суть не смотрите — клятва есть закон человеческий, потому что признак закона — наличие (даже не произнесённое вслух) наказания, которое клянущемуся должен будет тот, кем он клянётся. Соответственно, получается либо явное идолопоклонство, либо клевета на Бога, и в обоих случаях клянущийся гордо ставит себя выше тех, кем клянётся, потому что делает их исполнителями своей воли и обязывает их долгами совершить желаемое собой наказание.

И при том условии, что предметом клятвы есть какое-то свое дело?

Не вижу разницы. Приведите тогда пример такой ситуации.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 апр 2005, 13:21 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Поиск писал(а):
Не вижу разницы. Приведите тогда пример такой ситуации.

Следуя Вашей логике текст присяги 1915 года, где воин клянется Богом, именно та ситуация когда «клянущейся ставит себя выше» Бога потому что делает Его «исполнителем своей воли». Но, Вы до этого написали, что здесь все нормально, так как в этой присяге «нет декларации каких-то своих дел». Вот поэтому я и спрашиваю. Извините за тугодумство.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 апр 2005, 12:14 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
В тему: старообрядцы - тоже не приемлют клятв...
Сравни их присягу -
Цитата:
Клятвенное обещание для старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии /окружников/.

Обещаюсь на заповеди Господа Бога нашего Iсуса Христа еже "ей ей" быть верным и неизменно преданным Всероссийскому Государству, как своему Отечеству. Обещаюсь перед Богом и своей совестью служить ему до последней капли крови,
всемерно способствуя славе и процветанию Российского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному правительству, ныне возглавляющему Российское Государство.
Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.
Обещаюсь по заповеди Апостола /Рим 13:1-5/, повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера/ солдата и гражданина перед Отечеством.
Обещаюсь быть честным, добросовестным храбрым офицером/солдатом и не нарушать своего обещания из-за корысти, родства, дружбы и вражды.
В заключение данной моего обещания осеняю себя крестным знамением, целую честный Крест и Евангелие Спасителя моего и ниже подписуюсь.
- с ранее приведенной.


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: