Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Неделя 4-я Вел Поста. Память прп. Иоанна Лествичника
 Сообщение Добавлено: 01 апр 2006, 21:33 
вы меня уже узнаете?
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 17 мар 2006, 22:53
Сообщения: 52

Возраст: 51
Откуда: Калужская область
ПОУЧЕНИЕ В 4-Ю НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Исторических сведений о преподобном Иоанне Лествичнике игумене Синайском дошло до нас крайне мало.
Путеводитель на небо пришел как бы с неба, потому что никто на земле не знает места его происхождения. Допод-линно известно только то, что преподобный Иоанн происхо-дил от родителей исповедующих христианство не низкого со-словия, а это заставляет предполагать, что он имел с са-мого рождения верное направление ума и получил прекрасное христианское воспитание. Уже в шестнадцать лет преп. Ио-анн оставил мир и решился, похоронить себя в безмолвии Синайской пустыни славившейся своими подвижниками. Пред-приняв бегство от мира, как средство к укрощению страстей юности, он стяжал самое глубокое смирение и навсегда за-ключил доступ к своему сердцу демону суетной славы и су-етной надежды на свои силы.
Направив ко Господу путь свой, преподобный Иоанн начал с того, с чего должен начать всякий, вступающий на путь Божий. «Исшедшие из Египта, - в последствии поучал пре-подобный в своей лествице, - имели вождем Моисея, а убе-жавшие из Содома - Ангела. Так и желающие выйти из духов-ного Египта и избежать мысленного фараона, имеют нужду в некоем Моисее, в ходатае к Богу, который воздевал бы о них к Богу свои руки, чтоб они перешли греховное море и обратили в бегство духовного Амалика. Дитя, не имеющее сил подняться на гору, на руках отца может достигнуть са-мой ее вершины».
Такого опытного руководителя в подвигах благочестия преподобный нашел в лице старца Мартирия, долго шество-вавшего путем Божиим и бывшего недалеко от врат неба. Своему наставнику и пестуну о Господе он совершенно и всецело вверил себя, как дитя вверяется своей матери. Он до такой степени отдал свою душу в полное управление сво-его наставника, что сделался как бы мертвым для своих собственных наклонностей, казалось, что его душа не имела ни собственного ума, ни собственной воли.
Девятнадцать лет упражнялся преп. Иоанн с удивительным смирением в подвиге послушания, а когда Бог призвал к Се-бе его духовного отца, тогда он возымел намерение посвя-тить себя жизни отшельнической и, оставив гору, удалился в пустыню, которая находилась в углублении долины и назы-валась Фола, где сорок лет проводил жизнь совершенно ан-гелоподобную.
В уединенной жизни он стяжал глубокий дух покаяния, который заставлял его непрестанно проливать потоки слез. Эти святые слезы производили в его душе чудные последст-вия. Это можно заключать из его собственных слов. «Как вещественный огонь – говорит он - жжет и уничтожает соло-му, точно также духовный огонь чистых слез жжет и уничто-жает все нечистоты греховные видимые и невидимые».
Для того чтобы заботы о теле не мешали ему молиться, Иоанн ел очень мало, собственности совсем не имел, но действовал во всех этих подвигах весьма осторожно, избе-гая крайностей, опасных для души. «Он не иначе отходил ко сну, как после продолжительной молитвы, однако же, и не изнурял себя неумеренными бодрствованиями». Точно так же благоразумно поступал он и в отношении к пище: принимал без различия все, что только могли позволить ему его мо-нашеские обеты, но всегда в самом малом количестве и только для поддержания тела. Такое расположение души из-гнало из ума его всякую другую заботу и всякое другое за-нятие, кроме дел угождения Богу. Этим, он всепремудро сломил рог гордости. Таким образом, его ум и сердце, очи-щенные от всякой привязанности к земле, пользовались пол-ной свободой возноситься к Богу в непрестанной молитве. И велика была сила его всегда горячей, святой молитвы.
Однажды св. Иоанн приказал, своему ученику Моисею, схо-дить достать в известном месте хорошей земли и перенести в свой маленький сад для того, чтобы лучше росли травы. Моисей отправился и исполнил приказание. Но, утомившись от чрезмерного жара августовского полуденного солнца, ре-шился немного отдохнуть в углублении большого утеса, тень которого могла освежить его, и заснул здесь. В это самое время святой, занятый в своей келье богомыслием, склонил-ся к легкой дремоте. Ему представилось, будто он видит человека почтенного вида, который будил его и упрекал в том, что он предается покою, в то время как ученик его Моисей подвергается опасности потерять жизнь. Преподобный тотчас же пробудился и начал молиться за своего ученика. Когда последний возвратился, Иоанн спросил его, не случи-лось ли с ним чего-нибудь. «Я подвергся опасности, - от-вечал Моисей, - быть раздавленным утесом, под которым спал крепким сном. К счастью, мне представилось, что ты зовешь меня, я тотчас же бросился с этого места в смуще-нии и страхе и едва отошел от него, как на моих глазах утес оторвался и упал на оставленное мной место».
От этого дара столь совершенной молитвы происходила в преподобном та сильная любовь к пустыне и молчанию, кото-рая заставляла его скрываться, насколько было возможно, от глаз людей, и молчать.
Но Господу было угодно явить миру светильник, так долго таящийся под спудом, - для того, чтобы поставить его на свечнике. Бог благоволил сделать его известным нескольким жившим вблизи лицам, которые приходили к нему советовать-ся в сомнительных случаях. Советы, полученные ими, были столь основательны и спасительны, что во всякое время стали приходить к нему посетители, побуждаемые молвою о нем. Слава его распространилась и за пределы пустыни Си-найской, привлекая к нему и мирских людей всех сословий, которые приходили просить у него наставлений в жизни.
Однажды пришли к нему миряне, мало заботившиеся о своем спасении и оправдывающие свою порочность и нерадение та-кими словами: «Каким образом можно проводить жизнь под-вижническую нам - людям женатым и отягощенным обществен-ными обязанностями, которые опутывают нас подобно се-тям?». «Я, - говорит преп. Иоанн, отвечал им так: «Делай-те добрые дела, какие можете, не отзывайтесь ни о ком в оскорбительных выражениях, не крадите, не обольщайте ни-кого ложью, ни против кого не восставайте с дерзостью, не питайте ни к кому ненависти, не пропускайте церковных Бо-гослужений, имейте любовь и сострадание к бедным, не по-давайте никому повода к соблазну, храните супружескую верность. Если будете поступать, таким образом, то будете не далеки от царствия небесного». Так этот муж, просве-щенный Духом Божьим, предписывал правила спасения всяко-му, исходя из его положения, не требуя ни от кого подви-гов выше сил и возможности.
Дьявол же, желая воспрепятствовать тому добру, которое приносили святые наставления человека Божия приходящим к нему людям, искусил некоторых пустынников злобной зави-стью, и они стали осуждать преп. Иоанна как человека, ко-торый, будучи пустынником, нарушал законы молчания. Свя-той, руководимый всегда свойственным ему духом опытности и смирения, не желая раздражать завидовавших, рассудил лучше уступить клеветникам, хотя приходящие к нему и должны были лишиться его наставлений. Он объявил посещав-шим его, что не хочет более говорить ни с кем, и заключил в своей келье сокровища, которые расточал до сих пор в духе любви. Увидев такое смирение Иоанна, завидовавшие поразились, и, сознавшись, что они своей завистью лишили своих собратий многих благ и в отношении к преподобному поступили несправедливо, вместе с прочими умоляли угодни-ка Божия не лишать их более своих спасительных наставле-ний. Блаженный Иоанн, всегда уступавший другим, скоро склонился на их просьбы и с любовью возвратился к своему прежнему образу жизни.
Благодаря добродетельной жизни превосходящей перед про-чими братьями, блаженный Иоанн, заслужил всеобщее почита-ние, и его, как нового Моисея, братья единодушно, несмот-ря на все его отговорки и сопротивление избрали своим ру-ководителем в жизни духовной. Они поставили его на долж-ность начальника Синайского и, извлекши этот светильник из-под спуда, поставили его на свечнике, да светит всем, находящимся в доме.
Преподобный Иоанн, поставленный руководителем других, извлек из богатой сокровищницы своего сердца драгоценные богатства учения, которые расточал на души с обилием и чудным помазанием.
В то время Раифским монастырем управлял великий подвиж-ник тоже по имени Иоанн. Он от собственного имени, и от имени всех иноков, просил Преподобного написать о том, что Дух Святой внушит ему о подвижнической жизни, и поде-литься с другими приобретенной им духовной опытностью.
Благодаря этому обращению появилось прекрасное творение «Лествица», которое скоро сделало Преподобного Иоанна знаменитым сначала среди греков, а потом и во всей Хри-стианской Церкви.
Окончив свое сочинение преп. Иоанн Лествичник жил не-долго. Синайским монастырем он управлял не более четырех лет, после чего решился оставить его и возвратиться в свою любимую пустыню (Фола). Возвратился он в нее с прежней охотой и склонностью к уединенной жизни. Там в возрасте восьмидесяти лет преподобный отошел ко Господу.
Книга Лествица, о которой была речь выше, и в которой мы по ныне слышим голос преподобного была написана для новоначальных, но в наше время она уже стала непонятна и требует комментариев. В середине 19-го века свт. Игнатий Брянчанинов говорил, что преуспевшие в духовной жизни его современники, стоят по своему духовному устроению, ниже новоначальных первых веков Христианства. Уже в начале 20-го века схиархимандрит Гавриил Зырянов говорил своим уче-никам, что для руководства в духовной жизни современного монашества, «Лествица» утеряла свое первоначальное зна-чение. Но это не значит, что мы должны пренебрегать спа-сительным чтением подобной Святоотеческой литературы, так как, по словам свт. Игнатия, «Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным ру-ководителем для желающих спастись и даже достигнуть хри-стианского совершенства» . Читая творения отцов которые писали для преуспевших иноков, мы должны не подражать им, а усваивать дух их. И этот дух мы сможем понять и усво-ить, читая творения святых близких нам по времени. «Кто не стремится с любовью, - говорит прп. Симеон Новый Бого-слов, - и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никаким образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем свя-тым. Он будет отвергнут ими, как не сумевший занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков оп-ределено ему Богом» . Убоимся этих слов святого и обратим наше внимание на усердное изучение духовного опыта под-вижников Православной Церкви, близких нам по времени. Это трудный и болезненный подвиг, ибо многому приходится про-тивостоять, многие вещи пересматривать, от многих пред-рассудков отказываться. Но тем не менее это наша христи-анская обязанность, без исполнения которой мы не можем быть христианами. Аминь.
Составлено по книге игумена Германа (Осецкого) «Лестви-ца до врат Небесных». Как читать «Лествицу» мирянину. Из-дательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000 г. Пол-ное собрание Творений Святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Преп. Симеон Новый Богослов. Главы Богословские, Умо-зрительные и Практические.

_________________
Да сбудутся мечты Билли Бонса


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 01 апр 2006, 21:44 
вы меня уже узнаете?
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 17 мар 2006, 22:53
Сообщения: 52

Возраст: 51
Откуда: Калужская область
Возлюбленные, если хорошо будете жить, то не только обратите всю вселенную, но и будете способствовать к славе имени Божия; напротив, худою жизнью и людей погубите, и дадите повод к хуле имени Божия.
Господь говорит: да просветится свет ваш, т. е. да будет добродетель ваша велика, огнь обилен, свет неизречен. Действительно, ничто так не распространяет славы о человеке, как блеск добродетели, хотя бы этот человек и старался всеми мерами скрыть его. Он как бы окружен солнечным лучом, и светит яснее самого луча, простирая свое сияние не на землю только, но и на самое небо. Итак, если мы будем иметь все добродетели: если будем кроткими, смиренными, милостивыми, чистыми, миротворцами, не будем отвечать на оскорбления оскорблением, а напротив принимать их даже с радостью, то мы всех взирающих на нас привлечем этим не менее, как и чудесами, и все охотно устремятся к нам, хотя бы кто был неукротим подобно зверю, хотя бы кто был лукав подобно злому духу, - словом, как бы кто ни был худ.
Такова сила этого света, что он не только здесь сияет, но и освещает путь идущим туда. Когда сидящие во тьме увидят, что мы презираем все настоящее и стремимся к будущему, тогда они и без слов, самыми делами нашими, убедятся в этом. Кто, в самом деле, столько безумен, чтобы, видя человека, который три дня тому назад роскошествовал, был богат, а сегодня отказался от всего, ничего не имеет, готов терпеть нищету, голод, всякие лишения и опасности, готов пролить кровь свою, идти на заклание, терпеть все, что есть жестокого, - кто столько безумен, говорю, чтобы, видя все это, не вывел для себя ясного доказательства о будущем? Если же мы будем прилепляться к настоящему, и совершенно к нему пристрастимся, то поверят ли нам, что мы стремимся в другое отечество? Не столько вреда приносит язычник, поступающий нечестиво, сколько христианин, так поступающий. И это вполне понятно. Учение язычников нелепо, наше же, по благодати Божией, досточтимо и славно у самих нечестивых.
Итак, зная это, станем оказывать милосердие и большее человеколюбие, как имуществом, так и делами. Если увидим, что кого-либо мучат и бьют на улице, и если можем избавить его деньгами, то избавим. А если можем освободить словами, не поленимся и это сделать. Есть ведь награда и за слова, даже и за самые вздохи: и об этом-то блаженный Иов говорил: Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных (Иов. 30, 25). Если же есть награда за слезы и вздохи, то подумай, каково будет воздаяние, когда присоединятся к ним слова, усердие и другое подобное тому. И мы были некогда враги Богу, и Единородный примирил нас, сделавшись посредником, претерпев за нас раны и самую смерть. Постараемся же и мы избавлять от бесчисленных бедствий тех, которые подвергаются им и перестанем поступать так, как мы поступаем теперь, когда, например, видя, что другие ссорятся и дерутся между собою, останавливаемся и проходим мимо. Как обижающий, так и обижаемый, от сильного гнева, ими обладающего, подобны пьяным и потерявшим рассудок, потому и имеют нужду в человеке здравомыслящем, который бы им помог: первому, чтобы перестал обижать, а второму, чтобы избавился от побоев. Итак, пойди и подай руку помощи - трезвый опьянелому. Подлинно, и гнев опьяняет, и это опьянение даже гораздо хуже опьянения от вина. Посмотри на корабельщиков: они как скоро видят где-либо кораблекрушение, тотчас, поднявши паруса, спешат, чтобы исхитить от волн своих товарищей по ремеслу. Итак, если имеющие одинаковое ремесло так друг другу помогают, то тем более надлежит помогать друг другу тем, которые имеют одинаковую природу. Ведь и ссора - кораблекрушение, притом и гораздо бедственнее того. В самом деле, кто ссорится, тот или изрыгает хулы, и таким образом теряет все прежние добрые дела, или в сильном гневе клянется ложно, и таким образом впадает в геенну, или наносит побои и совершает убийство, и опять подвергается такому же кораблекрушению. Итак, пойди, прекрати зло, спустись в это бурное море и исхить утопающих, и разрушив зрелище дьявольское, уговаривай каждого порознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожар распространится, огонь усилится, - не бойся: многие тебе подадут руку помощи, только начни, - а прежде всех поможет Бог мира. И если ты первый начнешь гасить пламя, то многие и другие последуют за тобой, и ты получишь награду и за их доброе дело. Послушай, что говорит Христос иудеям, пресмыкающимся долу. Если увидишь, говорит Он, упавшего осла у врага своего, не проходи мимо, но подыми (Исх. 23, 5). Но гораздо легче разнять ссорящихся между собою, нежели поднять упавшую скотину. Если же должно поднимать осла у врагов, то тем более души у друзей, особенно когда последнее падение гораздо бедственнее; ведь души от тяжести гнева упадают не в грязь, а в огненную геенну. Между тем ты, жестокий и бесчеловечный, видя брата своего лежащего под тяжким бременем, и дьявола предстоящего и разжигающего пламя гнева, проходишь мимо! Так поступать даже и с животными не безопасно. Самарянин, когда увидел раненого, человека совсем ему неизвестного и не имевшего к нему никаких отношений, остановился, посадил его на своего осла, привез в гостиницу, нанял врача, и деньги гостиннику частью заплатил, частью обещал заплатить (Лук. 10, 33 и дал.) А ты, видя человека, который попался не разбойникам, но полчищу демонов, и подвергся ярости врага не в пустыне, но среди площади, - когда тебе не нужно ни денег платить, ни осла нанимать, ни идти далеко, а только сказать несколько слов, - ты, жестокий и бесчеловечный, не хочешь помочь, но бежишь мимо! Как же ты надеешься сам когда-нибудь получить милость у Бога? Скажи, пожалуй: ты наносишь побои, топчешь ногами, кусаешь? Разве ты кабан, или дикий осел? И ты не стыдишься, не краснеешь от своего зверства, забывая свое достоинство? Ты беден? Но ты свободен. Ремесленник ты? Но ты христианин. Потому-то самому тебе и должно жить смирно, что ты беден. Ссориться свойственно только богачам, а не бедным, - богачам, говорю, которые имеют многие причины к ссоре. Ты не пользуешься удовольствиями богатства, между тем ищешь неприятностей, с ним неразлучных - вражды, распрей, ссор, мучишь и душишь брата своего, и повергаешь его пред всеми. Ужели ты не понимаешь, что в своем бесстыдстве подражаешь необузданности бессловесных, или вернее, делаешь еще хуже их? У бессловесных все общее, они собираются и ходят вместе; а у нас, напротив, ничего нет общего, но все вверх дном: вражды, распри, ссоры, ненависть, обиды. Мы не стыдимся ни неба, куда мы все призываемся, ни земли, которая всем нам дана в общее жилище, ни самой природы своей; но все подавляют в нас гнев и любостяжание. Или не знаешь ты о том рабе, который должен был десять тысяч талантов, и после того, как долг прощен был ему, душил товарища своего за сто динариев, - или не знаешь, сколько претерпел он бедствий, и как предан был вечному мучению (Мф. 28, 28 и дал.)? И ты не боишься такого примера? Не страшишься подвергнуться тому же? Ведь и мы много, много должны Господу, однако Он ждет и долготерпит; не истязует нас, как мы своих собратий, не душит нас, не мучит. Между тем если бы Он захотел потребовать от нас хотя малейшей части долга, мы давно бы погибли. Размышляя об этом, возлюбленные, смиримся, и будем снисходительны к должникам своим; чрез них имеем случай, если только мы благоразумны, получить прощение в великих долгах своих и за малое приобрести многое. Итак, зачем же ты насильно требуешь долг от ближнего своего? Тебе даже надлежало бы простить и тогда, когда бы он сам захотел тебе отдать, - простить для того, чтобы получить все от Бога. А ты между тем всеми силами стараешься получить долги, заводишь споры, чтобы не потерять ни малейшей части своего имущества. Ты думаешь причинить обиду ближнему, а между тем сам на себя поднимаешь меч, и умножаешь для себя мучение в геенне. Если ты хоть немного будешь здесь благоразумным, то облегчишь участь свою на суде. Ведь Бог для того только и требует от нас такого снисхождения к ближним нашим, чтобы самому иметь случай прощать нам великие согрешения наши. Итак, сколько бы ни было у тебя должников, деньгами ли то, или оскорблениями, всех прости, и за такое великодушие проси от Бога воздаяния. Доколе они будут оставаться твоими должниками, до тех пор и Бог не будет твоим должником; напротив, как скоро простишь их, тогда можешь приступить к Богу, и требовать от Него воздаяния себе за такой добрый поступок. Если бы кто, проходя мимо тебя и видя, что ты держишь своего должника, велел тебе отпустить его, обещавши заплатить за него; если, говорю, этот человек не откажется заплатить тебе всего долга вместо твоего должника, - то не более ли, не тысящекратно ли более воздаст нам Бог, когда мы, повинуясь Его заповеди, простим должников своих, не требуя от них ничего? Мы должны иметь в виду не временное удовольствие, происходящее от требования долгов, но тот вред, который потерпим за то в будущем, и который будет состоять в лишении бессмертных благ. Итак, возвысившись над всем этим, будем прощать и деньги, и оскорбления должникам своим, чтобы и самим нам можно было получить прощение в своих долгах; и чего мы не успели достигнуть чрез другую добродетель, этого мы достигнем, когда не будем помнить зла на ближних своих, и таким образом сподобимся благ вечных, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Составлена по творениям свт. Иоанна Златоуста, ссылка к сожалению не сохранилась, а сейчас искать некогда.

_________________
Да сбудутся мечты Билли Бонса


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: