Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Поговорим серьезно. "Ищите прежде Царствия Небесного...
 Сообщение Добавлено: 24 ноя 2004, 00:16 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Никто не может приступить к Богу, к Сущему, превышающее всякое сущее, ни посредством чуств, ни посредством своей природной одаренности и ума, склонного все анализировать, сравнивать и строить умозаключения. Конечно, ум может руководствовать человека в некотором познании Бога, но это познание скорее будет похоже на картину, изображающую источник воды: она может быть исполнена совершенно, но она не может утолить жажду даже одного человека.

Соединение человека с Богом Отцы Православной Церкви называли обОжением. Учение об обожении красной нитью проходит через все святоотеческие и особенно монашеские писания.

Человек создан Богом еще не обоженным, но он призван к обожению. (Отрывок)

Архимандрит Давид. Вступительная статья к
"Старец Иосиф Ватопедский, "Ватопедские оглашения" "
Издание: Богородице-Сергиева Пустынь


Поместить всю статью? Она произвела на меня положительное впечатление, т.к. в ней раскрывается весь таинственный смысл нашего человеческого пути, пройдя который мы могли бы сказать - да, вся наша жизнь - это молитва.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 ноя 2004, 00:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
В православной традиции соединение человека с Богом понимается как взаимное проникновение божественного и человеческого. Святые Отцы описывают образ этого соединения посредством аллегорий и метафор. Таких, например, как раскаленный металл, который, хотя и бывает охвачен пламенем и воспринимает свет и тепло огня, все же не меняет своей сущности и остается металлом, или кристалл, освещаемый солнечными лучами. Иными словами, человек, соединяясь с Богом, сохраняет свою идентичность, не поглощается Божеством, но остается личностью, имеющей свою собственную ипостась.

Согласно православному Преданию, человеческая природа имеет в себе некую жажду Бога, склононость искать Его. Но эта первичная склонность обретает свою полноту только через Благодать Святого Духа, когда человек вступает в Церковь, принимая Крещение и Миропомазание. В то же самое время, Таинство Крещения есть «точка отсчета», начало пути. За этим Таинством следует духовное восхождение человека, который через соединение божественных даров и своей собственной свободы воспринимает все больше Благодати, чтобы быть преображенным Ею и принести на своем духовном пути добрые плоды. Это духовное восхождение освобождает человека от его «индивидуализма», от насилия падшей природы, так что он становится способным войти в полноту общения со своим Богом и с ближним. Человек приближается к союзу с Богом, выходя из самого себя и, в то же время, возвращаясь «в себя».

Никто не может приступить к Богу, к Сущему, превышающему всякое сущее, ни посредством чувств, ни посредством своей природной одаренности и ума, склонного все анализировать, сравнивать и строить умозаключения. Конечно, ум может руководствовать человека в некотором познании Бога, но это познание будет, скорее, похоже на картину, изображающую источник воды: она может быть исполнена совершенно, но она не сможет утолить жажду даже одного человека.

Поэтому чтобы приблизиться к Богу, человек должен «выйти из себя». Этот исход означает отречение от служения своим чувствам и помыслам, отказ от своего собственного «света» для того, чтобы затем «вернуться в себя» просвещенным светом Слова Божия и Благодати Святого Духа. Парадоксальным образом, «исход из себя» совпадает с «возвращением в себя», поскольку с явлением Благодати, внутренне преображающей всего человека, и в зависимости от его собственной жажды Бога человек превосходит свою ограниченность и становится новым человеком по образу Создавшаго его (Кол. 3, 10).
Соединение человека с Богом Отцы Православной Церкви назвали обожением. Учение об обожении красной нитью проходит через все святоотеческие и особенно монашеские писания.

Человек создан Богом еще не обоженным, но он призван к обожению. В глубине его экзистенциального мира, за внутреннейшей завесой его души отпечатана неутолимая тоска о Боге, врожденное стремление соединиться с Ним. За эту завесу и приходит Благодать, чтобы дать этому естественному порыву души действенное содержание. Духовное преуспеяние для христианина, таким образом, заключается в степени осознания этого своего стремления к Богу, что зависит как от природных свойств характера, так и от Благодати Божией. Это осознание мало-помалу принимает в сердце человека формы аскетической решимости освобождения от своего «я», а также глубокого переживания сущностного смысла жертвы.

На пути соединения человека с Богом первое место принадлежит молитве. Человек ничего не может совершить без Бога — тем более он не может приблизиться к Нему, используя только лишь свои способности. Необходимо, чтобы Бог дал человеку Своего Духа, чтобы сердце его исполнилось духовным ощущением веры, чтобы, наконец, человек был вооружен ввиду предстоящей брани, которая заключается, главным образом, в трезвении и очищении сердца посредством молитвы.

Святой апостол Павел пишет, что молитва должна предшествовать всему остальному: Молюубо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения (1 Тим. 2, 1). Христианин должен совершать многие добрые дела, но прежде всего он должен молиться, потому что без молитвы ни одно дело не является добрым. Без молитвы христианин не может постигнуть истины, не может распять свою плоть со страсть-ми и похотьми (Гал. 5, 24), без молитвы его сердце не может воспринять свет Христов, и он сам не может соединиться с Богом. Ни одно средство не принесет нам благого результата, если не будет соединено с постоянной молитвой.

Таким образом, трезвение ума и внимание к своему внутреннему человеку является важнейшим деланием христианина. Этот подвиг всегда был преимущественным деланием монахов, потому что именно монашество является полноценной формой христианского подвига, наиболее соответствующей евангельскому духу.

* * *
Полно и пространно учение о внутреннем трез-вении было выражено в эпоху так называемых иси-хастских споров XIV века, от чего и получило название «исихазма». Учение это было особенно глубоко раскрыто в писаниях святителя Григория (Паламы), архиепископа Солунского (+1359), а также в писаниях преподобного Григория Синаита (+1346) и его ближайших учеников, самые известные среди которых — Каллист (Ксанфопул), патриарх Константинопольский (+1364) и Филофей (Коккин), патриарх Константинопольский (+1379).

Споры затихли, но возделывание традиции исихазма продолжалось на Святой Горе. Ученики преподобного Григория Синаита основали множество новых монастырей как на Афоне, так и вне его, в Элладе, в Болгарии, в Сербии. На Афоне такие святые, как Савва Ватопедский (II349), Григорий Афонский, Марк Клазоменский и многие-многие другие, которые так или иначе связаны со святым Григорием Синаитом, не только продолжили традиции исихазма, но и подготовили почву для последующего нового монашеского возрождения.

Так, в середине XVIII столетия Святая Гора переживает новый расцвет духовной жизни. Потребовалось бы множество страниц, чтобы во всей полноте показать преемственную связь «первого исихаст-ского возрождения» со «вторым», наступившим во второй половине XVIII — нач. XIX века. Здесь достаточно будет упомянуть лишь некоторых из тех святых, которые являются «звеньями» этой преемственной связи. Это прп. Филофей из Карейского Скита и ученик его прп. Нектарий (+1500), подвизавшийся в келлии "Иагари" близ Карей; свт. Нифонт (+1508), подвизавшийся в монастыре св. Дионисия, а впоследствии ставший патриархом Константинопольским; преподобномученик Иаков (+1519) из Иверского Ски-таи его ученик свт. Феона (+1541) из монастыря Пан-тократора, ставший затем архиепископом Солун-ским; прп. Дионисий Олимпийский (-^1541) из монастыря прп. Филофея; прп. Феофил Мироточивый (+1548) из монастыря Пантократора; прп. Симеон (+1594) из монастыря прп. Филофея; прп. Дионисий Ритор (+1606) и ученик его прп. Митрофан из Скита Малой Анны; прп. Иерофей (+1745) из Иверского монастыря; прп. Акакий (+1730) из Кавсокаливийско-го Скита и др.

Все эти преподобные отцы жили идеалами исихазма в неизвестности и уединении, и нет ничего странного в том, что они не знали друг о друге. Поэтому, когда в 1746 году на Святую Гору пришел преподобный Паисий Величковский, он, как повествуется в его Житии, был в затруднении, не находя духовного старца, которому мог бы отдать себя в послушание. Хотя, как он сам писал впоследствии, монахи, переписчики рукописей, рассказывали ему, что были свя-тогорские отцы, которые посвящали много времени изучению аскетических исихастских писаний.

Более того, известно, что в конце XVIII века на Святой Горе подвизалось множество монахов, которые жили «в исихии», упражняясь в суровых аскетических подвигах и возделывая в своем сердце умную молитву. К этим-то святым мужам пришел в 1775 году преподобный Никодим Святогорец, с именем которого и связывается «второе исихастское возрождение», получившее еще наименование «филокализма» (добротолюбия). Это возрождение, конечно, не имело той богословской глубины, какая отличала возрождение XIV века, но по своему влиянию на судьбы православного монашества оно ничуть не уступает ему.

В 1777 году святитель Макарий Коринфский во время своего временного пребывания на Афоне предложил «ученому монаху» Никодиму подготовить к изданию и издать некоторые собранные им (Мака-рием) рукописи аскетического содержания. Это и было издание знаменитого «Добротолюбия священно-безмолвствующих», которое вышло в 1782 году. Вскоре оно было переведено на славянский язык прп. Паисием Величковским и издано в Петербурге в 1793 году- Издание «Добротолюбия» укрепило и оживило духовную атмосферу как греческого, так и славянского монашества. Однако влияние «Добротолюбия» распространяется преимущественно уже вне Афона.

Дело в том, что одновременно с наступившим возрождением Афон снова стали потрясать внешние события, которые со временем привели его в запустение. С одной стороны, это печально знаменитый «Спор о коливе» (1742—1819), произошедший в греческой среде, в результате которого Афон вынуждены были покинуть лучшие представители греческого афонского монашества. Среди прочих, например, с Афона по этой причине уехал сам родоначальник и вдохновитель «филокализма» святитель Макарий Коринфский, а также автор его жития, один из главных «колливадов», прп. Афанасий Паросский. Другая едва ли не более существенная причина — начало жестоких гонений со стороны турок на греков-христиан вследствие революции 1821 года и начавшейся освободительной войны, приведшей к созданию греческого королевства в 1829 году. Из-за военных действий многие монахи вынуждены были оставить Святую Гору. Но, несмотря на это, Афон никогда до конца не оскудевал святыми.

* * *

Конец XIX — начало XX века подводит нас уже к непосредственным духовным предшественникам старца Иосифа Ватопедского, автора настоящих «Оглашений». Это старцы: схимонах Калинник Исихаст (|1930), подвизавшийся на Катунаках, иеросхимонах Даниил, живший в пещере прп. Петра Афонского вблизи Лавры святого Афанасия, старец Даниил Ка-тунакский (|1929), а также другие подвижники. Все эти святые старцы, мало известные миру, но близкие к Богу, прилежали деланию умной молитвы и очищения сердца, но имели всегда мало учеников.

В те же годы на Афон пришел старец Иосиф Исихаст (|1959), с именем которого связывается современное возрождение монашества на Афоне. Как свидетельствует сам Старец, придя на Святую Гору в поисках духовника и руководителя, он не смог найти подходящих условий для безмолвной жизни. Обратившись к старцу Калиннику Исихасту, он получил отказ. У старца Даниила Катунакского была большая братия, что не устраивало о. Иосифа. Поэтому они вместе с отцом Арсением Пещерником (11983) обратились за руководством к одному из простых старцев, живших в Катунаках, и жили вместе с ним до его кончины. После смерти своего старца они долгое время жили в совершенном безмолвии в келлии святого Василия, а затем переселились в Скит Малой Анны. Здесь к ним стали собираться ученики, а о. Иосиф стал старцем и духовным наставником молодой братии. Первым, кто пришел искать духовного руководства к старцу Иосифу, был схимонах Иосиф, автор настоящей книги. Затем пришли иеросхимона-хи Ефрем (ныне игумен нескольких монастырей в Америке) и Харалампий (-|-2001). Рядом с ними подвизался и пользовался советами старца Иосифа ие-росхимонах Ефрем Катунакский (11998). Немного позже них на Святую Гору пришел всем известный ныне старец Паисий (-^1994), который, хотя и был знаком со старцем Арсением и его братством (старец Арсений Пещерник некоторое время руководил братством старца Иосифа Исихаста после его блаженной кончины), но подвизался отдельно от них, в послушании у русского старца Тихона (|1968).
С этого времени мало-помалу на Афон стали приходить молодые образованные монахи. В 1966 году на Афон прибыл иеродиакон Василий, впоследствии ставший игуменом монастыря Ставроникита, а ныне являющийся игуменом Иверского монастыря, который поступил под духовное руководство к старцу Паисию. В 1975 году пришел на Святую Гору архимандрит Георгий, нынешний игумен Григориатского монастыря, который также обратился за духовным руководством к старцу Паисию. В том же году на Афон пришел архимандрит Эмилиан, один из самых образованных святогорцев, избравший себе в духовные наставники старца Ефрема Катунакского и много лет бывший игуменом монастыря Симонопетра. В то же время игуменами других греческих монастырей стали и ученики старца Иосифа Исихаста: архимандрит Харалампий стал игуменом Дионисиатского монастыря, а архимандрит Ефрем — игуменом монастыря прп. Филофея.

Имея, кроме высоких духовных дарований, еще и литературный талант и дар проповеди, эти игумены своим горячим призывом всколыхнули души многих молодых греков, искавших смысл жизни. Их книги и проповеди явились живым словом, которое смогло зажечь сердца сотен молодых людей, пришедших на Афон и поступивших в монастыри, найдя там «источник воды живой» — воплощение Евангельского идеала в современной жизни....

На этом месте сканер не выдержал, поэтому продолжение по заявкам форумчан :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Кратко о том же
 Сообщение Добавлено: 24 ноя 2004, 17:38 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 21 ноя 2004, 11:41
Сообщения: 129

Откуда: Западная Сибирь
Есть чудные слова, в которых заключается смысл отношений Бога и человека: "Бездна бездну призывает".

Душа человека создана Творцом бездонной.
Ничто не может наполнить её (т.е. дать чувство духовной "сытости" и цельности) кроме самого Бога.

_________________
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим."


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 25 ноя 2004, 13:55 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58
Сообщения: 1552

Возраст: 70
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
Послание к ефесянам:
Цитата:
...умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
...
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: