Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Творчество » Более известное


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Этот самый Пушкин"
 Сообщение Добавлено: 07 дек 2004, 01:18 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 ноя 2004, 16:13
Сообщения: 634

Возраст: 52
Откуда: г.Ессентуки
Вероисповедание: Православный, МП
Осмелюсь предложить небольшой рассказ художника Константина Коровина. Если понравится - напишите. У него очень теплые воспоминания о России, о современниках, о природе рассказы есть, о животных.

«ЭТОТ САМЫЙ ПУШКИН...»

Зима. Вся Москва покрылась пушистым снегом. Белым-бело. На Садовой улице в сумерках горят уличные фонари, уходя вдаль. Свет их освещает ветви деревьев, покрытых густым инеем. За палисадником улицы прячутся потемнелые в ночи дома. В освещенных окнах чувствуется какой-то тихий покой. И будто там уютно и счастливо. Зима в Москве вначале всегда была так нова, так заманчива, и от нее пахло миром и покоем. По улицам едут в санях москвичи. Зима все изменила. Не слышно больше шума колес. Потемнели тумбы тротуаров, и весело мчится тройка по Тверской-Ямской, звеня бубенцами, и замирает в дали улицы веселый смех седоков.
Еду я на извозчике поздно, еду с Тверской из Английского клуба, где ужинал в компании с Александром Александровичем Пушкиным, сыном Александра Сергеевича, великого поэта. Александр Александрович, одетый в заштатную генеральскую форму, был скромный человек. Говорил про отца своего, которого он помнил смутно, так как был мал, но помнил его ласки и его панталоны в клетку, и его красноватый сюртук с большим воротником. Помнил мать в широких платьях, помнил, что кто-то говорил, кажется, отец, что любит зиму и Москву. Помнил переднюю в доме, отца и мать, когда они приезжали с картонками, раздевались в передней и ему подарили игрушку-петушка, который пищал.
— Да вот в Москве,—сказал Александр Александрович,—знают отца, читают. И в Петербурге тоже. А то и не знают вовсе...
— Да что вы?—удивился я.
— Да, да,—сказал Александр Александрович Пушкин.—Уверяю вас— не знают. И студенты не знают. Спросите у любого из них: читали?—Мало. Ну «Капитанскую дочку» знают, нравится. А другое—не знают.
— Знать трудно, конечно, но я как-то не слыхал... все знают Пушкина. Александр Александрович как-то наклонил голову, опустил глаза, и на больших белках его глаз был синеватый оттенок Востока.
— А в вашем образе, в лице, в глазах, есть черты Африки,—говорю я ему.
Он посмотрел на меня, улыбнувшись добрыми и прекрасными глазами, и сказал мне:
— Ну, это нет! Я вот какой африканец: так люблю Москву за то, что в ней настоящая зима, все покроется инеем и такой зачарованный покой. В Петербурге у нас не то. Я терпеть не могу жары. Я бывал и в Италии, и на Ривьере, бывало—жду не дождусь, когда опять приеду в суровую Россию. Вот тоже—не люблю я пальмы эти. Не знаю, отчего это их ставят все всюду в ресторанах? Неужели елка, березка хуже пальмы? Нет, лучше. Я когда читаю про тропические леса—меня берет ужас. Эти лианы!.. Нет, наш русский лес лучше... Вот я остановился здесь у дальних родственников. Кот там—таких русских серых котов больше нигде нет. Какой друг дома! Там лежанка, сядешь погреться—он ко мне всегда придет, мурлычет. Есть ли в Африке коты?—спросил Александр Александрович.
Как-то, помню, в библиотеке Английского клуба, где он любил бывать, я увидел его. Он вынимал из высокого стеклянного шкафа старые французские книги и перелистывал их. В его образе, в голове, когда он читал страницы книги, было что-то другое: лицо его было внимательно и задумчиво-кротко. В лице был какой-то дервиш и что-то тихое, благородное и робкое. И образ великого отца его вставал передо мной.
Как-то, помню, сказал мне Александр Александрович, что отец его, конечно, много наговорил на себя. Писал о любви—это опасно! А сам он, как я слышал в своей молодости, сам он был сговорчивый и скромный. Странно то: восемнадцатилетним юношей он написал стихотворение «Прелестнице». Надо удивляться, как это можно думать так в восемнадцать лет!
Не привлечешь питомца музы ; Ты на предательскую грудь...
Ведь это так глубоко, такое постижение в такие годы... Возвращаясь на извозчике из Английского клуба к себе в мастерскую на
Долгоруковскую улицу, я все думал о Пушкине, и мне казалось, что много
было непонимания, которое тушило огонь души его. Моя потерянная младость...
Как много в словах этих, в смысле их, тяжкого, глубокого горя... Странно. Что-то есть, вот-вот около... Около жизни. Юность... но есть рядом, тут, около скорбь... Отсутствие счастья... что-то мешает тайне прекрасного, какое-то непонимание. В печали тайной гаснет непонятый мой верный идеал...
В мастерской на Долгоруковской улице, когда я вошел к себе, я застал М. А. Врубеля, который жил со мной. Он проснулся, когда я вошел. Я рассказал ему, что был в клубе и видел сына Пушкина—Александра Александровича.
— А знаешь что,—сказал мне Врубель,—Пушкин не был счастлив, и вряд ли он нравился им...
— Кому им?—спросил я.
— Женщинам. Цыгане, Алеко... Странное что-то есть... Посмотри впереди себя,—сказал Врубель,—я здесь сегодня вечером работал. И Врубель отвернул большой холст.

На нем я увидел как-то остро и смело написанные в твердом рисунке ветви деревьев, покрытые инеем. В окне они были видны. Какой ковер—в особенном ритме. А форма рисунка деревьев...
— Завтра надо будет мне написать тут сверху,—сказал Врубель,— «Кондитер Шульц. Мороженое».
— Что ты? Зачем?—удивился я.
— Да, да,—сказал Врубель.—Это вот там сбоку на улице, на углу, живет немец. Он просил меня—ему нужно.
— Отдай ему без этой надписи. Это так красиво.
— Н-е-ет, ему нужна она. Он платит мне двадцать пять рублей. Долго я не мог заснуть. В углу моей большой мастерской горела зеленая лампада. На кушетке, свернувшись под пледом, спал Михаил Александрович Врубель—великий художник, кончивший Петербургский университет, два факультета, с золотыми медалями. И вот—он никому не нужен... Никто как-то не понимал его созданий. Как-то делалось одиноко, жутко. Зачем все академии художеств, искусства? Брань невежественных газет, критиков. А завтра он будет своей изящной, дивной формой писать на этой картине • вывеску «Кондитер Шульц»... .Что-то в этом есть жестокое и жуткое...
Утром рано я ушел в Школу живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, где я был преподавателем в высшей мастерской оканчивающих учеников.
— Ваша очередь,—сказал мне инспектор,—задать эскиз на тему историческую или, словом, какую вы хотите.
В канцелярии школы я написал на листе бумаги: «Зима в произведениях Александра Сергеевича Пушкина», и лист этот с написанной темой был повешен в классной мастерской.
Придя в мастерскую, я заметил, что ученики недовольны темой, и объяснили мне: что же это, все стихи? Лучше бы Пугачева в «Капитанской дочке». А вечером родственники мои, студенты Московского университета, мне определенно сказали, что Некрасов гораздо лучше Пушкина, что у Пушкина все вздохи и ахи про любовь, потому что этот камер-юнкер нравился в то время кисейным барышням и только.
Когда я был у Антона Павловича Чехова, то рассказал ему об этом, о встрече с Александром Александровичем. Антон Павлович как-то сразу наклонил голову и засмеялся, сказав:
— Верно. До чего верно. Кисейным барышням, ахи, охи про любовь... Верно, все верно...—и он засмеялся.
После спектакля в Большом театре я наверху, в огромной мастерской под крышей писал декорацию к опере «Руслан и Людмила». Старший мастер Василий Белов составлял колера в больших тазах. Я сижу напротив, на лавочке.
— Кто,—спрашиваю я,—сочинил «Руслана и Людмилу»? Знаешь, Василий?
Василий Белов так серьезно посмотрел на меня и по-солдатски ответил:
— Этот самый Пушкин, что с Тверского бульвара. От Страшного монастыря.

— Это памятник ему,—говорю я. • ,
— Знаем, сочинитель. Его вот застрелили...
— Зря,—говорю я,—дуэль была.
— Эх, да,—сказал Василий, рукой взял себя за рот и так значительно серьезно сказал:—Ну да, скажут вам... Господа-то не скажут правду-то... а мы-то знаем... Он такие песни начал сочинять, прямо вот беда. А студенты народ озорной, только дай им, сейчас запоют. Ну, и вот его за это шабаш...
— А ты знаешь, что он написал? Ну, хоть одну песню.
—f- А как же,—ответил Василий.—Нас училка в деревне всех выучила:
Прибежали в избу дети, Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети Притащили мертвеца».
Эх, ловко это она научила. Под ее все теперь у нас, парни, девки, кадриль танцуют.—«И в распухнувшее тело раки черные впились...» Ловко каково! А вот отчего он без шапки стоит, знаете ли вы?—вдруг спросил меня Василий и, смотря на меня, прищурил хитро один глаз.
—— Нет, не знаю,—удивился я.—Отчего?
— А вот потому и голову наклонил, и без шапки, значит, снял, говорит, значит: «Прости, говорит, меня, народ православный...» — Что ты, Василий. Кто это тебе сказал?
— Чего сказал... Там написано, на памятнике сбоку.
— Да что ты, Василий, где? Там это не написано...
— Нет, написано. Слух пройдет по всему народу, вот что. А ты уж смекай, как знаешь.
Двадцать лет со мной работал Василий Белов. Он был колорист, маляр. Я ценил его. Он составлял цвета по моим эскизам и готовил краски. Любил поговорить. Но ничего с ним не поделаешь: на все у него был свой взгляд. Особенный, уверенный. После февраля 1917 года Василий Белов пришел ко мне и сказал:
— Вот теперя вашему Пушкину шапку наденут...
— А почему?—спросил я.
— Полно шапку ломать... Теперь слобода всем вышла...


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 дек 2004, 11:17 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 13:08
Сообщения: 509

Возраст: 44
Очень светлый рассказ! Даже не предполагал.
Честно говоря к творчеству Константина Коровина относился без особенных восторгов, конечно нравилась свежесть и звонкое звучание красок, пастозность.
Теперь попробую поближе присмотрется к его живописи.

А как, кстати Коровин отнесся к революции и новаторствам в искусстве: Лентулову, Малевичу, Кандинскому, кде нибудь у него в записях это встречается?
Спасибо Виталий!


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 дек 2004, 17:20 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 ноя 2004, 16:13
Сообщения: 634

Возраст: 52
Откуда: г.Ессентуки
Вероисповедание: Православный, МП
Здравствуйте, коллега! Коровин писатель - не менее удивительное явление, нежели Коровин - художник.
Рекомендую книгу "Константин Коровин вспоминает...", Москва, "Изобразительное искусство", 1990 г.
НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 дек 2004, 17:28 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 13:08
Сообщения: 509

Возраст: 44
Спаси Господи, Виталий надеюсь достать.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 дек 2004, 17:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
Мне тоже рассказ понравился.
Сегодня ранним утром с удовольствием прочел.
Так все там неспеша происходит.
Снег, тройка русская с бубунцами.
Портрет сына Пушкина хорошо прописан.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 дек 2004, 23:32 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 14:39
Сообщения: 4053

Возраст: 44
Откуда: Снежная страна
Вероисповедание: Православный, МП
Есть одно очень страшное произведение называется кажется «Гаврилиада». Я слышал, что его приписывают Пушкину. Когда это произведение увидело свет, то было возбуждено уголовное дело по факту богохульства и обвиняли Пушкина, думая что это он написал это произведение. Но Пушкин ответил: «Я в своей жизни совершил много грехов, но я никогда не позволял себе хулить Духа Святого». Эту историю мне рассказали в Святогорском монастыре где похоронен Пушкин.
Мне тоже кажется, что Пушкин был очень глубоким человеком с какой-то внутренней тайной, скорбью. Ведь мы оценивая по внешним показателям человека видим только поверхность моря, и не знаем что творится в его глубинах.

_________________
Ставрогин если верует, то не верует, что он верует. Если же не верует, то не верует, что он не верует. (c) ФМД


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 дек 2004, 00:05 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 06:31
Сообщения: 473
Пушкин:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Митрополит Филарет ответил:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.


Пушкин Митрополиту Филарету:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: