Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Посиделки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Образ Самсона в Библии
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 17:44 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:12
Сообщения: 3636
Не понятна мне личность Самсона и вызывает недоумение. С одной стороны в Библии о нем написано:

глава 14.6 Книги Судей , прорек об этом человеке Ангел Господен «младенец сей будет назорей Божий» (что такое назорей ?) и почему он обязательно должен был не пить вина и секера, если я понимаю, у евреев считается нехорошим делом напиваться, но не отказ от вина вообще. Почему Господь вложил какую-то силу в волосы Самсона, вернее определил зависимость между длиной его волос и силой?

И почему избранник Божий так жесток? Так необоснованно жесток? Убить тридцать человек ради спора на свадьбе и чтобы отнять их одежду, что это? Привязывать к лисицам факелы, чтобы спалили город в огне?
Даже эпилог по его смерти в Библии «И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.»

Это происходила после того, как Господь дал Моисею заповеди. И получается, что избранник Божий, державшийся от такого зла как вино, нарушал заповеди не убий и не прелюбодействуй. (глава 16, 1 «Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней»), а про нарушении заповеди «не убий» вообще вся книга о Сампсоне.

Мне не понятно как этой личности относиться, с одной стороны он особый избранник Божий, с другой стороны жестокий, мстительный (причем чрезвычайно мстительный, не соблюдающий заповедь «око за око») и даже неумный человек
(ну как может быть умным человек, у которого спрашивают от чего зависит его сила, он говорит от чего, после чего просыпается в обстановке, которая сделана специально для того, чтобы уменьшить эту силу. Первый раз он сказал, что если его свяжут семью сырыми тетивами, то он потеряет свою силу и проснулся связанный этими тетивами. Второй раз, что его должны связать новыми веревками и проснулся связанный новыми веревками. Зачем он третий раз сказал Далиде, что его нужно остричь, чтобы ему потерять силу? Он что, надеялся проснуться с волосами после этого???!! Я понять не могу, у этого человека отсутствовал элементарный разум что ли?!).

Почему то при обсуждении этой книги Библии все сводится к осуждению Далиды. Да, она поступила непорядочно, но почему никто не замечает как вопиюще жесток и несправедлив этот избранник Божий?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 19:50 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Назорейство было чем-то отдалено схожим с сегодняшним монашеством: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть и пить ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей…» (Числ. 6:1-5)

Прелюбодеяние толкуется как связь мужчины (вне зависимости от семейного положения) с замужней женщиной: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10)

По поводу жестокости, тогда нравы такие были и заповеди распространялись на жизнь внутри общины. Кроме того, он был рожден именно для этого: «…ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5)

Насчет ума. Самсон любил Далиду и соответственно не ожидал подвоха. Кроме того, враги были скрыты: «Между тем один скрытно сидел у нее в спальне», а она сама «тяготила его всякий день и мучила его» и соответственно «душе его тяжело стало до смерти» (Суд. 16:12-16). Кто любил так женщину, тот поймет Самсона. :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 20:46 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:12
Сообщения: 3636
Павел, спасибо. Насчет прелюбодеяния не согласна, я читала более широкую трактовку- внебрачная связь.

Но ведь заповедь "не убий" уже была и жестокость у него необоснована!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 21:03 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Конечно, Юлия, в настоящее время “прелюбодеяние” толкуется шире, но в то время, да и в первые века христианства оно было уже, например:
«Если муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуясь браком, впадет в блуд, такового почитаем блудником и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергать его вине прелюбодеяния, если грех соделан со свободною от брака» (21 каноническое правило свт. Василия Великого).

Это тоже было после заповеди "не убий":
«Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика и Иерима и истреби все, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1 Цар. 15:2,3)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 21:05 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:12
Сообщения: 3636
Павел, вот по-тому то и тяжело читать ВЗ. неувязывается, что Господь возлюбивший людей до смерти Сына Своего поощарял и помогал убийствам.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 21:26 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 12:10
Сообщения: 767

Возраст: 44
Откуда: Россия
Юлия писал(а):
Павел, вот по-тому то и тяжело читать ВЗ. неувязывается, что Господь возлюбивший людей до смерти Сына Своего поощарял и помогал убийствам.


Неоднократно читала, что Бог в ВЗ и НЗ - это как два разных Бога. Но это не так. На самом деле Бог ВЗ такой, каким люди были готовы его видеть в те жестокие языческие времена, иным для них Он быть не мог. И лишь 2000 лет назад погрязшее в грехе человечество "дозрело" до того, чтобы принять заповеди Бога Любви и Всепрощения.

_________________
Есть три вида лжи - ложь, наглая ложь и статистика. Марк Твен
Не страшно, если ты один, страшно, если ты ноль... Константин Мелихан

Господи, дай мне терпения... немедленно!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 27 фев 2005, 21:37 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 25 сен 2004, 12:11
Сообщения: 723
Юлия, и JUKA права и мы порой забываем, что земная жизнь не является абсолютной ценностью. Кроме того, и в новое время достаточно примеров когда Господь попускал гибель народов и поколений забывших Его. Мы слишком по-человечески толкуем слово “любовь”, и многое нам не дано понять. Выход один – верить, что так все должно было быть. Мне так кажется.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 28 фев 2005, 02:22 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Ничего тяжелого нет, лучше не своим умом (необновленным еще духовно) его читать, а через толкования признанные Церковью.

К примеру - блж.Феодорита Кирского. Недавно была тема уже.


Цитата:

Жесток ли Ветхий Завет?

...........
Ап. Павел говорит, что еврейский ветхозаветный Закон – это детоводитель ко Христу (ср.: Гал. 3, 24). Это странное слово, присутствующее далеко не в каждом словаре русского языка, становится понятнее, если вспомнить его греческую основу. В греческом тексте Ап. Павла стоит слово paidagwg`oz. Но было бы ошибочно перевести его современным русским словом «педагог». Если в современном русском языке педагог означает «учитель», то в античном мире это было не совсем так. Педагогом назывался раб, служение которого состояло в том, чтобы отвести мальчика от дома до гимназии, следя при этом, чтобы отрок не шалил, не тратил силы и внимание попусту. Педагог смотрит за тем, чтобы ребенок дошел до класса в таком состоянии, чтобы смог слушать и слышать рассказ учителя. Сам же педагог – не учитель. Он – поводырь, именно дядька, смотрящий за мальцом и замолкающий, когда в классную комнату наконец-то входит господин учитель

Так вот, еврейский Закон – не столько учит, сколько предостерегает. Не случайно среди 613 заповедей Пятикнижия (Торы) 365 запретов и 248 повелений. Число негативных повелений, предостережений гораздо больше, чем число позитивных заповедей, предписаний. Учитель придет потом. Учитель уже знает, что яркая мишура колдовства и магизма отвлекает детей, прельщает их и не позволяет им сосредоточиться на том, что говорится Учителем. Знает Учитель и о том, что дети доверительнее слушают рассказы детей же. Поэтому Он берет одного ребенка на воспитание. Берет подкидыша, найденыша (см.: Иез. 16, 4–6).

Израиль, некогда созданный Богом чрез Авраама, оказавшись затем в египетском рабстве, забыл себя, забыл и о своем назначении, и о Боге. Но Бог снова находит его. И чрез Моисея поясняет, что делает это уже не в первый раз. Впервые Бог вышел на поиски человека еще тогда, когда человек был только один, и звали его – Адам (см.: Быт. 3, 9).

Но – педагогом быть опасно. Ведь желания воспитанника и задачи, поставленные перед педагогом, могут расходиться. А значит, педагог вынужден бывать строгим: Мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере… по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал. 3, 23, 25). «Педагоги, по свидетельству одного современника, заботились обо всем, что касается жизненных нужд воспитанника, но они пеклись и о деле еще более важном – о целомудрии; педагоги, стражи и охранители, стена цветущего возраста, они охраняли питомцев от злых искусителей, как лающие собаки от волков» [11]. Педагоги следили за приготовлением уроков учениками вечером и чуть свет поднимали их с постели. Преподанное от учителя репетировалось при помощи педагога, причем он, поощряя ученика, «кричал на него, показывая розгу, и свистал ремнем – и чрез эту работу приводил на память забытое учеником» [12].

Кураев. Дары и анафемы.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 28 фев 2005, 02:38 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 14:44
Сообщения: 3232

Вероисповедание: Православный, МП
Юлия писал(а):
Павел, вот по-тому то и тяжело читать ВЗ. неувязывается, что Господь возлюбивший людей до смерти Сына Своего поощарял и помогал убийствам.


Конечно, такого никогда не было. Это просто не верное понимание Ветхого Завета. И только. Во всем Слове есть смысл, подчас который что бы нам понять, надо несколько десятилетий суровой аскетичной жизни. Если нам это не под силу, то и не надо брать на себя подвиг не свой - толкование Ветхого Завета. Т.к. Богом написанное, Богом же и читается. Вполне доступно для нас пишут: блж.Феодорит, св.Иоанн Златоуст и некоторые другие (далеко не все толкования признаны Церковью).

Так что, если мы не аскеты-богословы, то и будем принимать пищу по нам - удобоваримую, не толкуя, но внимая Богу через тех, кому он открыл Свое Слово.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 28 фев 2005, 14:03 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:12
Сообщения: 3636
AnnaOl писал(а):
Конечно, такого никогда не было. Это просто не верное понимание Ветхого Завета. И только.

Аня, ну как не было то? Да почти во всем ВЗ "И отдал (Бог) такой-то народ им(израильтянам) на истребление" Да одна книга Самсона чего стоит. Легко сказать, что ум мой конечно не просвещен. Согласна. Но там ведь черным по белому написано- взял ради спора убил случайных тридцать человек, поджег город. потому что жена ему изменила. Какой бы не был мой м, перечисляются факты.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 28 фев 2005, 16:03 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 13:09
Сообщения: 785

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Юлия писал(а):
AnnaOl писал(а):
Конечно, такого никогда не было. Это просто не верное понимание Ветхого Завета. И только.

Аня, ну как не было то? Да почти во всем ВЗ "И отдал (Бог) такой-то народ им(израильтянам) на истребление" Да одна книга Самсона чего стоит. Легко сказать, что ум мой конечно не просвещен. Согласна. Но там ведь черным по белому написано- взял ради спора убил случайных тридцать человек, поджег город. потому что жена ему изменила. Какой бы не был мой м, перечисляются факты.

Да, перечисляются факты, но надо иметь в виду вот что: во-первых, ветхозаветная история весьма жестока, и в ней упоминаются не только факты "отдания народа такого-то на истребление израильтянам", но и истребления отпавших от Бога самих израильтян. Смерть как наказание полагалась в Законе за многие преступления и грехи - в том же Законе, который говорит "не убий". Мир тогда был воообще более жесток, груб, чем сейчас (хотя грубости и жестокости в мире и сейчас немало), но строгость и жестокость Закона были направлены к сохранению на Земле народа, верного единому Богу среди язычества и соблазнов. Народа, который мог бы встретить и принять Мессию.
Во-вторых, жизнь не кончается с земной смертью, и земная смерть есть переход к вечной жизни (помилуй мя, Боже, помяни мя грешного, во Царствии Твоем!).
И ещё важный момент в чтении Ветхого Завета - да, это история земного народа, жившего в конкретных исторических обстоятельствах, но это и история Промысла, история подготовки людей ко встрече с Христом, описание трудного, страшного, опасного пути от пучины грехов к Богу. И многое там несёт символический смысл. И на это хотелось бы именно сейчас обратить внимание, когда на воскресной всенощной поётся псалом "На реках Вавилонских...": "Блажен, кто разобьёт младенцы твоя о камень"... Страшные слова! Но, рождённые ужасом вавилонского пленения, они несут и другой смысл - смысл необходимости неустанной борьбы с грехами, необходимости беспощадно искоренять в душе даже малейшие проростки грехов, дабы не превратилась душа в вавилонское греховное сонмище....


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 69

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: