Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Посиделки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: КУРЕНЬ
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 14:41 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 02:03
Сообщения: 1951

Возраст: 42
Ну что, сестрицы, раз уж мужика нет - надо нам за честь постоять. Горько видеть как о нас и наших мужчинах судят те кто не сталкивался ни с нашим радушным гостеприимством, ни с семейным уставом, ни с традиционными отношениями мужа и жены, ни с политическими взглядами.

Да, мы закаленные, хоть щас на коня! А сколько казачек оставалось без мужей (погибших на непрекращаемых войнах, а не сбежавшик...как тут некоторые считают)? Конечно и шашкой махать научишся, детей защищать.
А верность наша до гроба, и ни только мужу. Сколько северянок своих парней из армии не дожидались? ЛЕГЕНДЫ СЛОГАЮТ! позор! А наши терпеливо ждут.
И горячие мы! И воюем и любим с жаром :roll: И клухами не становимся в замужестве, ни то что северянки...муж на порок и хоть беги от ряхи.

Анюта, выложи казачью заповедь, а то мне бежать пора :(

_________________
[url=http://metric.rodim.ru][img]http://metric.rodim.ru/h4_h10_12_4_2001_3_9h.gif[/img][/url]


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 14:51 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
Прошу прощения за жуткое форматирование текста, мой компьютер плоховато работает, однако смысл, надеюсь, до вас донесу! :)


Казачьи заповеди
1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

Береги честь смолоду,

Достоинство сохраняй в любой

обстановке. Имей волю

признать свою неправоту.

Если надо, побори сам себя.

Оказывая уважение другим.

не унижай себя Не завидуй

другим и не держи зла в

сердце своем.

Не будь гордецом; и в мыслях

не допускай, что ты выше

других казаков. Никого не

поучай свысока, посмотри

вначале на себя.

Будь доброжелателен, но не

льстив, Имей широкую душу,

Удары судьбы встречай стойко.

Совершив позорный поступок,

имей силу воли принять

крайнее решение.



2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ: ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!».

Казаки равны как в правах,

так и в ответственности за

содеянное, независимо от

общественного положения,

образования и прошлых заслуг,

Решение, принятое на Сборе, -

закон для всех.

Совершеннолетнего казака

никто не может лишить слова,

кроме командира в строю,

Любой казак может быть

избран на любую должность.

Для сохранения единства

Казачества казак не должен

состоять в политических партиях.



3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ


Не совершай дурных поступков

и удерживай от них других.

Будь честен и правдив, не

бойся пострадать за правду,

Пусть не прельщают тебя ни

корысть, ни стяжательство,

ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава.

Не поддавайся губительным страстям.

Не увлекайся спиртным, табак тоже не на

пользу ни тебе, ни окружающим.

Избегай сквернословия.

Знай: мат еще в ХШ веке придумали

враги русского народа для оскорбления наших Матерей и Веры.

Будь примером в жизни своей

и защити обиженного, помоги страждущему,

накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.



4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ



Казачество свое главное
предназначение видит в

служении народу и России

ради их благоденствия,

а не для собственной корысти и славы.

Казак за это готов пролить кровь свою,

но «не сотвори себе кумира и подобия его!».



5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО.

Казак! Помни,

что каждое твое слово -

это слово твоего народа,

слово Казачества.

Выпустишь слово -

не поймаешь,

Говори, да не проговаривайся,

ибо спроста сказанное

не спроста слушано.

Стойкость чести в слове.



6. ЧТИ СТАРШИХ УВАЖАЙ СТАРОСТЬ.



Помни! Без одобрения

стариков ни одно важное

решение Атамана не может

быть исполнено.

Власть же стариков -

не от силы, а от авторитета

и мудрости. Прислушивайся к

слову бывалых и избежишь

многих ошибок.

Каждого старика почитай

Отцом своим, а не престарелую

казачку - Матерью.



7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ

ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА



Если сомнению коснулись

твоей души и ты не знаешь,

как поступить, - поступай

по обычаю своего народа

и Вере предков.

Помни! Казачий обычай

всегда скреплял семью,

общину и все Казачество.



8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ.

Так было всегда у казаков.

Взаимная выручка - основа

казачьего братства.

Как ты посмотришь в глаза

матери товарища, которого

мог спасти и не спас?....



9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ.

Каждый казак должен

стремиться к тому, чтобы он и

его семья жили в достатке и не

протягивай руку с криком

«Дай!». Живи своим трудом.

Презирай праздность. Любое

дело должно «гореть» в твоих руках.



10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ И СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Семья - святыня брака. Никто

не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы.

Семья - основа казачьего общества. Глава семьи - отец,

с него и спрос за все.

Отец! Добейся в семье

авторитета и взаимопонимания.

Воспитай детей своих честными,

смелыми, добрыми, отзывчивыми,

бескомпромиссными в борьбе

со злом, преданными Отчизне.

Воспитай их казаками. Дай

детям достойное образование.

Казак обязан оберегать

женщину, защищать ее честь

и достоинство. Этим ты

обеспечишь будущее своего народа.

Казак не имеет права

вмешиваться в женские дела.

Чти мать свою и отца.



КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ!

КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ!

КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КУРЕНЬ
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 14:54 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
zlata1204 писал(а):
Сколько северянок своих парней из армии не дожидались? ЛЕГЕНДЫ СЛОГАЮТ! позор! А наши терпеливо ждут.
И горячие мы! И воюем и любим с жаром :roll: И клухами не становимся в замужестве, ни то что северянки...муж на порок и хоть беги от ряхи.

щас прийдут северянки и нас побъют! :shock: :D

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КУРЕНЬ
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:12 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 02:03
Сообщения: 1951

Возраст: 42
Анюта Г. писал(а):
щас прийдут северянки и нас побъют! :shock: :D


Небойся, не в первой :lol: Не в многочисленности (северянок) сила, а в правде :!:

_________________
[url=http://metric.rodim.ru][img]http://metric.rodim.ru/h4_h10_12_4_2001_3_9h.gif[/img][/url]


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:31 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
А я и не боюсь! :) Я тылы укрепляю и теоретическую базу ровными стопками, книжка за книжкой, раскладываю вокруг себя. Но у меня уже ночь, а потому в бой не рвусь, отложу до завтра! :D

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КУРЕНЬ
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:33 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Э-э-э... чего-то не понял... объединились Запад с Дальним востоком, объявили себя Югом... и пошли воевать Север :shock: :lol:
Кр-р-уто! :clap:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:43 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:12
Сообщения: 3636
Что то я не догоняю ни о чем спор, ни к чему такие эмоции :?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:54 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
Началось оно вот здесь, просто мы не хотели засорять чужую тему! :wink:
viewtopic.php?t=3244&postdays=0&postorder=asc&start=0

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КУРЕНЬ
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:56 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
Саша писал(а):
Э-э-э... чего-то не понял... объединились Запад с Дальним востоком, объявили себя Югом... и пошли воевать Север :shock: :lol:
Кр-р-уто! :clap:


корни у нас там - на юге, из казаков мы!ВОТ!!! :D

это с севера нас, казачек с казаками, что-то неправильно разглядели, вот мы и пошли вести разъяснительную работу! :D

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 15:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
Злата, пишешь с Кубани предки твои. А откуда именно?

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КУРЕНЬ
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 16:59 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Анюта Г. писал(а):
корни у нас там - на юге, из казаков мы!ВОТ!!! :D


А корни корней как там (на юге) оказались, уж не из Пскова ли с Новгородом? :D

Анюта Г. писал(а):
это с севера нас, казачек с казаками, что-то неправильно разглядели, вот мы и пошли вести разъяснительную работу! :D


"Александр Македонский тоже был великий полководец... а за чем табуретки-то ломать" - из фильма, какого не помню, да и за точность не ручаюсь :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 17:15 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
http://svete-tihi.kuban.ru
Там есть заманчивое название "Православное казачество", но у меня она не открывается. А казачество, о котом должна идти речь, именно кубанское, потому как Тимашевск находится в Краснодарском крае.
Шепотом: не любит там народ казаков, потому как в реале они напоминают послеперестроечных бандитов, у которых девиз "Против лома нет приема". Всё течет, всё изменяется, поэтому и я не буду терять надежду на воцерковление "казаков".

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 19:35 
пока присматриваюсь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2005, 22:34
Сообщения: 23

Возраст: 40
Откуда: г.Лыткарино МО
Сестрицы, чтож вы так на северянок взъелись? И мы и они прежде всего Русские! А Русским незачем делиться на твое-мое, север-юг! И так многие отдали бы все, чтобы мы поперегрызлись, да порубали друг друга топорами, да шашками! А смысл??????Они- одни, мы- другие, нам нечего делить! Кстати и мы-то, казаки появились только потому, что их надо было защищать! Именно за это Царь-батюшка нам волю даровал, да жалованье за службу! Мы - государевы были, государевы будем, а северяне нам, что братья да сестры меньшие. Обижаться на них нельзя, поучать можно, а защищать должно!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 20:12 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2005, 21:53
Сообщения: 883

Возраст: 48
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Анюта Г. писал(а):
Совершив позорный поступок,

имей силу воли принять

крайнее решение.


Это как?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 20:24 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Александр27 писал(а):
Анюта Г. писал(а):
Совершив позорный поступок,

имей силу воли принять

крайнее решение.


Это как?


Наверное жениться, уж если так получилось. :wink:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 23:11 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 20:16
Сообщения: 538
Саша писал(а):
Александр27 писал(а):
Анюта Г. писал(а):
Совершив позорный поступок,

имей силу воли принять

крайнее решение.


Это как?


Наверное жениться, уж если так получилось. :wink:


:) :) :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 23:19 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 12:48
Сообщения: 18598

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
У меня вот предки с того самого Востока и того самого Запада...
Кароче, ни рыба ни мясо... :roll: :roll: :roll:

_________________
"Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 10 апр 2005, 23:31 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 ноя 2004, 16:13
Сообщения: 634

Возраст: 52
Откуда: г.Ессентуки
Вероисповедание: Православный, МП
У нас казачий край, возрождение казаков идет полным ходом.
Часто проходя мимо Казачьей (бывшей ленинской) площади, рядом с которой прошло мое детство, вижу обучающихся строевой подготовке мальчишек и девчонок в казачьей форме.
Часто проходят казачьи сборы, праздники. Бывший ДК им. ленина отдали казакам. Памятник установили погибшим казакам, как-нибудь сфотографирую и выставлю.
В конце 80-х, действительно, все возрождение казаков сводилось к пьянке и маскараду, но теперь это сила. Только денег у казаков маловато, большая часть их бедновата, да и край небогатый. Когда праздники проходят, машины стоят, в основном наши, старенькие. Большинство вообще пешком приходит. А когда, к примеру, праздник греческой общины - тут одни мерседесы и вольвы.
Сам я не казак, но мой дед по отцу, погибший на войне, терской казак.


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 01:00 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 05 апр 2005, 08:20
Сообщения: 271

Откуда: Москва
Для сестры Кати за её ссылку на сайт Свято- Духов мужской монастырь
Пускай я в фото-храме побывал
Но сердцем я терпимей стал
Душою твёрже как скала
Спасибо говорю сестра.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 01:08 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 05 апр 2005, 08:20
Сообщения: 271

Откуда: Москва
Сестра Анюта скажите, неужели такой замечательный устав КАЗАКА выполняется.
Это Вами взято из БЫЛИН про Казаков.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 01:26 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
Вольдемар писал(а):
Сестра Анюта скажите, неужели такой замечательный устав КАЗАКА выполняется.
Это Вами взято из БЫЛИН про Казаков.


настоящими казаками выполняется, это могу сказать 100% А теми, кто вначале перестройки "примазался" к ним ради красивой формы или ещё каких плюсов - нет, конечно же.Да только какие они после этого казаки? Казак - это не форма и звание, это внутренне содержание. То есть,кто выполняет, тот казак, а кто нет...Бог ему судья!!!
Говорю это всё из своих наблюдений и близкого общения с настоящими казаками!


скопировала свой ответ из другой темы, чтоб не потерялся.Давайте всё же про казаков будем здесь, а то нехорошо чужую тему забивать...

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 01:32 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 05 апр 2005, 08:20
Сообщения: 271

Откуда: Москва
Вы извините меня но я пойду уже отдыхать.
С уважением!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 01:53 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 11 янв 2005, 13:58
Сообщения: 399
А мне в жизни не доводилось пересекаться с казаками лично (конечно, я не беру в расчёт патрули на улицах, которые каждый из нас наверняка видел множество раз на улицах разных городов). Поэтому для меня приведённый свод казачьих заповедей - вещь новая и незнакомая до этого момента. Я прочитал его, но если честно, не очень понял: а чем, собственно, казак отличается от христианина? Простого обычного христианина? :-) Ведь по большому счёту в этом своде нет ничего нового, чего не было бы в том или ином виде прописано (как априорное) в Евангелии или у святых отцов. Ведь подобные призывы уже давно существуют, и в них нет какой-то новизны - это просто призыв быть христианином, хорошим христианином. Зачем акцентировать внимание на таких вещах, если простому человеку, живущему по заповедям, это и так очевидно? Не сочтите мои слова за критику. Мне интересно понять (услышать, так сказать, из уст первоисточника), а в чём, собственно, заключается коренное отличие казаков? Почему быть им так хорошо, чем не быть? :-) И чем он, по большому счёту, отличается от простых христиан? Да, действительно, почему бы вот просто не повесить на стенку в рамке одну единственную заповедь: "Хочу быть образцовым христианином!", и делов-то? :D


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 02:25 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
ну, правильно вы всё говорите, ведь казак - это ПРАВОСЛАВНЫЙ воин. От простого православного отличается тем, что он - военный, от простого военного - тем, что верующий, православный...Вот, вкратце так...

В данном случае, эта тема возникла не как восхваление или агитация за казачество, а как попытка объяснить незнающим или имеющим неверное представление об этом. Просто мы со Златой столкнулись с тем, что казак, по представлениям многих - это некий вечно пьяный субъект с шашкой, орущий песни, бьющий жену и совершенно не привязанный к семье.И, соответственно, казачка ему под стать! :) Поэтому и возникла необходимость выложить здесь казачью основу - заповеди...

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 02:36 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 11 янв 2005, 13:58
Сообщения: 399
Понятно. А можно ещё вопрос? У казаков женщин к службе (в ряды военных) допускают, или только мужчин?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 03:06 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 02:37
Сообщения: 595

Откуда: Вологодская область
только мужчин

_________________
С уважением - Анна.

Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс. 140, 3)
Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях. (с)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 03:11 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 02:03
Сообщения: 1951

Возраст: 42
Alexei писал(а):
Понятно. А можно ещё вопрос? У казаков женщин к службе (в ряды военных) допускают, или только мужчин?


Исторически - нет, не допускают. Все таки казачка - хранительница очага. В отцутствие мужа - жена полноправная хозяйка дома и безупречный авторитет для детей.
Но в бою, когда оружие берет и стар и млад - и женшины идут.

Вот еще особенность, у казаков нету знати. Звание предков - пустое, если не заслуживается каждым потомком. Атаман - высшее звание.
Последний атаман Казачества - Его Высочество Светлейший Атаман Алексей Николаевичь.

Чем раньше отличался казак от гражданского - к 3м годам ребенок уже умел скакать верхом, в 5 - владел шашкой.

Сейчас я встретилась только с одним молодым казаком который достоин этого звания, и еще с одним (иногородцем) который стал казаком. Видела много ряженных, особенно те которые сами себя ессаулами (= офицер) делают. Больно таких видеть, но рада что эта *мода* отходит.

_________________
[url=http://metric.rodim.ru][img]http://metric.rodim.ru/h4_h10_12_4_2001_3_9h.gif[/img][/url]


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 04:44 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 02:03
Сообщения: 1951

Возраст: 42
Надеюсь это ответит всем на все вопросы, после чего тему можно закрыть. Эта тема не для склоков, а для информации.


Все описанное в статье является общепринятым для большенства казаков, от уральских до линейных.

Цитата:
Совет стариков ККВ


ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, НРАВЫ КАЗАКОВ

Помни, брат, что у казаков:

Дружба - обычай;

Товарищество - традиции;

Гостеприимство - закон





Традиции и обычаи казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны - они философы и поэты в душе - часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Безмерное почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).




Казак и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».


Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.



Отношение к старшим

Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя - казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш».

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать - казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более - непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать - «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.



Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне - частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом - ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. В сентябре 1991 г. когда руководство Казахстана во главе с Назарбаевым отказало в приеме казаков в гостиницах, прибывших в город Уральск по случаю празднования 400-летия службы Яицких казаков государству Российскому, несколько сот казаков были разобраны по казачьим семьям и приняты с присущим казачьим гостеприимством.

В сентябре 1991 года при поездке в г. Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка) и не были отпущены до тех пор пока не были накормлены наваристым кубанским борщем, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, что на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике.

Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Одно из воспоминаний современников, хранившихся ныне в архиве, говорит:

«Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, придешь на завод, а тебя даже не спросят, что ты за человек, а тотчас: дайте-ка поесть казаку и чаркой водки попотчует, может быть, он пришел издалека и устал, а когда поешь, еще и предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу?

- Ну, скажешь, ищу

- Так у нас есть работа, приставай к нам.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.


Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев - мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать - четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее - ибо женщина - будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.

В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие - старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.


Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина (мужа) семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене - индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье - «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали - «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».

При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно - среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи - даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии - нищему (считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).


Казак в быту

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь -пей. Не хочешь - не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице - она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.

Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу - другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа - с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».

По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины - по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы - это было заботой о нравственности устоев молодежи - ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.

У Яицких казаков отец невесты не справлял приданое, по договоренности уплачивал деньги - за приданое - так называемую «кладку» - отец жениха.



Похороны в казачьей семье

Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы - белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.


Конь у казака

Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня-кобылицу.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.



Кинжал у казака

У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).


Казак и казаки

Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны». «От лишних слов слабеют руки» - и больше всего почитали волю. Тоскуя по родине, казак-поэт первой эмиграции Туроверов писал:

Муза - только свобода и воля,

Песня - только к восстанию зов.

Вера - только в дикое поле.

Кровь - одной лишь стране казаков.



Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Женщина-казачка

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры. До первой половины 16 века еще сохранялось веяние востока - власть мужа над женой была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе - и своим влиянием.

Казачки в большинстве своем - тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью. В своей повести «Казаки» уже в первой половине 19 века Л.Н. Толстой писал:

Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую - татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. ]Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни.

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.


Душа казака

Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания плененных братьев. За вероломство, за несоблюдение мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» - говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательство среди них, среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.
История сохранила беспримерный подвиг атамана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.


Казак и богатство

Некоторые историки, не понимая духа казачества - идейных борцов за веру и свободу личности, упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе - это по незнанию.

Однажды турецкий султан, доведенный до крайности страшными набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного жалованья, вернее ежегодной дани. Султанский посол 1627-37 годах принимал к тому все усилия, но казаки остались непреклонными и только смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения за оскорбление казачьей чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы склонить казаков к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар, говоря, что султанские подарки им не нужны.


Морские походы

Морские походы или поиски казаков поражают своей смелостью и умением пользоваться всякими обстоятельствами. Буря и грозы, мрак и морские туманы являлись для них обычными явлениями и не останавливали их от достижения задуманной цели. В легких стругах, вмещающих 30-80 человек, с обшитыми камышом бортами, без компаса спускались в Азовское, Черное, Каспийское моря, громили приморские города вплоть до Фарабада и Стамбула, освобождая своих плененных братьев-казаков, смело и дерзко вступали в бой с хорошо вооруженными турецкими кораблями, сцеплялись с ними на абордаж и почти всегда выходили победителями. Разметанные бурей по волнам открытого моря, они никогда не теряли своего пути и при наступлении затишья соединялись в грозные летучие флотилии и неслись к берегам Колхиды, или Румынии, приводя в трепет грозных и непобедимых, по тому времени, турецких султанов в их собственной столице Стамбуле.


Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюсты, но особенно соседние православные народы. В 1574г. молдавский господарь Иван пригласил к гетману Смирговскому, преемнику Ружинского, просить помощь против турок. В таком деле единоверным братьям, конечно, отказу быть не могло. Смирговский выступил в Молдавию с небольшим отрядом в полторы тысячи казаков. Сам господарь с боярами выехал навстречу гетману. В знак радости молдаване палили из пушек. После знатного угощенья казачьим старшинам поднесли серебряные блюда, полные червонцев, причем было сказано: «После дальнего пути вам нужны деньги на баню». Но казаки не захотели принимать гостинцы: «Мы пришли к вам, волохи, не за деньгами, не для жалованья, а единственно затем, чтобы доказать вам нашу доблесть и сразиться с неверными, коли к тому будет случай» - ответили они озадаченным молдаванам. Со слезами на глазах Иван благодарил казаков за их намерение.


Недостатки казака

Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя.
Среди атаманов всех уровней пьяниц не было, да и быть не могло, ибо им тут же было бы отказано в доверии. Были, конечно, в среде казачества, как и в каждом народе, люди с темным прошлом - разные убийцы, преступники, проходимцы, но никакого влияния они оказывать не могли, им приходилось либо в корне меняться, либо принимать лютую казнь. Всему миру было известно, что законы у казаков, особенно у запорожцев, чрезвычайно строги и расправа быстра.


Слово казака

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской Сечи. Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.

Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.

Кроме шибеницы, запорожцы в редких случаях применяли заимствованный у ляхов гак (крюк), на котором осужденный подвешивался за ребро и оставался в таком положении до тех пор, пока кости его не рассыпятся. Пользовались они иногда острой палкой или колом. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.



Тот, кто не уважает обычаи своего народа

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но прежде всего

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.



Традиции и обычаи казаков собрал

председатель Совета стариков Кубанского казачьего войска,

казачий полковник

Павел Захарович Фролов

_________________
[url=http://metric.rodim.ru][img]http://metric.rodim.ru/h4_h10_12_4_2001_3_9h.gif[/img][/url]


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 05:22 
я просто здесь живу :)

Заблокирован(а)
Зарегистрирован: 30 окт 2004, 02:03
Сообщения: 1951

Возраст: 42
ЭТИ ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ У НАС В КРОВИ, И, ВИДИМО, НЕИСТРЕБИМЫ.
За долго до того как я узнала что мы *казаки* (хотя это слово не употребляется, остался тот страх когда за одно это слово казнили :oops: ), я воспитывалась в строгом соответствии с этими неписанными законами (упуская упоминания о христианстве...тоже советам спасибо).

Бабушка моя до сих пор считает за бестыдство мои штаны (вполне нормальные) и не выходит на улицу без шляпки. Казалось бы, такие мелочи можно и опустить.

Сколько лет прошло, казачество после Востания распалось, притеснялось и уничтожалось (на их места насаживались ... даже не славяне), после 2х поколений оторваных от казачества - традиции остались и столь же свято соблюдаются как и до Революции.

_________________
[url=http://metric.rodim.ru][img]http://metric.rodim.ru/h4_h10_12_4_2001_3_9h.gif[/img][/url]


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 11 апр 2005, 08:30 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
Вольдемар писал(а):
Спасибо говорю сестра.
Во славу Божию. :) Мне самой там нравится. Хотя народ разговоры не всегда душеполезные ведет, но где без этого?


Цитата:
ЭТИ ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ У НАС В КРОВИ, И, ВИДИМО, НЕИСТРЕБИМЫ.
Согласна. Ну кто, разве имеющий в крови казачью кровь, будет срывать в метро рекламу с дядькой в трусах, воодушевившись поступком старичка? Или тащить милицию на место скопления баптистов?
:lol:
Кровь, она хоть и разбавленная, но в "военных" ситуциях дает о себе знать.

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 116

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: