Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Слово пастыря » Проповеди


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Духовные беседы: "О молчании"
 Сообщение Добавлено: 05 авг 2006, 03:12 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 22 окт 2004, 06:16
Сообщения: 2458

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Духовные беседы: "О молчании"

   Подлинная христианская жизнь немыслима без целого ряда основ духовной дисциплины, которые, в свою очередь, почти немыслимы в психологическом восприятии современного мира. Поэтому и сказано, что христианство "не от мира сего", хотя это совершенно не значит, что христианство остается без влияния на этот мир, на его культуру, на его общественную жизнь. В какие бы пустыни и дебри ни уходило христианство в поисках духовного подвига, его влияние на жизнь человека, а значит и на жизнь человечества, продолжает оставаться в полноте своей мистической силы.
   Да и "пустыни и дебри", о которых только было сказано, совсем не означают физический уход и пространственное расстояние: духовная "пустыня" внутреннего роста находится все в том же "сокровенном сердце человека, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом", как об этом замечательно сказано в соборном послании апостола Павла.
   Коснемся только некоторых аспектов этого глубинного содержания, этой сути христианства. Наш мир не любит молчания. В наши дни все наполнено звуками, шумом, говором, криком, словами, грохотом. Молчание кажется скучным и бессмысленным. Не любим молчать, а потому не любим и слушать. Молчание предполагает тишину, которая крайне полезна для жизни человеческого духа, для углубления человеческого разума, для прислушивания к голосу Бога, к голосу совести, к голосу сердца. Ветхозаветному пророку Илии было явление Бога не в большом и сильном ветре, сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, а "в веянии тихого ветра" - во хладе тонка", как это прекрасно выражено в церковнославянском переводе. Вот почему молчание, несущее с собой тишину, так высоко ценилось и ценится в христианском опыте духовного роста.
   Апостол Петр говорит о красоте кроткого и молчаливого духа. Кротость предполагает смирение и вырастает из него. Понятие смирения тоже полностью противоречит "духу современности". Недаром горьковская антропология вылилась в короткую формулу "Человек - это звучит гордо". В современном обществе нужно пробиваться вперед, делать карьеру, выслуживаться, выдвигаться. Как это сочетать со смирением? Правда, чувство смирения не чуждо на уровне высокой интеллектуальности, но она ведь часто граничит и с областью высокой духовности. "Я знаю только то, что ничего не знаю" - эти бессмертные слова великого ученого и философа свидетельствуют о подлинном смирении великого ума. В плане духовном это выражено в первой заповеди блаженства, которая часто претит философии материализма: "Блаженны нищие духом". Перед величием Божественной премудрости, перед бездонностью океана знаний, перед бесконечностью вселенной человек только и может осознавать всю ограниченность, всю малость, всю бедность своего собственного я", своего духа. Для того чтобы наполнить сосуд, надо его опустошить - иначе ничего нельзя влить в него. Для того чтобы открыть себя, свое сердце, свой ум навстречу Божественной премудрости и Божественной благодати, совершенно необходимо пройти через процесс самоуничижения, процесс освобождения от своего "эго", через сознательный процесс очищения от балласта этого мира. Пройти через процесс духовного самоопустошения, чтобы началось наполнение сосуда живой водой Божьей благодати.
   Духовное молчание дает возможность звучанию Божьего слова, позволяет прислушиваться к голосу Божьему, который так легко заглушается шумом внешним, мирским и внутренним шумом нашей духовной суеты. Смирение ведет и к кротости и к разумному ограничению своей чрезмерной своевольной кропотливости, в которой хорошо найти остановку и дать возможность благой и премудрой воле Божией творить и вершить за нас и для нас.

Прот. Георгий БЕНИГСЕН
<hr>источник http://gov.karelia.ru/Karelia/551/51.html


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: