ПОП писал(а):
... А, вам-то (науке) зачем?..
... Какими "методами" вы (наука) хотите "корректировать" состояние "клиента"?...
Так в том-то и специфика и моей личной позиции, и деятельности созданного нами Центра, что мы принципиально не идем по пути создания некой новой
научной "христианской психологии", чего хотят многочисленные московские психологи, которые считают, что "данное направление развивается в нашей стране уже более четверти века" (с. 12). Из сборника: Христианская психология в контексте научного мировоззрения. М., 2017.
Все ваши вопросы и многие другие задавались этим авторам, но внятных (для нас) ответов получено не было.
Моя же точка зрения заключается в следующем (заключение из той же статьи):
1. все направления современной так называемой христианской или православной психологии имеют много серьёзных проблем методологического плана; может эти проблемы будут когда-нибудь решены, но пока этого не произошло и такое впечатление, что в ближайшей перспективе этого и не предвидится;
2. исторический анализ показывает, что под "христианской психологией" дореволюционные авторы понимали именно христианское учение о душе в её сотериологическом контексте; я считаю, что нет никаких причин, чтобы не использовать это словосочетание в этом же смысле и в
настоящее время; это и делают те современные авторы, особенно священники, которые говорят и пишут о христианском душепопечении, святоотеческом учении о душе и т. д.;
3. что касается
практических аспектов, то, конечно же, отождествление христианской психологии с христианским душепопечением, никак не препятствует современным психологам оказывать посильную помощь церкви в этом сложном деле; особенно это актуально из-за того, что психологическое знание всё чаще используется во вред людям, как средство манипуляции ими; тогда близкие христианству психологи могли бы наоборот, помочь церкви использовать психологическое знание для борьбы с этими негативными воздействиями на людей;
4. это
сотрудничество христианства и психологии принесло бы большую пользу и самой психологии; по мнению В. И. Слободчикова: "именно религиозная, прежде всего христианская точка зрения на человека может сильно помочь, а во многом и обезопасить
научную психологию от быстротечного превращения ее в практическую магию..." (Психология XXI века. 2000, № 2, с. 18); безусловно, христианская антропология с её нравственной и духовной направленностью могла бы дать современной психологии очень много; но при этом, нет необходимости существования христианской психологии в качестве какого-то
отдельного и тем более
научного направления внутри современной психологии;
5. и в самое заключение: всё же, кому и как разрабатывать христианскую психологию?; – ответы на этот вопрос будут различными у разных людей – в зависимости от того, что они понимают под "христианской психологией"; наша же точка зрения, исходящая из понимания христианской психологии как душепопечения, заключается в следующем: да, и мы, православные психологи, тоже должны разрабатывать христианскую психологию; вот только мы являемся
не единственными в этом деле и
не главными; мы должны быть при этом
соработниками церкви, и в конечном итоге и "соработниками у Бога", как писал об этом ап. Павел (1 Кор. 3, 9).