Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Хочу рассказать


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Протоиерей Евгений Шестун. Свете тихий
 Сообщение Добавлено: 05 апр 2005, 22:35 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14
Сообщения: 4023

Возраст: 49
Откуда: Москва
Случайно нашла текст. Очень понравился . Делюсь. :)
_____________

Протоиерей Евгений Шестун

Свете тихий


Мария Ивановна
В Самаре живет старица Мария Ивановна, в народе ее называют блаженной. Славится она молитвенной помощью и прозорливостью. Весь день к ней тянется народ, от простых старушек до известных в городе людей. Часто к старице наведываются священники и монахи. Молва о блаженной идет далеко за пределами Самарской земли. Бывал и я у нее в гостях не один раз, да и Мария Ивановна посетила наш дом. Странный у нас со старицей получился диалог. Спрашиваю ее, а получаю ответ не на свой вопрос. Только после нескольких встреч понял, что ответы-то были верные. Это я задавал не те вопросы. Мария Ивановна беседовала с моей душой, а я все больше о мирском переживал...
«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается...»


Сокровище
Сижу в кабинете заведующего кафедрой. На столе лежит прошение об увольнении по собственному желанию. Слушаю монолог. «Одумайся, куда ты идешь? Тебе сорок лет, в этом возрасте жизнь не меняют. Все потеряешь и ничего не приобретешь. Ты — кандидат наук, готовь монографию. Подожди еще полгода...» «А меня уже в диаконы рукоположили, — делюсь своей радостью, — сегодня служить буду».
Приезжаю в храм, облачаюсь в подрясник, кланяюсь престолу. Смута в душе проходит.
Ничего не отнимает Православие у человека — оно только дает, облагораживает и освящает то, что имел. Был кандидатом наук — им и остался, друзья остались, родные. Все хорошее сохранилось, но прибавился еще целый мир — мир духовный, мир Божественный, мир более реальный, чем тот, что зрим своими глазами. Мир, о котором многие даже не подозревают.
Только одно и отнимает Православие, только одно и не дозволяет — грешить не позволяет.


Благословение
После богослужения подходит молодой человек и говорит: «Благословите, батюшка, завтра иду вступительные экзамены сдавать». «Бог тебя благословит», — отвечаю и осеняю его крестом.
Через несколько дней встречаемся. «Как экзамен?» — спрашиваю его. «“Двойку” поставили». «Ну и слава Богу», — утешаю, как могу. «А как же благословение?» — недоуменно смотрит на меня юноша. «Ну вот поступил бы ты, куда хотел, — пытаюсь ему объяснить, — а лет через двадцать бы и понял, что не ту профессию выбрал. А Господь тебя уберег. Мы ведь отчего переживаем? Оттого, что не по-нашему выходит. Просим у Бога то, что нам сегодня кажется важным, а Он будущее зрит, бережет от неправильного выбора. Ты попросил — Он и помог. Знаешь, как святые отцы говорили? Слава Богу за все! А в России есть поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло».
Наклонил голову мой собеседник, сложил ладошки крестом — правая поверх левой — да и просит: «Благословите, батюшка, на все хорошее».
«Бог тебя благословит...»


Семинар
Собрали ученые мужи учителей на семинар по проблеме возрождения духовной жизни. Попросили владыку Сергия прислать священника, владыка благословил меня поучаствовать.
Пришел. Вижу много старых знакомых. Выступают складно, бойко говорят о духовной жизни, о путях и формах ее возрождения, о том, что без этого сегодня нельзя.
Дошла и моя очередь. Стал пояснять смысл понятий, как в науке говорят, уточнять категориальный аппарат по данной проблеме. Рассказал о том, что есть душевные люди, а есть духовные, одухотворенные, то есть люди, в которых дух творит. Объяснил, что духовный мир есть мир духов, но не каждый дух от Бога, есть и демонические силы, поэтому в этот мир необходимо вводить детей осторожно, и особенно нужно думать о средствах защиты от воздействия демонических сил. Ношение креста, освящение домов, причастие Святых Христовых Тайн и есть церковные средства защиты души человека, а сама Церковь — единственный безопасный и проверенный путь человека в духовный мир, в мир более значимый и более реальный по влиянию на жизнь людей, чем мир земной.
Тишина водворилась, смотрят удивленно. Вопросы стали задавать. «Вы что, во все это правда верите?..» Настала очередь мне удивляться: вот так специалисты по духовной жизни — в реальность духовного мира не верят. Теоретики — одно слово.


Телепередача
Владыко благословил меня участвовать в телепередаче на тему «Происхождение человека». Собрались ученые и какие-то странные люди. Ведущая объявила, что существуют три точки зрения на происхождение человека: научная, религиозная и космическая. Ученые, как обычно, доказывали, что мы являемся потомками представителей животного мира, при этом нашего «прародителя» уже не называют обезьяной, но говорят, что он был на нее просто похож. Странные люди оказались «контактерами» и рассказывали забавные истории о том, что нас занесли на землю инопланетяне.
Очередь дошла и до меня. Стал объяснять, что мы сотворены Богом по Его образу и подобию.
Когда все высказались, ведущая, обращаясь к присутствующим в студии, попросила поднять руку тех, кто абсолютно уверен в своей точке зрения. Поднятой оказалась одна моя рука.


Да не неисцелен Отыдеши
Плачет, заливается слезами и не может сказать ни одного слова. «Да что же случилось?» — спрашиваю еще довольно молодую, высокую женщину. На меня смотрят потухшие глаза. «Врачи признали рак». — «Ну и что за беда? Болезнь она и есть болезнь». От этих слов собеседница растерялась и даже немного обиделась.
И почему так просто мыслить люди начали: болезнь и бедность всегда плохо, а здоровье и богатство всегда хорошо? Разве это так? Если здоровье меня ко греху понуждает, а Господь немощью от греха уберегает, так ведь это Его любовь и забота о нас. Если богатство меня погубит, так оно мне и не дается. Живет человек, забыв про Бога. Живет, как считает правильным. Вот жизнь и принесла свой плод. Пытаемся излечиться, но жизнь не меняем.
«А зачем вам здоровье?» — спрашиваю собеседницу. «Да вы что, батюшка?! Как это зачем?» А сама и задумалась. «Так что же мне теперь делать?» — спрашивает. Выношу из алтаря Евангелие и крест. «Давайте помолимся. Может, Господь и вразумит». Читаю чин исповеди: «Ты бо рекл еси, Господи: хотением не хошу смерти грешника, но яко же обратитися, и живу быти ему».
Вот и началась первая в жизни исповедь, первое покаяние, первая попытка исправления жизни.
И почему в мире считают, что каяться легко? Покаяние есть отказ от греха, а не только его исповедование. Понимаешь, что злословишь, — так перестань. Чревоугодием обременен — так постись. Понял, что курение вред, — так брось. Покаяние — это поступок.
Кто каялся, тот понимает, что без Божией помощи мы и от малого греха не можем отказаться.
Опять покатились слезы, но слезы не жалости и испуга, а сокрушения и очищения. Господи, чего мы только в этой жизни не натворили! Покрываю преклоненную голову епитрахилью.
«А когда можно причаститься и повенчаться?» — слышу вопрос. Вот и память о главном вернулась к нам.
Пособоровалась, причастилась, повенчались, молитвослов приобрели — все, как и должно быть. Прошло время.
Радостная пришла вновь — цветы мне протягивает: «Батюшка, это вам. Очередные анализы получили — диагноз не подтвердился...» Только и успеваю сказать: «Не забудь благодарственный молебен заказать».


Молитвенница (Чужой хлеб)
«Батюшка, нам надо посоветоваться, — передо мной стоит немолодая супружеская пара, — почему-то все беды и несчастья свалились на нас одновременно: машину угнали, квартиру ограбили, сын со снохой до развода доходят. Может, кто на нас порчу навел?» «А бабушку давно похоронили?» — спрашиваю в свою очередь. «Да при чем тут бабушка? Полгода назад и похоронили...» «А в церковь она ходила?» — продолжаю допытываться. «Ходила, и иконка у нее была. В последнее время не могла ходить — так все какие-то записочки через соседку посылала».
Бабушки, бабушки... По воскресеньям и праздникам, прихрамывая и с палочками, в переполненных автобусах, в любую погоду за десятки километров идут в храм Божий, достают свои записочки и синодики, а там— десятки имен за здравие, десятки за упокой. Про нее давно все забыли, а она за всех молится, хлеб небесный зарабатывает, да самой мало достается — нахлебников много.
По ее молитвам Бог хранит деток путевых и непутевых, соседей и знакомых. Отмаливает грехи благочестивых родственников и ушедших без покаяния. А мы живем, едим чужой хлеб и насмехаемся. Вот и ушла кормилица, а ее никто не заменил.
Беда, беда будет, когда все бабушки умрут. Пропадать начнем.


Первый урок
В храме тишина, покой. Моя очередь дежурить: кого покрестить, кого повенчать, а кого и отпеть. Сегодня понедельник, день спокойный. Слышу— зовут, выхожу из алтаря и вижу возбужденную молодую женщину.
— Да что же за безобразие у вас творится? Зашли в церковь свечку поставить, а сторож дочь не пускает.
— Где ваша дочка, познакомьте с ней.
— Во дворе...
Выходим на церковный двор, на скамеечке сидит девочка лет пятнадцати, почти в купальном костюме.
— Пожалуй, сторож прав, — говорю маме, — в таком виде в Храм Божий входить нельзя.
— Вы обязаны нас пустить и научить, — слышу в ответ.
— Вот вы и получили первый урок: в таком виде в церковь нельзя ходить. Теперь вы знаете и будете готовиться и собираться.
Страсти улеглись. Прощаемся по-дружески. Подошел сторож, сидим молча на скамеечке.
Первое посещение Церкви — всегда урок, еще не знаешь, как поклониться, как перекреститься, где встать, куда свечку поставить — всему надо учиться. Сделали замечание в храме — гордый обиделся и ушел, а смиренный подумал: «наверное, что-то не так сделал». Подумал и научился. Остался, посмотрел, как делают другие, расспросил — так и своим стал. Бабушки уже не ворчат, а улыбаются, здороваются. Спрашивают: «Почему давно не видели?» Книжечки начинают дарить. Оказывается, у всех прихожан свое место в храме есть. Новенькие все норовят вперед пробиться, а старенькие постепенно от алтаря отходят. «Ну куда я со своими грехами иду, мое место в притворе».
Это только в миру первый впереди, а в храме, если «хочешь стать первым, стань последним, хочешь стать господином — стань слугой».


Воскресная школа для взрослых
Говорим о Церкви, о жизни и спасении... Подошло время вопросов: «А почему дети страдают и умирают, почему войны, беды, скорби? Почему Бог это допускает?» Вспоминаем слова Священного Писания: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину: и яже Бог сопряже, человек да не разлучает». Семья, поясняю, единый организм, единое духовное целое. И если один член семьи совершает грех (а грех — это не просто поступок, но беда и болезнь, исцеление от которой требует длительного времени), то этой болезнью мы награждаем всю семью, в том числе и детей. Вот они и мучаются по нашим грехам. А все остальные беды — от безбожной жизни. Забыли про Бога — вот и результат. Доведем жизнь до безумия, а потом и говорим: «Где Бог был?» А мы сами про Него вспоминали? Сами Его о чем-нибудь попросили?..
Раздался робкий стук в дверь: «Батюшка, простите, я опоздала». Средних лет дама прошла в глубину зала, села за стол, немного подождала. «Батюшка, а можно спросить? Почему дети страдают и умирают?..»


Славянский язык
«Отец Евгений, ну почему я ничего не понимаю, что читают и поют на службе? Разве нельзя служить по-русски?» — самоуверенно рассуждает старая знакомая, решившая посмотреть на мое новое служение. Ворчит, а сама на службы иногда приходит.
Не так давно вдруг сообщила: «Раньше в церкви по-славянски читали, а теперь почему-то по-русски...» Радостно стало: мы-то как читали по церковнославянски, так и продолжаем, — она родной язык понимать начала.
Странно ведут себя образованные люди в Церкви. Почему-то удивляются, что почти ничего не понимают. А чему удивляться? Наверное, забыли, что всему надо учиться. Забыли, как учились читать и писать, что затратили пятнадцать лет, чтобы получить профессию и стать молодыми специалистами... Забыли и стали искать простоты, понятности. Вот и требуют упразднить уникальную письменность, специально созданную для перевода Священного Писания и для совершения богослужения. Греческий и латинский-то языки были приспособлены для этого, а церковнославянский только этому и служил. Нет желания изучать родной священный язык. Да и изучать даже не надо, надо лишь вслушаться, и все станет понятно. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе. Но в законе Господни воля его...» Знаем мы, что без труда земной хлеб не заработаешь, но ведь и небесный хлеб тоже дается трудом.
Трудолюбивые остаются в храме православном, а ленивые идут туда, где молятся сидя, где играют на гитарах. Первые Бога ищут, а вторые — хорошую компанию.
«Не ищи, чадо, мудрости, а ищи кротости, обрящешь кротость — получишь и мудрость!»


Свечи
Иду через храм в крестильню. У свечного ящика останавливается группа молодых, крепких, коротко стриженных людей. У каждого в руке по пучку самых дорогих свечей. Один из них показывает небольшую иконочку Спасителя и говорит: «Отец, освяти как положено». Спрашиваю, где взяли иконочку. Оказалось, в нашем храме. Объясняю, что у нас все освящено. Все равно требуют дополнительно освятить.
Пока разговариваем, весь большой подсвечник они уставили свечами. Стали просить благословения. Интересуюсь, на какое дело благословить. Тот, что с иконочкой — наверное, главный, — стал меня успокаивать: «Отец, ты благослови — дело хорошее».
«Ну, если дело хорошее, — говорю, то Господь поможет, но если дело греховное, Он будет вас удерживать и ничего хорошего не выйдет, богоборничать всегда опасно. Он и в храм вас привел, чтобы вы еще раз подумали...»
За моей спиной что-то стало падать, на лицах собеседников вижу замешательство. Оглядываюсь — большие свечи падают с подсвечника на пол одна за другой.
Велика милость Божия — о каждой душе печется, каждого хочет спасти. Когда человек начинает понимать, что делает что-то непозволительное, то начинает побаиваться Бога и старается откупиться — свечу поставить, жертву подать. Принцип мирской жизни срабатывает: «ты — мне, я — тебе». А с Богом так нельзя.
«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Ты поставь свечку да поплачь о неправде жизни своей. Закажи обедню да постой, помолись. Зришь грех — исправляй и отказывайся от него.
Бога надо бояться. Надо бояться Его обидеть.


Бункер
Знакомый, которого я венчал, посадил меня в свою «девятку» и повез на встречу с людьми, которые, по его словам, могут помочь Церкви. При этом приговаривал: «Собрались, ждут». Ну, раз ждут — едем. Подъехали к запасному входу большого здания. Знакомый нажимает на кнопку звонка — дверь открывается. Высокий молодой человек спрашивает меня: «Оружие есть?» Попутчик удивленно говорит: «Ты что, не видишь — батюшка». Из-за двери кабинета выглядывает человек — велит пропустить. Проходим в большую комнату без окон. На самом деле — ждут. Интересуюсь, почем окон нет. Говорят, чтобы бомбу не бросили. Сидим, пьем чай. Старший прерывает молчание вопросом: «Отец, чем можем помочь?» Посмотрел на него да и отвечаю: «Вижу, брат, что Господь прислал меня вам помочь». Удивились, но не растерялись. Стали расспрашивать о нуждах Церкви, только оговорились: «А что мы будем с этого иметь?»
Если сказать, что будут иметь спасение и Царствие Божие, — не поймут и не поверят. Есть категория людей, которые всегда что-то хотят иметь. Еще в древнем Риме знали, что нищий — не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Когда человек всегда чего-то хочет, даже если у него много, он — всегда нищий. А что может дать нищий Церкви?
Возвращались в храм, а знакомый приговаривал: «Первый раз вижу, чтобы они все собрались, такого не бывало, первый раз».
Милостив Господь — всех собрал.


Миссионер
При нашем храме уже много лет существует братство анонимных алкоголиков и наркоманов «Радонеж». В большинстве своем члены братства стали благочестивыми прихожанами. Бывает, что случаются и срывы.
Однажды перед службой я осматривал новый строящийся предел храма. Мимо меня проходил слегка подвыпивший, незнакомый молодой человек, который буквально на себе нес одного из членов нашего братства. Подойдя к Церкви, молодой человек освободился от своей ноши, перекрестился, поклонился и вошел в храм. Наш прихожанин, потеряв опору, еле стоя на ногах, поводил своим взором по сторонам. Когда его взгляд набрел на меня, он несказанно обрадовался и, покачиваясь, как в восьмибалльный шторм, стал приближаться. Лицо его буквально сияло улыбкой, на глазах были слезы. «Батюшка, — промолвил он, — я человека в храм привел».


Свете тихий
Первые службы во вновь открытом храме. Жители соседних домов заходят полюбопытствовать. Заходят и спрашивают: «Батюшка, ну зачем в церковь ходить каждое воскресенье, разве это обязательно?» «Дорогие мои, — отвечаю им, — давайте походим месяца два, поисповедуемся, причастимся, тогда и поговорим на эту тему».
Учимся каяться, молиться. Вот и первый пост. Причащаемся, соборуемся. «Ну что, мои возлюбленные, объяснять, зачем в церковь ходить?» «Да не надо, батюшка, мы и так поняли».
Растет древо вечной жизни. Ветхий человек упраздняется, а вечный возрастает. Таинственно это, как и в природе. Смотришь на молодое деревце — растет оно, а не видно. Только через большой промежуток времени и заметишь. А растет оно под солнцем. Вот и для нашего роста необходимо Солнце Правды, Христос Бог, наш «Свете тихий». Восходит это Солнце в храме православном, когда служится Божественная литургия, дает нам Плоть и Кровь Свою, через причастие соединяется с нами.
На Тайной Вечери Иисус ваял хлеб; благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое»; и, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Кто не верит этому — Христу не верит. Христианства без Христа не бывает, без Солнца расти ничего не может.


Святые места
По шумным, узким улочкам старого Иерусалима идем ко Гробу Господню. Вот и Храм Воскресения Христова. Перекрестившись и поклонившись, вошли в Храм, упав на колени, припали к первой святыне — «Камню Помазания», на котором после снятия с Креста помазали Спасителя ароматами и обвили плащаницей. Чуть левее — Кувуклия (часовня над Гробом Господним). Низко поклонившись, входим в нее и припадаем к камню, на который был положен Спаситель, и слезы сами хлынули из глаз: «Господи, помилуй меня, грешного». Что произошло с нами — невозможно описать, но души наши, омываясь слезами, просили о прощении и помиловании в день Судный. Плакала грешная душа. Святая земля Палестины, где каждый камень источает благодать.
Святая Гора Афон, сколько прочитано о тебе и твоих подвижниках, но реальность святых мест прекраснее описаний. «Живые камни» — монахи двадцати православных монастырей и бесчисленного количества скитов и келий — круглосуточно возносят молитву к Богу за весь мир. Есть здесь и русский Свято-Пантелеймонов монастырь. У нас говорят, не стоит село без праведника. Афон — праведник, на котором стоит мир. Райское место. Земная красота, постоянное богообщение в молитве и таинствах. Но какой великий подвиг — жить райской жизнью, великий подвиг — жить человеческой обожествленной жизнью. Отвыкли мы от рая, так и тянет назад в суету мирской жизни.
Какие умиротворенные лица у монахов, какие они доброжелательные. Смотришь на них и думаешь: «Ну почему я не такой?»


Небесный покровитель
Побывав на Святой Земле и на Афоне, начинаю понимать и благодатность родной самарской земли. Волга, Жигулевские горы... Красота неземная, а еще покой и умиротворенность.
Да и не по царскому указу, а по молитве праведника родился наш город. Предание гласит, что святитель Алексий, митрополит Московский, воспитатель Дмитрия Донского и друг Сергия Радонежского, в 1357 году ехал в Золотую Орду, чтобы по велению хана исцелить от слепоты его супругу Тайдулу. Заночевал святитель в том месте, где река Самара впадает в Волгу, и предсказал, что на сем месте будет город и никто не сможет его с этого места потеснить.
Прошло более ста лет. Появились и царские указы — чтобы вдоль Волги на левом степном берегу строить города-крепости.
Воевал народ кочевой с ними, жгли города, разоряли. Так постепенно все волжские города, построенные в то время, перебрались на правый берег. Не помог и царский указ. А Самара как стояла на левом берегу, так и стоит. Не оставляет нашу землю своим заступничеством святитель Алексий.
Святителю отче Алексие, моли Бога о нас.

http://www.moskvam.ru/2002/10/shestun.htm


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 апр 2005, 22:49 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 27 ноя 2004, 23:21
Сообщения: 1413

Откуда: Ставрополь
Вероисповедание: Православный, МП
Прочитал, как в храме побывал...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 05 апр 2005, 23:20 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
А ещё у этого протоиерея учебник есть "Православная педагогик" называется.

Мариша, спасибо!

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 апр 2005, 00:48 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2005, 01:51
Сообщения: 3317

Откуда: г. Казань
:) Спасибо Мариша, что поделилась интересными рассказами, интересного батюшки о. Евгения.

Просто нет слов, про святые места... Спаси Господи!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 апр 2005, 01:33 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 27 мар 2005, 03:25
Сообщения: 122
СпасиБо, Марина! Сохранила для себя. Пригодится.

_________________
Правдой дорожить, лжи не потакать,
Дальних не судить, ближним помогать,
С тишиной сойтись на исходе дня,
Научи меня Родина моя.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 апр 2005, 07:50 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 13:10
Сообщения: 2723

Откуда: Самара-Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Спасибо Мариша :) У о. Евгения вообще очень светлые рассказы и все из его практики священника. Особенно мне нравится рассказ о том, как "новый русский" просил благословения на "одно очень хорошее дело". Батюшка сказал, что если дело хорошее, Бог благословит. И тут свечи, которые поставил этот человек, одна за другой упали :)

Батюшка в прошлом педагог, принял сан, а сейчас он и его супруга матушка Ирина стали монахами с именами Георгий и Анастасия. Матушка кстати пишет стихи и очень хорошо поёт, выпустила несколько дисков. А батюшка принимает активное участие в программе лечения анонимных алкоголиков, можно сказать, стоял у её истоков в Самаре(знаю, мы же всё-таки земляки :oops: :) )


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 апр 2005, 09:18 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
А что она поёт? Где можно услышать?

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 апр 2005, 10:26 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 13:10
Сообщения: 2723

Откуда: Самара-Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Катя, кассеты у нас продают в магазине церковных товаров. В Москве не знаю...Могу прислать :D


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 06 апр 2005, 20:39 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 18 фев 2005, 23:12
Сообщения: 527

Возраст: 38
Откуда: русичи мы:)
Мариша, низкий поклон!

_________________
На синем на дубе, на золотой цепи
Висит колыбель, ее ветер качает,
А в той колыбели лежит мое счастье,
А волки да чайки его охраняют.
(c) Башня Rowan


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 08:15 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2004, 09:44
Сообщения: 6634

Возраст: 45
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Маша, спасибо! :flowers2:


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 08:46 
мне тут понравилось

Зарегистрирован: 21 фев 2005, 16:09
Сообщения: 406
Знакомый священник. Я читал его ответы в рубрике "Отвечает священник" самарской газеты "Благовест". Да он и в редакционный совет газеты входил. Сейчас, правда, не знаю, поскольку я уже 2 года не выписываю эту газету.

http://www.cofe.ru/blagovest/


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 13:22 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 25 фев 2005, 16:08
Сообщения: 354

Возраст: 52
Откуда: СПб
Такое чтение замечательное...
Особенно Свете Тихий. Это песнопение - мое первое впечатление от храма, от службы, от Православия вообще, наверное.
Вот, вспомнил и даже слезы навернулись. Сентиментализм какой-то, аж стыдно.
Хорошо. Спасибо!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 13:48 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
Катя писал(а):
А ещё у этого протоиерея учебник есть "Православная педагогик" называется.


А еще есть книга "Православная семья"!!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 15:32 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2005, 15:20
Сообщения: 258

Откуда: Латвия
Замечательно.... Спаси Господи!

Хотела купить книги о.Евгения, особенно интересует о педагогике, а у нас их нет... Может не везде искала... :cry:

_________________
Боже, милостив буди мне грешной....


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 07 апр 2005, 16:52 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14
Сообщения: 4023

Возраст: 49
Откуда: Москва
"Православную педагогику" нашла в интернет-магазине Болеро.

_____________

Где любовь, там и Бог
Из лекции о воспитании чувств,
прочитанной студентам V курса Московской Духовной семинарии
протоиереем Евгением Шестуном

Восприятие мира, предмета человеком происходит через органы чувств, через глаза, уши, и опосредуется его жизненным опытом. Вот, например, кто-то из вас пишет, смотрит внимательно, слушает преподавателя, другой пренебрежительно отвернулся, третий занимается своим делом, четвертый листает книгу. Однако чувства дают не правдивую картину мира, в котором мы живем, а опосредованную человеческим опытом. Это очень важно. Чистые чувства бывают только у детей, когда впечатления первые. А для нас и первые впечатления уже обманчивы. Что же помогает чувствам? Оказывается, чувствам помогает работать послушание. Вы думаете: "...Что если я, вместо того чтобы слушать лекцию, сейчас умную книжку прочитаю, то стану богословом". Наоборот, вы никогда не станете богословами, потому что афонские старцы говорят: послушание рождает молитву, молитва рождает богословие. Если ты сам решил, что для тебя лучше, и будешь всю жизнь делать так, то и мир будешь видеть не таким, каков он есть. Никогда не победишь самость, эгоизм, не сможешь выйти за рамки своей ограниченности. И действительность всегда будет восприниматься тобой в искаженном виде. А для православного человека очень важно видеть мир реально, потому что нормальный человек не должен быть материалистом, замечающим только практическую сторону этого мира, он не должен быть и чистейшим мистиком-идеалистом, который видит одни только мистические явления. Православный человек - реалист, воспринимающий мир во всей его полноте. Поэтому, как говорили наши религиозные философы, в частности, Киреевский, Хомяков, чтобы познать мир, ты должен исправить, очистить самого себя.

Мы познаем окружающую жизнь не только умом, но и настроением, характером, волей, чувствами. Собрать все воедино - вот идеальная попытка человека воспринимать мир. Некоторые говорят, что надо жить умом. Умом мы, вроде бы, все понимаем. Но когда нам с утра до вечера говорят: "Так делать нельзя", - мы умом это понимаем, но все время, как загипнотизированные, делаем и с собой справиться не можем. Значит, не ум нами движет. Ум может нас проинформировать, он может нас обмануть, может и оправдать. Ум бывает блудник, ум бывает лукавый, но бывает и чистый. Что же движет нами? Чувства, порывы.

Вспомним пословицу: любовь зла, полюбишь и ... И ничего не поделаешь - как ослеп человек. Все ему говорят: "Посмотри, кого ты выбрал!", - а он наградил этот образ идеальными качествами. Потом в какой-то момент будто пелена спадает с глаз, и человек ужасается: "Как я мог!" Хорошо, если он ужаснется до брака, до венца, но когда после - тут у него уже начинается христианский подвиг. Поэтому момент чувств непосредственно связан с послушанием. Родители говорят: "Мы тебя не благословляем". И даже если ты умираешь от страсти, от любви, ты все равно должен послушать отца с матерью или духовника. Это спасет от искаженности восприятия мира через чувства, т.к. опыт, который ты получил, правильной картины дать не может. Поэтому чувства охраняются послушанием, а чистота чувств - залог нормального восприятия действительности. Правильное представление о мире всегда приводит человека к Богу, а неправильное - уводит.

Ум с сердцем в идеале должны соединиться. Но чувства все равно преодолеют ум: все понимая, ты будешь жить порывами. Нужно не преодолевать, а жить в согласовании. Чувства нельзя бередить, нельзя их возбуждать, нельзя давать им право слова.

Необходимо отличать чувства и органы чувств - каналы, через которые впечатления проходят, они обрабатываются нашим умом, опытом и начинают нами двигать. У чувств есть несколько уровней. В какую глубину мы можем проникнуть? Все начинается с первых ощущений - что видишь, что слышишь. Бывает такое, как в Евангелии написано, глаза есть, а не видит, уши есть, а не слышит. Первый уровень, когда человек еще не может понять, что ему говорят. Кто в армии служил, тот знает, когда говорят кому-то: "Делай так", - а он понять не может и делает все по-другому. Среди нас 90% людей, которые поступают так. Это происходит не потому, что ты глупый, а потому, что ты умничаешь, потому, что твои чувства заглушены гордыней, и ты думаешь, что данное тебе задание надо делать не так. Когда тебя потом спрашивают, почему сделал иначе, ты говоришь: "А я думал, так будет лучше". Но тебе не говорили: "Иди, подумай, как лучше сделать", - тебе сказали: "Иди и делай так". Если ты говоришь: "Я думаю, что так будет лучше", - значит, имеешь уши и не слышишь, имеешь глаза и не видишь.

Послушание дает человеку возможность правильно слышать. То же самое, когда мирянин читает слово Божие и говорит: "Да я с этим не согласен". От тебя разве требуют согласие? Слово Божие будет звучать в веках независимо от того, согласен ты с ним или нет. Твое дело услышать, принять, понять и жить. А мы все время "творчески" подходим к жизни. Если людей сейчас принимают на работу, то обычно через месяц выпроваживают, потому что все, что бы им ни поручали, они делают не так.

Что значит - сделать по-своему? Это значит считать поручающего глупым человеком. Я прошу: "Иди, сделай так", - а ты делаешь по-другому. Значит, я - ниже тебя, ты - выше меня, умнее меня, ты лучше знаешь, как это делать. Значит, ты уже унизил весь мир, в котором ты живешь, ты возвысил себя, свое представление о мире и думаешь, что это хорошо. Какие у тебя чувства пробудились? Неблагочестивые. Поэтому святые отцы говорят, что необходимо смирять свои чувства. Если ты смирил себя, то ты вдруг услышал сказанное тебе. А когда услышал, пошел и сделал правильно, тогда на душе становится спокойно.

Есть чувства более тонкие, более глубокие. Чтобы их услышать, ощутить, открыть в себе, нужно внешние чувства заставить замолчать. И тогда мы переходим к состоянию безмолвия. Не безумия, а безмолвия. Если у человека безубразный ум - это высшее проявление ума, а безумие - это подвиг. (Если он не от природы, конечно, такой.)

Безмолвие - это тишина, молчание или что-то другое? Безмолвие - это момент восприятия чувством мира, но мира не внешнего, яркого, громкого, а мира тихого, благодатного и духовного, мира Божественного.

Мир сейчас ставит заслон, чтобы мы не услышали мир духовный. Что можно услышать в этом шуме-гаме? Надо замолчать, надо снять наушники, выключить все. В безмолвии человек начинает открывать в себе глубины, у него появляется духовное зрение. Тогда человек уже не узнает что-то умом, а ему открывается свыше.

Ведь великие научные открытия не зря так называются. Исаак Ньютон не узнал свой закон, он его открыл. В Англии, например, Ньютона считают больше богословом, чем физиком: понятие силы он взял из Псалмов, из Божественного Писания и ввел его в физику из богословия. Любое научное открытие это есть духовное прозрение, акт духовного творчества.

А начинается все с простого послушания. Послушание рождает молитву, молитва рождает богословие. Тот богослов, кто чисто молится, а не тот, кто читает одни книжки на других лекциях. Самое интересное, что на той лекции вы будете читать книжку этого преподавателя. Не важно, что вы читаете, вам лишь бы делать то, что угодно вашей воле. И это уже выработанный инстинкт самости.

Следующее правило, позволяющее хранить чувство: нельзя мир оценивать. Вот вы уже считаете, что это дело более важное, а то - менее. Вам в расписание поставили какой-либо предмет, который вы считаете ненужным. Если бы начальство считало его неважным, его бы вычеркнули. А вы считаете важное неважным. Но если вы мир оцениваете неправильно, то значит, вы его вообще неправильно воспринимаете. А критерий этому - послушание.

Если будет послушник, будет и старец. В "Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов" описывается случай, когда монахи пришли к старцу и просят: "Авва, скажи наставление". Он отвечает: "Ныне нет наставления. Господь мне слово не дает, потому что раньше были те, кто исполнял это слово, а теперь я скажу вам его, вы же не будете его исполнять". Господь дает старцу слово ради послушника. И дело не в отсутствии старцев. Просто нет человека, который хочет слушаться до смерти, как Христа, этого старца. Сейчас есть такая идея - целое "богословие непослушания". Говорят, что слушать надо только святых старцев. Тогда слушай только святых родителей. Почему ребенок должен слушать отца-пьяницу? А где написано, что он не должен его слушать? - "Чти отца и мать". - Где написано, что только святого? - "Какого Я тебе дал". - Где написано, что я должен молиться только перед иконой Рублева, а перед бумажной молиться нельзя? Так вот старец, как икона. Икона может быть рублевская, а может быть и софринская. Все зависит не от того, какая икона передо мной, а как я молюсь перед ней. Можно и без иконы молиться, но для этого ты должен быть святым. У многих святых старцев не было святых последователей, святых послушников. Святость старца еще не определяет возможность вашего спасения. И у многих несвятых старцев были святые послушники. На Афоне есть примеры, когда выходит с корабля человек и говорит: "Кого первого встречу, того и буду слушать". Встречает монаха недостойного, но живет всю жизнь у него в послушании, и мощи этого послушника потом благоухают. Так происходит потому, что человек принимает послушание старцу перед Христом, Христа обещает слушаться. До Креста я должен слушаться, до Голгофы, до смерти. Как я не доске с красками молюсь, а Христу молюсь, Богородице, святым, на иконе изображенным, так же я, слушаясь старца, слушаюсь Самого Христа. Кто становится старцем на Афоне, как вы думаете? Самый святой? Нет, самый старший, а не самый святой и самый духовный. И все к нему идут на послушание.

Есть человеческая правда, а есть Божия правда. Если ты, сын, будешь говорить отцу всю правду человеческую: "Отец, ты что меня учишь? Ты же алкоголик", - ты перестанешь быть ему сыном, а он перестанет быть тебе отцом. Он перестанет тебя любить. Если жена будет говорить мужу правду, она будет права, но муж возненавидит ее. Если вы будете всегда добиваться человеческой правды, любовь иссякнет. Ни вы не будете любить, ни вас не будут любить. Потому что любовь покоится больше на иерархии, чем на содержании отношений. Послушание же - форма хранения любви. Жена должна смирить себя перед мужем, даже когда она тысячу раз права. Она не должна эту правду говорить, иначе любовь разрушится. Дети не имеют права поучать родителей, пусть они хоть тысячу раз правы. Студент не может учить преподавателя, даже если он три тысячи раз прав. Если ты монах, то принял послушание до смерти - и слушаться должен до смерти. Не тебе оценивать старца, принявшего тебя при постриге. Пусть его судит совет старцев, монастырский совет.

Что происходит с нами? Почему у нас нет любви, нет мира, нет согласия? Потеряли послушание, поэтому потеряли любовь. А ведь где любовь, там и Бог.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 08 апр 2005, 09:36 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 16:00
Сообщения: 1357

Возраст: 42
Вероисповедание: Православный, МП
+ :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 апр 2005, 12:45 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2004, 16:04
Сообщения: 168

Возраст: 39
Просто замечательно! Спасибо большое!
Такие светлые, приятные рассказы!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 апр 2005, 16:13 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 03 ноя 2004, 09:50
Сообщения: 157

Возраст: 48
Откуда: Москва
_____________

Где любовь, там и Бог
Из лекции о воспитании чувств,
прочитанной студентам V курса Московской Духовной семинарии
протоиереем Евгением Шестуном

Дети не имеют права поучать родителей, пусть они хоть тысячу раз правы. [/quote]

А если родители против Церкви восстают? Поносят ее... В храм не пускают... Тогда как?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 апр 2005, 16:26 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 11:14
Сообщения: 4023

Возраст: 49
Откуда: Москва
А что? Поучения в данном случае помогут? :shock:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 12 апр 2005, 17:57 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
р. Б. Иулия писал(а):
Дети не имеют права поучать родителей, пусть они хоть тысячу раз правы.

А если родители против Церкви восстают? Поносят ее... В храм не пускают... Тогда как?


Поучения ни к чему не приведут, равно как упорство и ругань к примеру... и не только в таких вопросах, а даже в совсем бытовых.
Молитва. Смирение. Кротость...
Действительно помогает, проверено.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: