Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Хочу рассказать


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ
 Сообщение Добавлено: 02 май 2006, 11:32 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 28 окт 2004, 12:48
Сообщения: 18598

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Trud.ru № 77 за 29.04.2006

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ

ЗАВТРА - КРАСНАЯ ГОРКА, А ВО ВТОРНИК - РАДОНИЦА. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ: КОГДА ЖЕНИТЬСЯ, КОГДА ПОМИНАТЬ?

"Сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце". Так говорил один из самых удивительных христианских святых - блаженный Августин об одном из самых необычных дней в христианском календаре, который в этом году выпадает на 30 апреля. Названий у этого дня много. И все они весьма своеобразные.

Изображение

Например: Новая неделя или Фомина неделя ("неделя" - по-церковному "воскресенье"). Или - Красная горка. Или - Октава Пасхи. Или по-латыни - Dominica in Albis, что переводится как "День Господень в белых одеждах". Или в переводе с немецкого - "Белое воскресенье".

Ну а его официальное церковное название режет слух нецерковному человеку - Антипасха. Кажется, что это нечто противостоящее Пасхе. Так же, как, скажем, Антихрист противостоит Христу.

Однако это совсем не так. Наоборот, Антипасха продолжает Пасху. Повторяет ее. И переводить ее в этом случае надо как - "день вместо Пасхи".

Исторически это связано с введением христианского порядка счета дней недели. Воскресение Христа сделало воскресенье главным, начальным днем. Но сам праздник вне какого-либо счета. А чтобы обозначить со следующей недели новый порядок дней, нужно было дать начальному дню какое-то особое название. Так и появилась Антипасха - воскресенье после Пасхи.

Но день этот оказался необычайно многозначен. С ним связан и потрясающий эффект апостола Фомы. Как сказано об этом в "Православной энциклопедии", "удивительная тайна дерзкого Фомина неверия, рождающего твердую веру самого апостола и укрепляющего веру всех христиан".

- Это уникальный для религии случай, когда неверие восхваляется. В одном из богослужебных песнопений звучат такие слова: "О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе".

Когда воскресший Христос явился ученикам в первый раз, апостола Фомы не было среди них. Услышав рассказы других апостолов, Фома заявил: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Иисус предоставил Фоме возможность произвести именно такую проверку, после чего Фома сказал: "Господь мой и Бог мой!"

Одно из значений имени Фома - греческое Фовмантос: "удивляющийся". Удивление - начало философии и всякого знания вообще. В этом многие богословы и видят подвиг апостола Фомы: он положил начало христианскому верующему знанию.

Наверное, и потому этот день Церковь, по словам Григория Богослова, посвящает размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. В отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является "пограничным между погребением и Воскресением", этот день есть день "воспоминания спасения", день "чисто нового рождения". Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление.

Связан с этим и древний христианский обычай, о котором говорил блаженный Августин. Неофиты, то есть крещенные недавно, на Пасху, снимали в этот день белые крещальные одежды, но оставались в них на всю жизнь в душе.

У нас давным-давно утвердился не менее красивый обычай. Антипасха, по-народному - Красная горка, это пора свадеб. Поскольку это первый день после многодневного Великого Поста и Пасхи, когда позволяется совершать таинство брака.

Много путаницы исторически сложилось с обычаем посещать в пасхальные дни кладбища и поминать усопших. По всем церковным правилам это надо делать на Радоницу, то есть девятый день, вторник второй недели после Пасхи. В этом году - 2 мая. Однако еще в дореволюционные времена, как рассказывает церковный историк Николай Лисовой, во многих губерниях на могилы родичей ходили не в Радоницу (рабочий день), а на Красную горку, то есть в первое после Пасхи воскресенье. В советское время обстоятельства народной жизни еще более уплотнили и сместили древние обычаи. Произошло это потому, что праздновать Пасху по-настоящему, в храме, было рискованно, а посетить кладбище - вполне без-опасно. Вот и совместили Радоницу, Красную горку и Пасху в один день. Конечно же, это противоречит православным канонам. Тем более сейчас, когда ничто не мешает жить так, как предписывает вера.

В Пасху радоваться Воскресению Христа. На Красную горку играть свадьбы. А на Радоницу поминать усопших.

Но при этом Церковь на жестких рамках не настаивает. Главное ведь в христианстве не буква, а дух.

________________
Коновалов Валерий

_________________
"Посылай свой хлеб по водам, Ибо спустя много дней ты его найдешь…" Екклесиаст (11:1)


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: