Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православие и сектантство


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 185 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 апр 2005, 22:54 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Цитата:
…возник иконостас из буквально противоположных причин: не как отделение, а как соединение. Ибо икона есть свидетельство или, лучше сказать, следствие совершившегося соединения Божьего и человеческого, небесного и земного, она есть всегда, по существу, икона Боговоплощения. Поэтому и иконостас возник сначала из переживания храма как «неба на земле», как свидетельство о том, что «приблизилось к нам Царствие Божие». Как и вся иконопись в храме, он есть как бы воплощенное видение Церкви как собора, как единства мiра видимого и невидимого, как явления и присутствия новой и преображенной твари.

Если сначала иконы требовали подобия стены, то теперь стена требует икон, и таким образом изнутри как бы подчиняет их себе. Можно только надеяться, что пробуждающийся повсеместно интерес к подлинной иконописи и связанное с ним понимание как икон, так и самого иконописного искусства, приведет к возрождению подлинного значения иконописи в храме, к возврату к тому, что дано нам бывает испытать в некоторых древних храмах: в них иконы как бы участвуют в собрании Церкви, выражают его смысл, дают ему его вечное движение и ритм. Вместе со всеми этими чинами — пророков, апостолов, мучеников и святителей, вся Церковь, все собрание как бы восходит на небо, туда, куда ее возводит и возносит Христос — к Его трапезе, в Его Царство...

Прот. Александр Шмеман "Евхаристия - таинство Царства"

http://www.liturgica.ru/bibliot/eucharistia/euharistia00.html


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 апр 2005, 23:04 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Александр! Не всё так просто, как в учебнике:
Вот как владыка Василий Кривошеин разъясняет иконопочитание опираясь на Отцов.
(это из статьи о Послании восточных Патриархов)

Цитата:
Другой пример – догмат о почитании свв. икон. В объяснении его Православное Исповедание ограничивается указанием, что почитание свв. икон не нарушает второй заповеди, ибо одно дело – поклонение ложным богам и их кумирам, что запрещено второй заповедью, а другое дело – почитание Христа, Божией Матери и святых и изображения их на иконах. Такое почитание хорошо и полезно, ибо помогает вознести ум к изображаемому первообразу. А между тем, у святых отцов – преп. Иоанна Дамаскина и преп. Феодора Студита – иконопочитание обосновано, помимо вышеуказанных аргументов, прежде всего, действительностью воплощения и вочеловечения Сына Божия и учением о Божественных образах. Сын, будучи предвечным Образом Отца, открывает Его твари. В воплощении Он принимает образ человека, созданного по образу Божию, становится настоящим человеком. Поэтому мы и изображаем Христа по человечеству, исповедуя тем действительность воплощения, веру в Сына Божия, ставшего видимым и изобразимым и открывающим нам Отца, Образом Которого Он является.


И у Елены, кстати, цитата Шмемана в том же духе.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 апр 2005, 23:17 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Tuman писал(а):
Александр! Не всё так просто, как в учебнике:

Конечно, я не спорю :-)
Так же как и математика не ограничивается только правилами сложения или вычитания, есть еще и интергралы. Но начинать разбираться в любой науке нужно на простых примерах. Сложные примеры (разумеется более глубокие и трудные в понимании истины) могут показаться не совсем понятными, а как следствие - отпугнуть интересующегося человека или вызвать не правильное понимание.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 апр 2005, 23:18 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Павел-2 писал(а):
А католики (тем более протестанты) по мнению Св. Отцов являются простыми еретиками.

А каких Отцов?
Может быть Златоуста или Дамаскина :D
Вот Киприан Карфагенский, например, вообще не считал таковых (потенциальных католиков :) ) христианами.
Сколько лет то прошло?

Может быть проще определять секту по времени возникновения?
Скажем, если течение (конфессия) образовалась после Французкой революции - то это однозначно секта.
По моему так проще и не ошибешься :)
____________________

Кэтрин, а у Вас как дела?
Вы "древнее" или подпадаете под этот (предположительный и ненаучный) мой критерий?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 апр 2005, 23:30 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Саша писал(а):
Но начинать разбираться в любой науке нужно на простых примерах.

Это в науке. А вот в реальной жизни - Византии времен иконоборчества подобные простые примеры привели к многолетней резне. (
Потом решение нашли. (VII Собор)
А в эпоху просвящения - опять забыли.
Вот протестанты с тех пор и обвиняют нас в идолопоклонстве.
Зачем повторять тупиковую педагогику то?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 23 апр 2005, 23:46 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Tuman писал(а):
Саша писал(а):
Но начинать разбираться в любой науке нужно на простых примерах.

Это в науке. А вот в реальной жизни - Византии времен иконоборчества подобные простые примеры привели к многолетней резне. (
Потом решение нашли. (VII Собор)
А в эпоху просвящения - опять забыли.
Вот протестанты с тех пор и обвиняют нас в идолопоклонстве.
Зачем повторять тупиковую педагогику то?


И где я написал, что-то не совместимое с решением VII Собора?
Одно дело - иконоборческая ересь, а другое - простота языка объяснения... "почувствуйте разницу" :-)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 00:10 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Саша писал(а):
И где я написал, что-то не совместимое с решением VII Собора? Одно дело - иконоборческая ересь, а другое - простота языка объяснения... "почувствуйте разницу" :-)


Ни где не написали. :D
Я о том только, что простые (и не полные) объяснения, вроде изложенного Вами, при дискуссиях в ту, стародавнюю эпоху не дали положительного результата.
А возможно еще и усугубили конфликт.
Это не "простота языка", а думаю, фатальное упрощение.

И я не думаю, что слишком сложно, понимать иконопочитание из Боговоплощения. Даже в изложении Дамаскина.

Не только же рот открывать голодным ))
Пусть челюстями пошевелят. (и мозгами)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 00:31 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Tuman писал(а):
Я о том только, что простые (и не полные) объяснения, вроде изложенного Вами, при дискуссиях в ту, стародавнюю эпоху не дали положительного результата.


Там были не "простые объяснения"...
"Собор был созван против иконоборческой ериси, возникшей за 60 лет до Собора при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон.
Да и если велись дискуссии, то между серьезными богословами, а не в качестве ответа на вопрос для начального понимания.

Tuman писал(а):
Это не "простота языка", а думаю, фатальное упрощение.
Это не упрощение, а ересь. Суть разные слова.

Tuman писал(а):
И я не думаю, что слишком сложно, понимать иконопочитание из Боговоплощения. Даже в изложении Дамаскина.
Опытному человеку - да.

Tuman писал(а):
Не только же рот открывать голодным ))
Пусть челюстями пошевелят. (и мозгами)

Это сложно на начальной стадии ;-)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 09:03 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Кэтрин писал(а):
Простите, но я верю лишб тому, чтонаписано в Библии.


Это Ваше право. Я не пытаюсь Вас приобщить к Вере, просто сообщаю, что известно мне, и как доказательную базу использую слова Библии. Верить или нет - Ваше право выбора, данное от Бога, я на него не покушаюсь.

Кэтрин писал(а):
А там про изображения написано четко и ясно ещё в Ветхом Завете.


Священное писание в Православии состоит из книг не только Ветхого завета, но и книг Нового завета. Когда пытаетесь сослаться на какой-либо источник, приводите цитату пожалуйста, иначе не аргументировано получается.

Кэтрин писал(а):
Я очень рада, что вы понимаете, что молится надо Богу, а не Его изображению. К тому же, Бог есть Дух, и Его никто не видел.


Бог триедин. Бог Отец, Сын и Дух Святой.
Я радиацию или электромагнитные поля тоже не видел, но это не значит, что этих физических явлений не существует.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 09:07 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Кэтрин писал(а):
Я стремлюсь к первохристианству как неискаженному человеческими учениями.

Кэтрин, почитайте книгу прот. А.Шмемана полностью, это основная идея книги - возврат к первохристианству или, вернее, к настоящему пониманию Церковного Предания.
Цитата:
иконам не молюсь

И мы не молимся иконам, а обращаемся к Тому, кто на них изображен, есть разница и большая.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 09:10 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Кэтрин писал(а):
А там про изображения написано четко и ясно ещё в Ветхом Завете.
Тогда зачем Господь повелел израильскому народу создать золотых херувимов и украсить ими скинию? Неужели Бог мог благословить создание идолов?
Еще в Ветхом Завете существовало различие между ложными образами (идолами) и истинными образами (священными изображениями).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 09:32 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Предок христианского образа — не языческий идол, как это думают иногда, а отсутствие прямого, конкретного образа до воплощения и ветхозаветный символ, точно так же как предком самой Церкви является не языческий мир, а древний Израиль, избранный Богом народ для принятия Его Откровения. Для Церкви совершенно очевидно, что запрещение образа, данное Священным Писанием в Исходе (20, 4) и во Второзаконии (5, 12-19), есть временная педагогическая, воспитательная мера, относящаяся лишь к Ветхому Завету, а не принципиальное запрещение. «Дах им заповеди не добры»(Езек.20,25), по жестокосердию их, — поясняет причину запрета преп. Иоанн Дамаскин [10]. Ибо запрещая образ прямой и конкретный, Писание в то же время передает повеление Божие делать образы символические, какими являлись скиния и предметы, в ней находящиеся. Они имели преобразовательное, символическое значение, и устройство их было указано Самим Богом до мельчайших подробностей.

Изложение преп. Иоанна Дамаскина вкратце сводится к следующему: в Ветхом Завете непосредственное общение Бога со Своим народом происходило в голосе, в слове. Он не показывается, пребывает невидимым и подчеркивает, что, слыша Его голос, Израиль не видел никакого образа. Во Второзаконии (4, 12) мы читаем: «И глагола Господь к вам на горе из среды огня: глас словес Его вы слышасте, и образа не видесте, токмо глас «. И немного дальше (ст. 15): «Снабдите души своя зело, яко не видесте всякого подобия в день, воньже глагола Господь к вам в горе Хориве из среды огня». Сразу после этого дается строгий запрет (ст. 16-19): «Не беззаконнуйте и не сотворите себе самим подобия ваянна, всякого образа подобия мужеска пола или женска: и подобия всякого скота, иже есть на земли: подобия всякого гада, иже плежет по земли: подобия всякия рыбы елики суть в водах под землею: да не когда воззрев на небо и видев солнце и луну и звезды, и всю красоту небесную, прельстився поклонишися им и послужиши им «. Как мы видим, говоря о твари, Писание запрещает ее изображать. Говоря же о Боге, оно настаивает на том, что Он пребывает невидим: ни народ, ни даже сам Моисей не видели никакого образа Божия и слышали только голос Его. Не видев образа Божия, они, естественно, не могли и изобразить Его; они могли лишь письменно закрепить слова Божии, что Моисей и сделал. Да и как изобразить невидимое, бестелесное, не имеющее ни формы, ни величины, ни краски? Но уже в самой настойчивости ветхозаветных текстов, в подчеркивании того, что Израиль слышит слова, но не видит ни образа, ни подобия, преп. Иоанн Дамаскин усматривает сокровенное указание на будущую возможность и видеть, и изображать Бога, пришедшего во плоти. «Итак, что таинственно показывается в этих местах? — спрашивает он. — Ясно, что теперь нельзя тебе изображать невидимого Бога; а когда увидишь Бестелесного ради тебя вочеловечшимся, тогда будешь делать изображение человеческого Его вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося. Когда [...] кто во образе Божии сый, принял зрак раба (Фил. 2,6—7), через это сделался ограниченным в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда начертывай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться[...], Рождение от Девы, Крещение во Иордане, Преображение на Фаворе [...] все рисуй, и словом, и красками, и в книгах, и на досках» [11]. Как мы видим, уже самое запрещение изображать Бога невидимого подразумевает (как его понимает преп. Иоанн Дамаскин) необходимость изображения Его, когда исполнятся пророчества о Его пришествии, и слова Писания «вы не видели образа, поэтому его и не делайте» означают: не делайте образа Божия, пока вы не видели Бога. Образ Бога невидимого невозможен, «ибо как будет изображено то, что недоступно зрению?» [12]. И если бы такой образ все же был сделан, то за невидимостью Первообраза он был бы основан на воображении, следовательно, был бы выдумкой, ложью.
Таким образом, можно сказать, что указание Писания на неизобразимость Бога связано с назначением вообще Израильского народа. Назначение избранного народа — служение истинному Богу. Служение это заключалось в его мессианстве, в подготовлении и предображении того, что должно было явиться в Новом Завете. В силу этого в Ветхом Завете и могли быть лишь прообразы и символы, как предызображения будущего, так как и сам «закон не был образом, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — а как бы переднею стеною для прикрытия образа. Ибо тот же Апостол Павел говорит: «Сень бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10, 1) [13]. Иначе говоря, образ «вещей», то есть реальности, и есть именно Новый Завет.
Что же касается запрета образа твари, данного Богом через Моисея, то этот запрет преследовал только одну цель: не допустить избранный народ до поклонения твари вместо Творца: «Да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20, 5; Второз. 5, 9), так как при склонности народа к идолослужению как сама тварь, так и образ ее, безусловно, таили опасность обожествления и поклонения им как Богу. Ибо после падения Адама род человеческий подвергся растлению, а с ним и весь земной мир. Поэтому и образ этого растленного грехом человека или какой-либо другой твари не мог приближать человека к единому истинному Богу, а мог, наоборот, лишь удалять от Него, увлекая к идолослужению. Образ этот был нечист и во всяком случае не мог быть строительным. Поэтому нужно было во что бы то ни стало удержаться от прямого, конкретного образа.
Другими словами: никакой образ твари не может заменить образа Божия, которого народ не видел, когда «говорил [...] Господь на Хориве». Поэтому-то перед Богом уже само творение какого бы то ни было «подобия» было беззаконием: Не беззаконнуйте, и не сотворите себе самим подобия ваянна, всякого образа подобия мужеска пола или женска» (Второз. 4, 16).
То, что ветхозаветный запрет образа является именно мерой оградительной, связанной со служением избранного народа, показывает повеление Бога Моисею устроить «по образу, показанному на горе» скинию и все, что в ней находилось, в том числе шитых и литых херувимов (Исх. 25, 18; 26, 1 и 31). Это повеление делать херувимов указывает прежде всего на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Кроме того, херувимов можно делать не вообще сколько угодно и где угодно, ибо евреи могли и перед их образом, как перед всяким другим, впасть в идолослужение. Но херувимов можно и должно было изображать лишь в указанном количестве и только в скинии, как служителей истинного Бога, то есть в месте и положении, подчеркивающих их служение.
Это противоречие общему правилу показывает, что само правило не носило абсолютного, принципиального характера. Поэтому и «Соломон, получивший излияние мудрости, изображая небо, сделал херувимов и подобия львов и волов», — говорит Иоанн Дамаскин [14]. То, что твари изображались при храме, то есть там, где воздавалось поклонение единому истинному Богу, несомненно исключало всякую возможность их обоготворения [15].
Успенский «Богословие иконы».

http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=747


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 09:40 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Кэтрин писал(а):
Я стремлюсь к первохристианству как неискаженному человеческими учениями.
По вашим критериям, дорогие православные, я, видимо, являюсь сектанткой: иконам не молюсь, свечки не ставлю, молюсь Живому, Святому и Великому Богу без всяких посредников, благодарю Его за искупительную жертву, за то, что в нём я имею счастье, жизнь, за то, что Он любит меня!
В чем различие, друзья, подумайте? Вот вы говорите, что молится можно везде. Так я к этому и стремлюсь. Свечкт тоже не обязательный атрибут.
Почему же вы считаете меня сектанткой, а не Божьей дочерью, которая любит Его и хочет любить ещё сильнее, ибо нет никого прекрасней нашего Господа?


Я Вас сектанткой не считаю, но давайте "от печки".

Вы согласны, что был раскол (Православие и католичество), и католичество своевольно отошло от единства Богопочитания?
Протсентантизм имеет корни в католичестве, правильно?
Вы ищите Бога. Правильно?
Что говорит Православие (со времен более ранних, чем возник протестантизм)...
Ересь - когда люди придумывают или изобретают учения, противные Божественной истине, или упорно и намерено извращают Божественную истину. - грех против первой Заповеди Божей.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 09:50 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Кэтрин писал(а):
Также и Бога. Он есть Дух.

Еще раз повторюсь - триедин Бог. Если Вы считаете, что Бог это только Дух Святой - то вот здесь кроется искажение. Не в иконах дело.

Кэтрин писал(а):
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
(Втор.5:8)


Спасибо. Еще раз повторюсь, что Православные не иконам молятся, но Богу или святым на них изображенным. Грех считается - иконе (как идолу) молиться.

Кэтрин писал(а):
И вообще, о чем речь? Я считаю, что иконы не обязательны. Вы тоже. В чем же дело? А в том, что вы всё равно считаете отступниками от Бога тех, кто не поклоняется иконам, хотя сами говорите, что это необязательно. Как же так?


А Вы верите в Светлое Христово Воскресение?
Если да, то какое количество Вселенских Соборов признаете?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 11:05 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Кэтрин писал(а):
Нет, я считаю, что Бог Триедин.
Но как можно изобразить Его? Это невозможно, согласитесь.


Понимаете, Кэтрин, не все в этом мире можно изобразить кистью, я согласен с Вами, например музыку... Но можно изобразить музыку в символах (ноты - образ музыки на бумаге). Иконы - образ Святой Троицы. Бог Отец, Сын, и Дух Святой (его изображают в образе голубя)... Ведь изображение Бога Отца и Сына на иконах это тоже образ, а не фотографический портрет.

Кэтрин писал(а):
Да разве дело в том, что рпиняли люди?
Дело в том, что написано в Библии. Это для меня авторитетно.
Для меня это тоже авторитетно. Давайте я по другому вопрос поставлю... Вы верите тому, что в Новом Завете написано, в Евангелие? Или только на Ветхий Завет допускаете ссылки?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 11:30 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Кэтрин писал(а):
И вообще, о чем речь? Я считаю, что иконы не обязательны. Вы тоже. В чем же дело? А в том, что вы всё равно считаете отступниками от Бога тех, кто не поклоняется иконам, хотя сами говорите, что это необязательно. Как же так?

Кэтрин, действительно, без почитания икон нет православия. Это принципиально важно. Прочитайте хотя бы те главы, на которые я даю ссылки, если вы действительно хотите разобраться в вопросе.

Цитата:
С первых шагов иконоборчества православные поняли опасность, которую оно представляло для основного догмата христианства. Если самый факт существования иконы основан на воплощении второго Лица Святой Троицы, то и наоборот — реальность воплощения подтверждается и доказывается иконой. Другими словами, икона является ручательством истинности, а не призрачности воплощения. Поэтому отрицание иконы в глазах Церкви было равносильно отрицанию самого Боговоплощения, отрицанию всего дела нашего спасения. Таким образом, защищая икону, Церковь защищала не только ее вероучительную роль или эстетическое значение, но самую основу христианской веры, догмат воплощения Бога. Этим и объясняется упорство православных в защите иконы, их непримиримость и готовность на любые жертвы.
«понятие образ, икона в представлении иконоборцев означало нечто совсем иное, чем в представлении иконопочитателей, — говорит Г.Острогорский, — коль скоро для иконоборцев истинной иконой могло считаться лишь нечто такое, что было тождественно со своим «архетипом», то только Причастие они и могли признать иконой Христа. Для православных же иконопочитателей именно потому Причастие уже не было иконой — образом, что оно тождественно со своим архетипом» [6]. Действительно, преложение Святых Даров совершается не во образ, а в «самое пречистое Тело и самую честную Кровь» Христовы. Поэтому само наименование Святых Даров образом было для православных чуждо и непонятно. «Ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы никогда не называли бескровной жертвы, приносимой иереем, образом, но называли ее самим Телом и самой Кровию», — возражают Отцы Седьмого Вселенского Собора [7].
Иоанн Дамаскин писал: «Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение» [24]. Как мы видим, как раз в основных пунктах иконоборческая идеология в корне расходилась с учением Православной Церкви. Само понятие иконы было диаметрально противоположным. Поэтому борющиеся стороны не могли придти ни к какому соглашению; они говорили на разных языках. Аргументация иконоборцев в пользу неизобразимости Христа есть «ложный пафос неизреченности», по выражению прот. Г.Ф. Флоровского, пафос разрыва между духовным и чувственным, отсутствие чувства реальности евангельской истории.
Подлинное Священное Предание возможно только в Церкви, которая есть продолжающаяся Пятидесятница, то есть только там, где непресекаемым током струится благодать Духа Святого. Наставляемый Духом Святым, живущим в Церкви, Седьмой Вселенский Собор устанавливает догмат иконопочитания. Иконе надлежит воздавать «почитательное поклонение, но не истинное служение (latreia), которое приличествует одному только Богу, а именно почитание (proskunesis)», которое воздается Кресту и Евангелию: образ видимый почитается наравне с образом словесным. Почитание Евангелия и Креста никогда догматически не формулировалось, так как оно никогда не подвергалось сомнению и не оспаривалось ни в Церкви, ни даже среди еретиков. В отношении же образа, пред лицом иконоборчества, Церковь должна была догматически утвердить и само существование священного образа, и его почитание.
Собор указывает, что икона, так же как и Священное Писание, служит «к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» (орос). Это уже известное нам по 82 правилу Шестого Собора обоснование иконы Боговоплощением. Она служит опровержением всякого рода умозрительных представлений о Боговоплощении и порожденных ими лжеучений и ересей.
Соборное определение утверждает, что Священное Писание и образ «указывают и поясняют» одно другое. Это одно свидетельство, выраженное в двух разных формах — словесной и образной, передающих одно и то же Откровение в свете одного и того же живого Священного Предания Церкви. «Если Отцы не передали, — говорится в Деяниях Собора, — что следует читать Евангелие, то не передавали и изображать иконы. Если же они передали первое, то передали также и последнее: потому что изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и, наоборот, евангельское повествование — с изобразительностью. При этом и то, и другое хорошо и достойно почитания потому, что они взаимно объясняют друг друга и несомненно доказывают друг друга»
В глазах Церкви икона не есть лишь простая иллюстрация Священного Писания; она — язык, который ему соответствует — соответствует не букве его, а его проповеди, то есть содержанию Евангелия, его смыслу, так же как соответствуют ему богослужебные тексты. Поэтому икона играет в Церкви ту же роль, что и Евангелие, имеет то же значение литургическое, догматическое, воспитательное
Итак, церковное искусство по самой своей природе литургично, и это не потому только, что оно обрамляет богослужение или его дополняет, а потому, что оно ему совершенно соответствует. Будучи по существу своему искусством богослужебным, икона никогда не «служила» религии в том смысле, в каком это часто понимается историками искусства [47], то есть как внешнее вспомогательное средство, используемое Церковью. Она, как и слово, составляет часть христианства, является одним из средств познания Бога, одним из путей общения с Ним. И так же как образ Честного и Животворящего Креста, который есть отличительный знак, знамя христианства, икона есть исповедание истины, исповедание веры.
Результат иконоборческого периода был крайне тяжелым для Церкви: в этот период было уничтожено все, что могло быть уничтожено, чем и объясняется то, что мы теперь имеем так мало икон предыдущей эпохи. Иконы подвергались всяческим поруганиям, их разбивали, жгли, замазывали… Но для Церкви катастрофа эта в конечном итоге оказалась торжеством. До иконоборчества многим православным часто недоставало ясного сознания капитальной важности церковного искусства. Но жестокость преследований и твердость исповедников Православия в почитании икон раз и навсегда подчеркнули значение священного образа.
Та катастрофа, которую представляло собой иконоборчество, потребовала величайшего усилия и величайшего напряжения всех сил Церкви, крови мучеников и исповедников, духовного опыта и мудрости Отцов-апологетов, непоколебимой веры церковного народа, твердости и мужества епископов, оставшихся верными Православию. Это было действительно подвигом всей Церкви в целом. Ибо дело шло не о назидательной или декоративной роли искусства, не о некоей богословской «надстройке», не о споре об обряде или простом христианском обычае [57]. Дело шло об истинном исповедании Боговоплощения и, следовательно, о христианской антропологии. «Это был догматический спор, и в нем вскрылись богословские глубины» [58].
Иконоборчество завершает серию крупных христологических ересей первого периода истории Церкви. Каждая из них ущербляла с той или иной стороны домостроительство Божие, спасительность Боговоплощения. Иконоборчество же было уже наступлением не на тот или иной отдельный аспект, а на все домостроительство нашего спасения в целом. И так же как эта весьма сложная ересь была нападением на православное вероучение в его целом, так и восстановление иконопочитания представляет собой не только победу над одной отдельной ересью, а победу Православия как такового. Церковь торжествовала над множеством разнородных ересей и будет еще торжествовать; но лишь одна из ее побед, именно победа над иконоборчеством, торжественно провозглашена Торжеством Православия как такового.http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=754


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 12:14 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2005, 14:51
Сообщения: 783

Откуда: Москва
Кэтрин писал(а):
К чему такие вопросы?


Для лучшего понимания Вашей позиции. Пытаюсь понять, в чем принципиальное отличие. Не сердитесь на меня :)

Кэтрин писал(а):
Не то, что икона плоха, она просто не обязательна. Можно обходится и без неё. Читать -то все сейчас умеют.
Необязательным можно посчитать все Святое, а потому, что век уже не тот, интернет появился и пр. "разумные" объяснения - а что тогда останется от Веры? Вера - это единое и неизменяемое целое и не нам ее переписывать по нашему желанию :)


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 12:56 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
Кэтрин писал(а):
Вы просто неверно поняли. На каждом Причастии читаются слова Павла:
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(1Кор.10:16,17)

Так что они также причащаются, следовательно, нельзя называть их сектантами.


Кэтрин, было бы с вами проще говорить, если бы было понятно какого из многочисленных протестантских конфессий вы относитесь. А то у нас в регистрации только "протестант" занесено, а это все равно что "легкоатлет" (в смысле, можно и ядро толкать, а можно и спринт бегать). Но это так, лирика.

Кэтрин, вы считаете, что я их не понял, а возможно вы не поняли смысловую нагрузку того, что я написал.
Вполне возможно, что на причастии у баптистов и читается послания ап.Павла.
Но, во -первых, они сами считали этот ритуал только поминанием Тайной Вечери. И факт отпития от чаши тоже ими трактовался как поминанием, а не фактическим причастием под видом вина и хлеба Тела и Крови Христовой.
Во-вторых, даже если те люди, с которыми я говорил, оказались малообразованными в вопросах своей веры, то тогда напишу специально для вас, что вино и хлеб могут быть пресуществлены в Тело и Кровь Христову только при призывании Духа Святого при молитве канонического священника.

Несколько раз читал у наших мессионеров, что отличия протестантов от православных то, что первые считают, что то главное, что Христос оставил после себя это Библия, а вторые, что Самого Себя и таким образом, Он нас не покинул.

И еще вопрос грешил ли царь Давид, когда в псалме написал "святому храму твоему поклонюсь" (извините, может слово какое переставил, но смысл абсолютно точный)?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 13:08 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:13
Сообщения: 1152
Кэтрин писал(а):
Апостолы передали Евангелие, чтобы читать его. Об иконах там не сказано. Разве можно приравнивать то, что Апостолы передали с тем, что было привнесено впоследствии?
Апостолы нам и Священное Предание передали, а вы его не признаете. Ведь во времена гонений на Церковь нельзя было все написать, например, чин совершения Евхаристии не должен был попасть в руки к язычникам, поэтому Предание и передавалось устно. А то, что священные изображения (фрески в катакомбах) существовали и в первохристианские времена, вы сами знаете.
Кэтрин писал(а):
И мне не нужно доказательство Боговоплощения. Я в это верю.
Если вам это не нужно, это еще не значит, что никому это не нужно.
Цитата:
Нет, я считаю, что Бог Триедин.
Но как можно изобразить Его? Это невозможно, согласитесь.
Не соглашусь. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». На иконах изображают Господа Иисуса Христа как Личность, как Человека (Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим»), который по Божественной Своей природе единосущен Отцу, по человеческой же природе единосущен нам, во всем подобен нам, кроме греха. Почему невозможно изобразить Богочеловека, ведь когда-то жили люди, видевшие Его своими глазами?
Цитата:
Именно образ Бого-Человека, образ Ипостаси Христовой и не могли принять иконоборцы. Они спрашивали, как можно изображать две природы Спасителя. Но православные никогда не имели в виду изображать ни Божественную природу, ни человеческую природу Спасителя: они изображали, как мы уже говорили, Его Личность, Личность Бого-Человека, нераздельно и неслиянно сочетавшего в Себе две эти природы.
http://pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=755
Цитата:
Да разве дело в том, что приняли люди?
Дело в том, что написано в Библии. Это для меня авторитетно.

Кэтрин, но если так рассуждать, то можно сказать, что и Библию тоже написали люди. Почему отцы Седьмого Собора не могли быть направляемы Духом Святым в своих решениях? Они ведь преемники апостолов.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 13:09 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
Кэтрин писал(а):
Чем это ущемило домостроительство спасения?
Неужели те люди, не почитавшие икон, из-за этого попали в ад? Подумайте только, из-за чего!


А тем, Кэтрин, что в начале, как первый кирпичик, лукавый подбрасывает мысль, что "иконы во грех", а после этого идут другие кирпичики, и так шаг за шагом к 21 веку в ряде протестантских номинаций вся духовная жизнь рассматривается в делании только добрых дел, потому что другое то (внутренняя духовная брань) не главное, так как Иисус тебя уже искупил. А уже вследствие этого как апофеоз, я уже не знаю может ли быть еще что хуже, к примеру в Дании официально венчают (представители одного из протестантских направлений) людей одно пола :shock: .


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 13:14 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
И еще :) .
Меня тут брат Павел вразумил насчет терминологии "секта".
Можно сказать, что убедил, что правильно употреблеть слово не сектант, а еретик. Не знаю только лучше ли будет вам от этого.

А вообще с праздником!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 24 апр 2005, 13:25 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 окт 2004, 14:15
Сообщения: 5233

Возраст: 55
Откуда: Республика Крым
Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Не соглашусь только в том, что молится может канонический священник.
Помните, первые христиане принимали Вечерю по домам.


У первых христиан, Кэтрин (или Катюша :) ) были пресвитеры, которых рукоположили апостолы и с тех времен в православной церкви эта традиция не прерывается (рукоположения священников)

Цитата:
Нет, не грешил. Помните, как во времена Ветхого Завета относились к Храму? В нём обитал Господь.


Вот и чудесно. Шаг вперед уже сделан. Значит вы согласны,что может отдаваться соотвествующая честь освященным предметам (в контексте разговора храму), которые являются предметом дел рук человеческих? Остается только доказать, что в наших храмах пребывает Господь. А это так, об этом говорит сердце после литургий, после сегодняшего праздника.
Поверьте и вы этому, Кэтрин.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 185 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: