Вольфганг Акунов
В ПОЛНЫЙ РОСТ
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА КАППЕЛЯ
полностью книга здесь:
http://www.velesova-sloboda.org/proza/a ... appel.html
(примечание: ресурс по ссылке, кроме непосредственно исторической книги, в целом весьма неоднозначный, поэтому по другим ссылкам меню ресурса ходить настоятельно не рекомендую)
Фрагмент:
Цитата:
«Тиллигенция»
Долгие годы представления громадного большинства «подсоветских» людей о Каппеле и каппелевцах ограничивались основном посвященными «каппелевцам» кадрами «культового» советского фильма братьев Васильевых «Чапаев», снятого в 1934 году. А из этих кадров им больше всего запомнились запечатлевшие надвигающуюся на Анку-пулеметчицу «психическую атаку» якобы «каппелевцев» – мрачных «биороботов» в зловещей черной форме с белыми погонами и аксельбантами (некоторым, особенно впечатлительным, зрителям они казались «как будто скелетами» – это впечатление усугублялось белыми перекрещенными костями и черепом, весело скалящимся с черного знамени). Сам Владимир Каппель оставался в фильме братьев Васильевых как бы «за кадром», Однако, в качестве некоего олицетворения «каппелевского офицера», перед советским зрителем представал молоденький поручик со стеком в руке и сигаркой в зубах, красиво «идущий умирать» перед своим зловещим черным строем (возможно, одурманенный кокаином, чтобы не бояться красных пуль. Полюбуйтесь, товарищи – вот они, как красиво идут – «тиллигенция», «обломки империи», «пауки», «эксплуататоры трудового народа», «гады» (и прочие эпитеты, которыми награждал румынских пограничников «великий комбинатор» Остап Ибрагимович Бендер в заключительных абзацах романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Единственным основанием этого экранного «маскарада» служил тот факт, что сам Каппель был запечатлен на нескольких фотографиях в военной форме черного цвета (хотя и безо всяких черепов и «скелетообразных» атрибутов). И знамя у Каппеля было не черное, с черепом и костями, а вовсе даже белое, с трехцветным русским бело-сине-красным крыжем и надписью черными буквами ВОЛЖАНЕ ГЕНЕРАЛА КАППЕЛЯ. Правда, в Сибирской армии адмирала Колчака встречались черные знамена с белой «Адамовой головой» (например, знамя штурмовой бригады полковника Пепеляева или Партизанской атамана Анненкова дивизии), но Каппель и каппелевцы не имели к этому никакого отношения.
Вопреки фантазиям большевицких «добрых сказочников», в действительности, войска Владимира Каппеля являлись, по своему составу, отнюдь не дворянско-буржуазно-«тиллигентскими», а как раз рабоче-крестьянскими. Сказанное, кстати, относится и во всей армии адмирала Колчака в целом. В ней постоянно ощущался хронический недостаток офицерского состава. Верховный Правитель постоянно обращался к формально подчиненному ему Главнокомандующему Вооруженными Силами Юга России генерала А. И. Деникину (в армии которого, наоборот, ощущался переизбыток офицеров, так что из офицеров состояли целые роты, батальоны и полки и застывшие в суровом солдатском строю седоусые полковники были в порядке вещей) с просьбой помочь сибирякам офицерами. Но призывы Колчака оставались, как правило, без ответа.
«Белые пролетарии» Каппеля
Именно по причине огромной популярности Каппеля не только в армии, но и в рабоче-крестьянской (причем в первую очередь – рабочей!) среде его образ так усердно демонизировался советской пропагандой. С ноября 1918 года под началом Владимира Оскаровича в Волжском (позднее – Сибирском) корпусе воевали целых две дивизии (!) «белых пролетарских добровольцев» – рабочих Ижквского и Воткинского заводов. Еще в августе 1918 года рабочие-ижевцы и воткинцы, все как один, не желая долее мириться с красной кабалой, подняли вооруженное восстание против большевиков и стойко держали фронт против них, а затем прорвались к белым, вместе с женами и детьми. Они оставались с Каппелем до конца, проделали весь сибирский Ледяной поход, а затем вместе с остатками белых войск ушли за границу – побежденные, но не покоренные.
Подобному «иммунитету», казалось бы, простых русских рабочих, к бациллам красной чумы имелось свое объяснение.
До революции Ижевский и Воткинский оружейные заводы считались в Российской империи такими же крупными и важными, как Тульский и Сестрорецкий. Процветанию Ижевского завода немало способствовал генерал Дубницкий, назначенный Государем Николаем Александровичем управляющим этого предприятия, как мы сказали бы сегодня, оборонного комплекса. Всемерно укрепляя производство, генерал Дубницкий лично заботился о том, чтобы рабочие-оружейники вверенного его попечению завода были обеспечены всем необходимым: хорошим жалованьем, профилакторием, образцовыми, по тем временам, условиями труда. Любой рабочий мог лично прийти на прием к генералу поделиться своими проблемами, и Дубницкий всегда удовлетворял просьбы рабочих и шел навстречу их пожеланиям. В свою очередь, рабочие не только хорошо трудились, за что получали знаки отличия в виде «мастеровых кафтанов» (в зависимости от трудовых достижений – с серебряным или с золотым галуном), но и любили своего управляющего, почитавшегося ими «за отца родного». Рабочие Ижевского и Воткинского оружейных заводов доблестно служили Родине не только на производстве. В годы Великой войны многие рабочие – ижевцы и воткинцы – ушедшие воевать на фронт, были награждены за храбрость Георгиевскими крестами и медалями.
После октябрьского переворота 1917 года прибывшие на Ижевский и Воткинский заводы большевицкие агитаторы долго рассказывали рабочим, как теперь будет хорошо жить трудящимся, поскольку «теперь власть будет народная, завод теперь принадлежит родной Советской власти», никто-де их, рабочих, больше не будет «ксплуатировать наемным трудом» (по выражению незабвенного «мирового революционера» Макара Нагульнова из шолоховской «Поднятой целины»), что больше не будет кровопролитных войн между народами, и прочее в том же духе. Но что в результате всех этих красивых речей произошло на практике?
Горячо любимого рабочими управляющего Ижевского завода, генерала Дубницкого пьяная матросня безо всяких причин расстреляла (совсем по Макару Нагульнову: «Ксплуатировал наемным трудом? Становись, кровяная гадюка, к стенке!»).
Рабочие Ижевского и Воткинского заводов перестали получать полагающееся им за работу жалование. Вместо этого новые красные власти предлагали им подтянуть животы и подождать совсем немного… до победы Мировой революции («тогда, товарищи, все наше будет!»).
Избранный рабочими Совет красные комиссары, в свойственной им ненавязчивой манере, разогнали, совсем как «Учредилку», с применением вооруженной силы. Избранный в Совет ижевский рабочий А. П. Сосулин был убит большевиками.
Прикрываясь красивыми словами о «народной советской власти» комиссары занялись откровенным грабежом якобы «освобожденного» ими от «капиталистической эксплуатации» трудового народа («Все вокруг – народное, все вокруг – мое!»).
Возмущение рабочих нарастало. Когда большевики в очередной раз явились на базар грабить торгующих там «спекулянтов-мешочников» и «спекулянток-мешочниц», последние отколотили красную саранчу безменами (кое-кому и головы проломили). Разгневанные комиссары спешно вызвали на подмогу красноармейцев-латышей. Женщины – торговки и покупательницы – в свою очередь, сообщили о случившемся на базаре своим мужьям – рабочим-фронтовикам. К этому времени уже все рабочие поняли, что на самом деле несет трудящимся так называемая «советская власть».
7 августа 1918 года началось восстание на Ижевском оружейном заводе. По заранее разработанному плану рабочие (входившие в подготовивший восстание «Союз фронтовиков»), бросились в заводские пристрелочные мастерские (только там имелись патроны к оружию), перебили красных латышей-охранников и вооружили рабочих.
17 августа восстали рабочие Воткинского оружейного завода.
Около 40 000 рабочих подняли в тылу у Красной армии оружие против большевиков под красным знаменем с надписью «За Советы без жидов и коммунистов». У заводских станков они стояли, не снимая винтовок. В бой шли с гармошками, под пение революционных песен «Варшавянки» и «Марсельезы».
Многократные карательные экспедиции красных по усмирению взбунтовавшихся рабочих неизменно заканчивались полным провалом – ведь у рабочих был за плечами опыт Великой войны, среди них было немало Георгиевских кавалеров – русских воинов, проявивших чудеса храбрости в борьбе с внешним врагом – а теперь вот пришлось сразиться с врагом внутренним.
По ходу нашего повествования нам уже не раз приходилось обращаться к эпизоду знаменитой «психической атаки каппелевцев» под Уфой из упоминавшегося нами выше советского блокбастера «Чапаев». В действительности в «психические атаки» на красных под Уфой шли именно ижевцы-воткинцы и уфимские стрелки. В 1918 году ижевцы-воткинцы еще не имели погон, а носили нарукавные повязки. Многие из них шли в бой не в военной форме в своей рабочей одежде – телогрейках и кепках. Им действительно, как в фильме «Чапаев», приходилось идти в атаку без выстрелов (но не для того, чтобы не мешать зловеще греметь барабанам – которых в битве под Уфою не было!), а просто из-за нехватки патронов. Завод производил в большом количестве винтовки, но не патроны. «Психическая атака» ижевцев-воткинцев заключалась в том, что рабочие, по команде старшего, закидывали винтовки за спину, вытаскивали из голенищ сапог громадные рабочие тесаки (использовавшиеся для резки кожи на заводе) и бросались на красноармейцев врукопашную. Большевики не выдерживали даже простого лицезрения процедуры извлечения рабочими-каппелевцами тесаков из-за голенища и обращались в бегство с такой скоростью, что их потом долго не могли догнать. Как говорилось в фильме «Чапаев» на каппелевской листовке:
«А трусливые чапайцы удирают все как зайцы».
Проявивший в данном случае недюжинную для тех времен «политкорректность» адмирал Колчак долго, почти год, терпел, что бойцы его армии воюют против красных против красным флагом. Да и многие другие сибиряки недоумевали. Как же так? Вроде свои, белые, а под красным флагом…
Вопрос решился сам собой в 1919 году, когда Верховный Правитель России за доблесть и героизм в борьбе с неприятелем вручил Ижевской стрелковой дивизии особое Георгиевское знамя, представлявшее собой белое, с синей каймой, квадратное полотнище, перекрещенное по диагонали, из угла в угол, двумя черно-оранжевыми георгиевскими лентами с двуглавым орлом Верховного Правителя России (без корон) с одной стороны и с ликом Спаса Нерукотворного – с другой.
В ходе дальнейших боевых действий, Красноярской катастрофы, вызванной изменой гарнизона, красного восстания в Иркутске и жестоких боев при отходе за Байкал, знамя Ижевской стрелковой дивизии попало в руки красных. В настоящее время оно хранится в Иркутском музее под видом «боевого трофея Красной армии» (хотя было захвачено отнюдь не в бою).
Взамен утраченного Георгиевского знамени, ижевцы изготовили в Приморье новое, представлявшее собой сочетание трехцветного бело-сине-красного государственного флага России и с надписью на синей полосе прописными белыми литерами «Иж» (Ижевцы) и прямоугольника белого цвета, перекрещенного по диагонали, в форме Андреевского креста, двумя черно-оранжевыми Георгиевскими лентами.
Со временем ижевцы-воткинцы стали носить погоны синего цвета (символ стали) с белыми просветами у офицеров, носивших также нарукавные знаки в форме щитков красного цвета с изображением перекрещенных винтовок (у ижевцев) и перекрещенных револьверов (у воткинцев).
Командиры ижевцев и воткинцев – генерал В.В. Молчанов, полковники А.Г. Ефимов, П. фон Вах (везде эти «русские немцы»!), подполковники В.Л. Веников и А.П. Цветков (старший адъютант и начальник штаба Ижевской стрелковой дивизии), машинный кондуктор В.М. Новиков (один из организаторов антибольшевицкого восстания на Ижевском оружейном заводе, обладатель «Мастерового кафтана с золотым галуном за беспорочную службу на Ижевском заводе») и многие другие «белые пролетарии», заслужившие свои офицерские чины в боях с внешними и внутренними врагами Великой России входили в число ближайших соратников Каппеля.
Поскольку эти рабочие-каппелевцы (сражавшиеся против большевицких войск с пением «Варшавянки» и, первое время, даже под красными знаменами!) абсолютно не вписывались в теорию классовой борьбы Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, они всегда оставались «бельмом на глазу» советской власти, которая именно по этой причине из кожи вон лезла, пытаясь (как выясняется теперь, не без успеха) внедрить в народное сознание образ Каппеля и каппелевцев, как «врагов народа», якобы «классово чуждых» всем «простым советским людям» (что должен был демонстрировать весь их «глубоко антинародный» и «фашистский» внешний вид, черный цвет мундиров и белые череп и кости на знамени).