Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Паломничества


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Что такое Святая Земля для православного россиянина?
 Сообщение Добавлено: 27 сен 2006, 13:27 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 18 июл 2006, 10:35
Сообщения: 8
Дорогие братья и сестры! Мне понадобилось написать доклад на указанную в заголовке тему. Вот что пока у меня получилось.

"Одним из важных видов духовного делания, способствующим обновлению человека, его встрече с Богом, в русском Православии начиная с Крещения Руси традиционно считалось паломничество. Паломничества были очень распространены среди самих широких слоёв населения и оказывали существенное значение на формирование мировоззрения. Особое значение придавалось паломничеству на Святую Землю, в Палестину, где проходила земная жизнь Иисуса Христа. В понимании наших предков Святая Земля являлась местом, где реально переживаются события, происходившие в первые века христианства. Считалось, что посещение этих евангельских мест позволяет сильнее проникаться любовью к Богу и людям, по-новому осмыслить историю и современность. Тысячи людей приезжали в Иерусалим, жили некоторое время, путешествуя по святым местам Палестины, и возвращались домой с воспоминаниями обо всем виденном. К людям, совершившим паломничество, относились с большим уважением, они становились своего рода носителями опыта православной традиции. Образ Святой Земли запечатлён во многих литературных памятниках, народном и церковном творчестве.
Впрочем, нередко рассказы о святых местах обрастали придуманными подробностями, образ Святой Земли зачастую не совпадал с историческими реалиями, на примере чего можно проследить трансформацию действительных событий и фактов в народном сознании. О массовости паломничества русских в Святую Землю косвенно свидетельствует и тот факт, что церковные иерархи даже начинали порой выражать некоторое неодобрение и обеспокоенность тем, что паломничества приобретают все большие и большие масштабы, заслоняя необходимость внутренней духовной работы христианина.
Одной из особенностей церковно-богословского и народного сознания Руси X-XVII веков является представление о Русской земле как образе «обетованной земли» Царства Небесного, «Иерусалима Нового», развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест. Так, «подмосковная Палестина» патриарха Никона является грандиозным замыслом создания святых мест во образ мест Палестины, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа, с центром в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, главный собор которого построен по плану, размерам и по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Перенесение сакральных пространств, создание «новых иерусалимов» и образов Святой Земли как основы духовной жизни, вокруг которой выстраивались другие формы литургического и художественного творчества, включая создание архитектурных памятников, монументальных росписей, богослужебных предметов, обрядов и текстов можно считать важным направлением традиционной отечественной культуры.
Безусловно, свой отпечаток образ Святой Земли наложил на эстетические вкусы россиян, а через них и на всё мировосприятие. Таким образом, Святая Земля играла весьма важную роль в формировании мировоззрения российского народа.
Особенно массовым стало посещение Палестины во второй половине XIX века, когда Русская Церковь организовала свое постоянное представительство в виде Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ставшее для русских паломников постоянным прибежищем во всех их нуждах. В течение десятков лет с успехом осуществляли задачу приема и руководства громадным стечением паломников Императорское Палестинское Общество, Палестинская комиссия, Палестинский комитет.
В настоящее время можно наблюдать возрождение паломничества в России, которое является восстановлением древней православной русской традиции. Вместе с тем, реалии современной жизни вносят свои коррективы в нынешнее понимание паломничества и религиозного туризма. Так, существенным отличием православного паломничества от туризма является то, что главным для паломника является поклонение святыне, а не только осмотр исторических достопримечательностей в храме или монастыре. Обращение к подлинным материалам XIX века позволяет проанализировать сходства и различия отношения к данным явления сегодняшних россиян и наших предков.
Другой важной чертой, традиционно характерной для русского народа, являлась благотворительность, устройство странноприимных домов, богаделен и т.п.
Паломнические поездки помогали в возрождении благотворительности, когда люди, имеющие средства, приезжали на Святую Землю и, видя реальные следы исторических событий, знакомясь с местами, связанными с земной жизнью Спасителя, начинали осознавать ответственность не только за свою судьбу, что зачастую являлось первым шагом к благотворительности, к заботе о беспризорных детях, о нищих и обездоленных.
Важной чертой формирования любой нации, любого народа является его связь с другими странами и народами. Для России, находящейся на перепутье между Западом и Востоком, во многом являлось ключевым тяготение к той или иной культуре.
С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царь-град лежал путь русских паломников в Палестину - колыбель христианства.
Палестина – это и земля, на которой разворачивались события Ветхого и Нового Завета, и земля, на которой берут свое начало три великие культуры - иудейская, христианская и мусульманская. Тема "Святой Земли" сложна и многообразна, она вбирает в себя разные аспекты, в том числе и политические. Земля Библии, земля Нового Завета живет в христианской культуре и как историко-географическая реальность, и как сакральный мир, не замыкающийся, по представлениям наших предков, в земных границах.
Русские цари и российские дипломаты веками предпринимали значительные усилия для того, чтобы поддерживать и защищать православных христиан на Ближнем Востоке, которые претерпевали различные притеснения от властей Османской империи. В России собирались весьма значительные средства на "выкуп" святынь храма Гроба Господня от иноверных властителей, которые в XVI-XVII веках и в последующие времена регулярно выдвигали такое требование и угрожали прекратить доступ к христианским святыням.
В процессе общения с другими народами русские люди обогащались новыми знаниями, представлениями, ценностями. В конечном счёте это общение также влияло на формирование российского менталитета".
Может быть, кто-нибудь может что-то добавить?
Сразу скажу, что здесь нужны достаточно сухие, наукообразные фразы (которыми я и старался излагать мысли).
Заранее спасибо.
С уважением, Александр.


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron