Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Интересные ссылки


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Фанатизм и Православие
 Сообщение Добавлено: 19 фев 2005, 19:39 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:03
Сообщения: 18261

Вероисповедание: Православный, МП
...Фанатизм и Православие
До сих пор мы рассматривали фанатические извращения сознания отдельно от Православия. Естественно, Православная вера чужда всякого рода фанатизма, и всякий фанатик, избирая свою ограниченность, тем самым отходит от Церкви. Но тем не менее фанатизм и Православие, к сожалению, часто переплетаются в сознании нецерковных, околоцерковных и недовоцерковленных людей. А в светском обществе порой приходится встречать почти полное отождествления фанатичности с Православием.

Замечательный православный проповедник архиепископ Иоанн (Шаховской) однажды написал статью о подобной проблеме, озаглавив ее так: "Сектантство в Православии и Православие в сектантстве". Владыка Иоанн начинает статью такими словами:

Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Hе всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить "православного" - настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды - внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям.

Конечно, ни владыка, ни я не хотим сказать, что путь православной духовности равноценен сектантскому пути. Конечно, нет. Но часто бывает так, что в каких-то протестантских обществах человек встречает больше искренности и человеческого тепла, чем среди православных. Каждый участник протестантских собраний наверняка хотя бы раз в жизни заглядывал в православный храм. Что он мог встретить там? Богатство православной духовности, красоту наших песнопений, богословскую глубину богослужебных текстов и нетленную красоту наших икон? Да, но прежде всего он встречал нас - постоянных прихожан, которые должны были бы помочь ему разглядеть все то, о чем сказано выше. И тот факт, что человек не остался с нами, свидетельствует против нас. Наша неотзывчивость и черствость, наша мелочность и порой фанатизм становятся причиной того, что протестантские собрания в Киеве собирают больше людей, чем православные храмы. Как часто у православных срывается грубость, как часто мы любим прямо, что называется, "в лоб" указать заблудшему на его неправоту, называя его при этом отступником или еретиком. И как расходится это с подходом все того же преподобного Макария Великого или апостола Павла, который начал свою проповедь среди афинских язычников с признания относительной ценности эллинского (языческого, заметим!) богопознания.

Послушаем далее владыку Иоанна:

Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие - это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви. Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой - стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью. Красота Православия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет во Христе. Православие - солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза...

Православие должно оживлять и одухотворять человека. Оно должно приводить верующего к возрастанию в любви. Любовь христианская должна быть подобна любви Божией, которая изливается не только на безупречных в вере, но на всех: "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45).

Всякая ограниченность, всякий фанатизм несовместимы с подлинной верой во Христа. Очень легко закидать противника камнями, очень легко считать, что для спасения необходимо сделать всего лишь тот или иной набор поступков, будь это самосожжение или смерть от истощения, исполнение директив руководителя или, напротив, руководство своими последователями. Гораздо сложнее жить во Христе. Сложнее быть чутким, сложнее прислушиваться к братьям по вере и к тем ближним, которых Господь сегодня посылает мне навстречу. Но именно такой смиренной любви, подлинной любви Христовой и жаждет от Церкви и христиан современный мир. И если мы, православные, не станем в мире "живой иконой, живым присутствием Христа", по слову митрополита Антония Сурожского, то нам грозит вырождение в маленькую замкнутую секту фанатиков, не видящих ничего далее собственного носа. Наблюдая современную церковную жизнь, могу сказать, что, благодарение Богу, в настоящее время это не произойдет. Но каким будет Православие при наших внуках и правнуках - зависит от того, как будем мы жить и верить сегодня.

http://kiev-orthodox.org/site/cults/612/

_________________
"...молитвами любящих мя, сохрани!"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Фанатизм и Православие
 Сообщение Добавлено: 19 фев 2005, 22:32 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 янв 2005, 21:58
Сообщения: 1096

Откуда: Москва
Катя писал(а):
И если мы, православные, не станем в мире "живой иконой, живым присутствием Христа", по слову митрополита Антония Сурожского, то нам грозит вырождение в маленькую замкнутую секту фанатиков, не видящих ничего далее собственного носа.

В точку!


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 20 фев 2005, 20:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 31 окт 2004, 23:17
Сообщения: 1488

Возраст: 42
Откуда: Москва
О! У нас о.Настоятель только что беседу провел на эту тему:)


Цитата:
Христианин не должен быть фанатиком, ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без рассуждения кидается словами, пусть даже и правильными, тот делает зло.
Старец Паисий Святогорец
Батюшка, что такое фанатизм и почему он так страшен?
Фанатос в переводе с греческого означает смерть. Фанатизм – это смерть духовная. Особенно часто приходится фанатизм в воспитании детей. И ребенок воспитанный фанатично потом просто уйдет из Церкви, Мы живем в мiру, мы – не монахи. Разумеется, не надо принимать от мира все его пагубы, но при этом не надо забывать, что мы живем в обществе, мы живем в окружении других людей. И есть определенные законы общества, непротиворечащие христианству, которые мы приемлем. Некоторые считают, что намного более духовно положить определенное количество поклонов или прочитать столько–то акафистов, чем помочь ближнему. Увидеть, что, например, пожилой соседке некому принести хлеба или молока и сделать это – намного более сложно, чем прочитать от начала до конца весь молитвослов. Или, например, бросить дома больного, которому нужна постоянная помощь, и уйти на длинную службу в храм. Разумеется, в храм нужно ходить и греховно оправдывать свое непосещение служб тем, что дела не позволяют. Но фанатизм, заключающийся именно в отсутствии любви, проявляется в том, что нам удобнее и проще для себя пойти на службу, прикрывая мнимым благочестием нежелание ухаживать за больным. То же можно сказать и о родителях, которые заставляют маленьких детей длительное время пребывать на церковной службе. Бывает так, что ребенок устал, капризничает, а мама молится себе в удовольствие. Какие воспоминания останутся у ребенка от богослужения? Что храм – это место, где душно, где надо долго стоять и откуда хочется скорее на улицу. Маленьких детей нужно приводить в храм ненадолго и быть с ними в храме столько, сколько ребенок может воспринимать богослужение. И родители должны постоянно находиться рядом, следить за ребенком во время службы, что–то ему показывая и объясняя. Подвиг христианской любви и материнский крест состоит в том, чтобы пожертвовать своим спокойным стоянием в храме, чтобы взрастить с детях доброе отношение к храму Божиему. Примеров можно приводить множество. Некоторые запрещают детям смотреть телевизор, но ребенок общаясь со сверстниками, чувствует свою ущербность. Ребенку очень сложно объяснить, что он не ущербный, он очень сильно переживает и будет злиться на своих родителей. Есть у некоторых родителей такая теория: «я нагрешил, а он теперь пусть мои грехи отмаливает». В этом проявляется духовная лень: самому не хочется себя исправлять, а мой ребенок пусть пойдет в монахи, ездит по святым местам, мои грехи отмаливает. Это духовная лень – надо самому отмаливать свои грехи. Мы живем в мире и ребенка надо воспитывать так, чтобы он, не увлекаясь красотами этого мира, осознавал доброе и злое. Вот, есть телевизор и есть программ, которые можно посмотреть, есть мультфильмы, которые можно посмотреть, но часть передач смотреть не надо. Можно создать домашнюю видеотеку, собрав туда хорошие фильмы, которые можно посмотреть всей семьей.
– Есть и новостные программы.
Да, почему, если я живу в обществе, почему я не должен смотреть новости? Например, Святейший Патриарх говорил, что он регулярно смотрит 9–часовой выпуск новостей. Если я буду оторван от мира, как я, священник, смогу ответить на вопросы прихожан: они спросят меня: «Батюшка, как к этому относиться?» – а я не смогу ответить. Нужно знать и духовную литературу, и светскую.
Для ребенка телевизор становится запретным плодом, он все равно будет к нему тянуться. Надо вовремя разъяснить все – так делает настоящая верующая семья. Нельзя быть по рукам с криком «нельзя»! Такое табу будет основано не на страхе Божием, а на испуге.
В ребенке нужно воспитать страх Божий, а не ужас неизбежного родительского наказания. Телевизор, компьютер – это сами по себе не плохие и не хорошие явления. Как топором можно нарубить дров и истопить дом, а можно убить человека. Так и телевизор с компьютером можно как на благое, так и на злое. На компьютере, например, можно печатать православные книги и иконы, по телевизору смотреть добрые фильмы и православные программы.
– Как найти правильное отношение с нашими неверующими близкими?
– неверующие люди нас окружают и будут окружать и нужно находить согласие, проявляя любовь например, кто–то из домашних смотрит телевизор – не нужно хлопать дверьми, обвиняя всех в нечестии. Можно договориться: «Давай, я сегодня буду молиться попозже, а то у тебя фильм начинается, а ты тогда телевизор сделаешь чуть потише». Или с постом, например, есть рыбные дни – такие были и в советское время, давай будем вот их соблюдать. Самое главное – «неверный муж верной женой освящается» и наоборот. Если человек ради сохранения хрупкого мира пойдет на какие–то уступки, то и греха особого в этом не будет. Отстаивая свою веру, мы не должны перегибать палку. "Потому узнают, что вы — Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35).
– Уже несколько лет назад было обращение Священного Синода о том, что принятие ИНН – дело не нравственной жизни христианина, а исключительно социальный вопрос, никак не связанных с греховными поступками. Тем не менее, и сегодня приходится слышать от некоторых прихожан, что «старцы» не благословляют брать ИНН, карточки москвича, новые паспорта.

–Святые отцы не советовали переходить с места на мест, из одной обители/храма в другие. Вместе с тем, сегодня многие стараются как можно больше ездить по разным храмам, монастырям, мечтают о канонизации новых и новых святых…
Конечно, святое есть святое. Но у меня вопрос – в Москве находятся мощи свт. Алексия митрополита Московского. Давно ли люди прикладывались к ним? Никого нет и у мощей свт. Тихона, патриарха Всероссийского в Донском монастыре. А в Троице–Сергиевой лавре давно ли мы были? У преподобного Сергия? А частицы мощей – как много их хранится в Москве – вмч. Пантелеимона, свт. Николая, прп. Серафима Саровского… А мы все чего–то нового ищем, все куда–то рвемся. Это хорошо – съездить куда–то помолиться, но не будет и наши святыни забывать, которые здесь, рядом с нами.
Часто посещать святые места.. надо человеку для паломничества быть подготовленным духовно. Потому что сам по себе разъезд не является духовным мероприятием. Хотя бы взять поездку в поезде – никуда не деться от праздных разговоров в купе. Мы вот жалуемся. что пять минут не можем дома посидеть с духовной книгой. а представить, что сутки вдруг выдержать в эпицентре празднословия. А неподготовленность наша приводит к полному духовному обнищанию духовному.
Очень опасно искать «места, где святее». Мы не должны делить благодать: там благодать 100% попало, здесь 15%, тут 25%. Эта икона более мироточивая и более намоленная. Там батюшка более прозорливый, а тут более молитвенный. Кто мы такие, чтобы так судить? «Ой, да в том храме святых вообще нет, там все батюшки безблагодатные». И так мы говорим о священниках, принявшие рукоположение от епископов, имеющих преемство от самих апостолов. Деление на святость – не просто греховно – оно антихристианское.

Нужно быть внимательным в своей духовной жизни. Мы смотрим по сторонам, когда переходим дорогу, не кладем руку на раскаленную плиту. Так же надо быть внимательным и в духовной жизни. Фанатизм начинается с малого. Мы выбираем понравившуюся цитату из книги или главу из Священного писания. Ходим, всем повторяя, потом начинаем поучать других. Иногда начинают без благословения повторять великие подвиги древних святых – особо строго поститься. «А чем я хуже этих монахов?». Это уже гордыня. Потом пребываем в определенной самосвятости – нам кажется, что мы стали грамотные очень, очень добродетельные. Исчезают все авторитеты – не важно мнение ни святых отцов, ни священноначалия, ни священников. Подсказать, посоветовать можно иногда. Но со смирением. А когда у нас нет христианской любви, а есть поучения, пересказы–рассказы, человек впадает в прелесть. А прелесть и фанатизм идут вместе. Оградиться от этого можно. Исповедью. На исповеди духовник должен обязательно в корне пресечь такое чувство, может посоветовать обратиться к более опытному духовнику. Священник видит духовную меру своего духовного чада – что ему полезно а что может погубить его.


Благодать так действует и умиряет все силы и сердце, что душа от великой милости уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни эллина, ни иудея,.. но на всех чистым оком взирает внутренний человек и радуется о целом мире, и всемерно желает чтить и любить и эллинов, и иудеев.
Преподобный Макарий Великий (IV век).


Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его смотрения, тогда христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника; но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Источник: "У Соломенной Сторожки" приходской листок храма свт. Николая у Соломенной Сторожки (www.agios-nicolos.ru )


 Профиль WWW  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: