Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Вопросы » Православных о Православии


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 173 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:11 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Из цитаты АНТОХИ следует однозначный вывод что непричащающимся нечего делать на литургии , так же
как нечего делать родителям при крещении их чада .
Вы или однозначно докажите что это так или однозначно опровергните
АНТОХИНО утверждение .

А пример про собраться в гости , позвонить в дверь и уйти некоректен как минимум .


Последний раз редактировалось Евгений.Ц 03 сен 2008, 13:13, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:11 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Евгений.Ц писал(а):
Из приведеных Вами же цитат не следует что литургия не предусматривает присутствия непричащающихся .
Там говорится о делающих бесчиние входящих и выходящих сюда - туда а не мирно стоящих на молитве .


Прямо сказано:
Цитата:
Посему и настоящее правило подвергает отлучению не прибывающих на молитве и святом причащении, как нарушающих порядок. И второе правило антиохийскаго собора говорит об этом.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:12 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30
Сообщения: 21940

Возраст: 50
Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
Сергеич писал(а):

Цитата:
п. 9 Апостольских правил:
[b]Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
На молитве И святом причащение. Предлог «И» заметители? Для меня акцент на молитву.


Последний раз редактировалось Лучик 03 сен 2008, 13:16, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:12 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17080

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
А почему нет возможности причащаться чаще раза в месяц?

Я тут вспомнил хороший эпизод из жизни братства Иосифа Исихаста на Афоне. В братстве возобновили практику частого причащения, причащались 2-4 раза в неделю (тогда литургию и служили). Так вот, кажется, к старцу Ефрему Катунакскому (хотя могу и ошбаться) пришёл монах из Дионисиата. Говорит, я хочу причащаться часто, а у нас чаще раза в две недели не благословляют. Благослови, отче, отсавить Дионисиат, и перейти к вам. На что старец говорит - Господь видит твое стремление быть с ним, но тебе полезнее проявить послушание.

Монах остался в монастыре, а через некоторое время и там начали причащаться часто.

...

Немножко утрирую.

Вынесли чашу, причастники молятся, а что же не-причастник? "Вечери Твоея Тайные Господи, причастником меня НЕ принимай"? Да не будет. Одна толко молитва возможна: Господи, более всего я хочу быть с Тобою, но тяжчайшие мои грехи против Тебя и Твоих - пугают меня. Как я, предавший тебя, могу просить Тебя меня в Твое общение?

...

Один батюшка так говорил:
У нас трапеза у священников и остальных общая. И вот, Троицкая родительская суббота, после литургии - обед. Певчие, продавцы, уборщицы едят картошку с лучком - они готовяться причаситься завтра, на Троицу - а священники с картошкой и мясо едят...


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Я могу причащаться только когда по графику мои выходные
выпадают последовательно на пятницу , субботу и воскресение .
В остальные дни я могу присутствовать (не всегда) на литургии но
не быть подготовленым к причастию . Но не это главное , а сама
суть - быть ли на литургии если не готов к причащению ?


Последний раз редактировалось Евгений.Ц 03 сен 2008, 13:18, всего редактировалось 2 раз(а).

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРАВДА О ПРАКТИКЕ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Евгений.Ц писал(а):
AHTOXA писал(а):
Ход Литургии, ее содержание не предусматривает пристутствия не ней непричащающихся.

С древнейших времён св. отцы думали иначе. Есть хорошая статья на эту тему, привожу выдержки и ссылку:
Цитата:
В духовной жизни количество не всегда переходит в качество. Любая крайность Церковью всегда осуждалась. Прп. Пимен Великий говорил: "Все неумеренное – от беса", а прп. Исаак Сирин – "Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным".

Священники, призывающие к сверхчастому причащению, как правило, ссылаются на опыт св. прав. Иоанна Кронштадтского, прп. Никодима Святогорца или на крайне либерального в своих взглядах на церковную жизнь протопресвитера Американской Православной Церкви Александра Шмемана. Как совершенно крайнее, радикальное мнение, исходящее чаще всего от современных обновленцев, утверждается, что нельзя присутствовать на литургии не причащаясь Святых Таин (при этом ссылаются на совершенно неправильно толкуемое ими 9-е Апостольское правило).

На Епархиальном собрании московского духовенства 5 декабря 2006 года Святейшему Патриарху Алексию был задан вопрос: "На прошлом Епархиальном собрании Вы предупреждали об опасности потери благоговения к Святым Таинам при очень частом Причащении, например один раз в неделю. Та же самая озабоченность выражается в Православном катехизисе святителя Московского Филарета, который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев. Почему же по-прежнему в московских храмах, несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное и даже более частое причащение мирян, в результате чего прихожане теряют благоговение и страх перед Святым Таинством?"

Святейший Патриарх ответил: "Видимо, те, кто допускает такую практику, не знакомы с Православным катехизисом святителя Филарета, а также с трудами святителя Феофана Затворника и не проявляют желания с ними ознакомиться".
…Ближайшими учениками Апостолов – епископами были выработаны правила церковной жизни, впоследствии канонизированные Соборами. Был создан институт кающихся с разными формами прещений и отлучения от причастия. Введена практика раздачи и вкушения антидора ("антидор" дословно означает "вместодарие") в конце литургии, вместо Святых Даров, для не подготовившихся к причастию на данной литургии. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, так как не все бывали готовы к причащению – или по внушению своей совести, или в силу каких-либо других причин, личных или общественных. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Апостольским правилом обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся. Именно так истолковывает 9-е Апостольское правило знаменитый канонист епископ Никодим (Милаш), а вовсе не в смысле обязательного причащения всех присутствующих на литургии. Следовательно, и в древней Церкви причащались не все верные.

Ежелитургийное причащение всей общины прекратилось именно в связи с падением нравственности. Уже к V веку христиане стали причащаться значительно реже, чем в первые века, в эпоху гонений. Исключение составляли лишь священнослужители, непосредственно совершающие литургию, которые, в соответствии с канонами, обязаны были причащаться во избежание соблазнов среди верующих и для удостоверения подлинности совершенной литургии (8-е Апост. правило). А миряне стали причащаться по мере их подготовленности к принятию Святых Даров, с соответствующей подготовкой (т.е. постом, молитвой и исповеданием своих грехов). Такое изменение в литургической жизни Церкви происходило под действием благодати Святого Духа. Этой практики по отношению к причащению Церковь придерживалась и в дальнейшем.

http://www.rusk.ru/st.php?idar=104910


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Лучик писал(а):
Сергеич писал(а):

Цитата:
п. 9 Апостольских правил:
[b]Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
На молитве И святом причащение. Предлог «И» заметители?
Заметил, конечно. И что?

Цитата:
Из цитаты АНТОХИ следует однозначный вывод что непричащающимся нечего делать на литургии , так же
как нечего делать родителям при крещении их чада .
Это для Вас следует. Для меня - нет

Цитата:
Вы или однозначно докажите что это так или однозначно опровергните
АНТОХИНО утверждение .
Немогу. Потому что он не утверждал того, что Вы ему приписали.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:19 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Ивона , спасибо за цитату , тут все ясно .
Сергеич , а что же по Вашему означает фраза -"не предусматривает присутствие непричащающихся" ?


Последний раз редактировалось Евгений.Ц 03 сен 2008, 13:25, всего редактировалось 1 раз.

 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРАВДА О ПРАКТИКЕ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:21 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30
Сообщения: 21940

Возраст: 50
Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
Ивона, спасибо за ссылку.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:23 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Евгений.Ц писал(а):
А что же по Вашему означает фраза -"не предусматривает присутствие непричащающихся" ?

Я Вам уже отвечал на этот вопрос:
Сергеич писал(а):
Евгений.Ц писал(а):
А что же это по Вашему если "не предусматривает присутствия" ?!!
А по моему, "не предусматривает присутствия", это значит "не предусматривает присутствия". У нас больше половины споров на форуме так и происходит: фразе оппонента приписывают смысл, которого он не вкладывал, а затем героически опровергают.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:23 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 ноя 2004, 15:35
Сообщения: 17080

Откуда: 1984
Вероисповедание: Православный, МП
а что значит - "быть подготовленным к причастию"? Что такое эта подготовка, и для чего она?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:26 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Нет , Сергеич , Вы не ответили на вопрос , а уклонились от него .


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРАВДА О ПРАКТИКЕ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:26 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Ивона писал(а):
С древнейших времён св. отцы думали иначе. Есть хорошая статья на эту тему, привожу выдержки и ссылку:


Это автор статьи думает, что они думали иначе. :D

Игумен Пётр пишет другое:
Цитата:
Девятое каноническое правило святых апостолов[8] гласит: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения". Все толкователи как древние, так и новые этого правила, сходятся на том, что правило подразумевает обязательность причащения присутствующего народа, т. е. в нашей сегодняшней терминологии - мирян.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:28 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Евгений.Ц писал(а):
Нет , Сергеич , Вы не ответили на вопрос , а уклонились от него .
Ответить не так, как Вам бы хотелось, не значит уклониться.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:28 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Мне кажется ссылка приведеная Ивоной противоречит тому что приводит Сергеич .


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:30 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Сергеич писал(а):
Евгений.Ц писал(а):
Нет , Сергеич , Вы не ответили на вопрос , а уклонились от него .
Ответить не так, как Вам бы хотелось, не значит уклониться.


Мне хотелось чо бы Вы разъяснили мне какой смысл вкладывал АНТОХА по Вашему и чего я не понял по Вашему ?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРАВДА О ПРАКТИКЕ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:32 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Сергеич писал(а):
Игумен Пётр пишет другое:
Цитата:
Девятое каноническое правило святых апостолов[8] гласит: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения". Все толкователи как древние, так и новые этого правила, сходятся на том, что правило подразумевает обязательность причащения присутствующего народа, т. е. в нашей сегодняшней терминологии - мирян.

Вообще-то для меня игумен Пётр не особенный авторитет... :( А вот епископ Никодим - авторитет. А он толкует это правило так:
Епископ Никодим (Милош)
Цитата:
Правила Святой Православной Церкви с толкованиями
Часть 1

предыдущая глава К оглавлению следующая глава
Правила святых Апостолов
Правило 9

Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного.

(Трул. 66, 80; Антиох. 2; Сердик. 11).

Общение христиан в первые времена церкви выражалось главным образом в общем участии всех верных в трапезе Господней (1 Кор. 10:16, 17) и в единодушном пребывании всех в храме (Деян. Ап. 2:46; 20:7). Это общение, выражавшееся таким образом, положено, между прочим, в основание и при составлении чина литургии, так что оглашенные, могущие оставаться в церкви с верными лишь до определенных молитв, как только начинался самый чин евхаристии, приглашались диаконом удалиться из церкви, так что оставались в храме одни верные, и были участниками трапезы Господней. Этим выражалась общая мысль церкви о духовном единении между верными, а также и то, что, ради этого духовного единения, каждый верный может и имеет право участвовать в церкви при всех молитвах и при святой евхаристии и в совокупной молитве, после св. причащения, благодарить Господа за Его Великий дар. Так было при начале церкви Христовой, и все верные приходили всегда в церковь, и не только слушали в церкви чтение Св. Писания, но оставались там до тех пор, пока священник, окончив божественную литургию, не давал им благословения для выхода из церкви. Такая ревность стала однако у некоторых охладевать, и многие, прослушав только чтение Св. Писания, выходили из церкви. Ради этого, без сомнения, и был внесен, как читаем в Апостольских постановлениях (VIII, 9), в чин литургии, после напоминания оглашенным выйти из церкви, диаконский возглас о том, что ни один из имеющих право оставаться до конца службы, не должен ее оставлять. По всей вероятности, это не помогало, многие и после диаконского возгласа все же выходили из церкви до окончания службы, оскорбляя этим благоговейное чувство истинно верных и производя беспорядок в самой церкви. Вследствие этого издано было настоящее строгое правило, требующее отлучения от церкви каждого, приходящего в церковь и не остающегося в ней до окончания службы [1].

Некоторые канонисты понимают это правило так, что верные не только должны были оставаться в церкви до окончания божественной литургии, но и обязаны были все причащаться св. тайн [2]. Возможно, что такое толкование правильно, так как подтверждением этого могут служить места из Св. Писания, приведенные выше при изъяснении этого правила. Однако, не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, так как легко могло быть, что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни. Для того, чтобы и такие были удостоены хоть некоторого участия в святыне с одной стороны, и для избежания тяжести наказания, налагаемого этим правилом с другой, а также для того, чтобы обязать и тех, которые не могут причаститься, все же оставаться до окончания божественной литургии, заведена была раздача антидора, который каждый должен был принять из рук священника для своего собственного освящения [3].

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n ... s1/16.html
И ещё просьба: прежде, чем спорить с авторами статьи, может, прочитаем её?


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:36 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 мар 2008, 16:03
Сообщения: 1321

Возраст: 52
Откуда: Краснодарский край
Вероисповедание: Православный, МП
Ивона , спасибо еще раз !


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРАВДА О ПРАКТИКЕ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:39 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Ивона писал(а):
Вообще-то для меня игумен Пётр не особенный авторитет... :( А вот епископ Никодим - авторитет.


Ладно, допустим. Тогда Иоанн Златоуст:
Цитата:
О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии. Ты слышишь диакона, который стоит и взывает: "Те, которые пребываете в покаянии, все просите Бога, дабы вас простил". Те, которые не причащаются, находятся все еще в чине кающихся. Итак, что ты стоишь? Если ты в чине кающихся, тогда ты не можешь причаститься, ведь тот, кто не причащается, среди кающихся находится. Для чего взывает диакон: "Изыдите те, которые не можете молиться Богу", а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им?

Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака. Одежды твоей души нечисты, и это тебя не трогает? Или они чисты? Тогда садись и ешь от нее. Христос на каждой Литургии приходит увидеть тех, которые сидят на трапезе, со всеми разговаривает и теперь говорит каждому в его совести: "Друзья, как вы стоите здесь, в Церкви, не имея брачной одежды?" Разве Он не спросил: "Почему ты сел за трапезу?" Но даже прежде, чем тот сел, говорит ему, что он недостоин даже войти сюда. Ведь Он сказал не "почему ты возлег?", а "как ты вошел?" (См. Мф.22,2-14)…

Когда ты услышишь: "Помолимся все сообща", когда ты увидишь, что открываются врата алтаря, тогда считай, что открывается небо и снисходят ангелы. И как не должен быть здесь ни один некрещеный, так не должен быть и ни один (хотя и крещеный, но) нечистый и скверный.

Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашен на трапезу, пошел туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы?

Но ты говоришь: "Я недостоин". Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые Дары, но и на эти песнопения. Разве ты не видел, как рабы господ своих сначала моют трапезную, убирают дом и затем уже предлагают блюда? Это делается у нас посредством молитв, посредством возгласа диакона: мы моем, как губкой, церковь, чтобы Тайны были предложены в чистой церкви и не нашлось в ней никакого пятна, никакого порока. Нечистые глаза недостойны видеть этого зрелища, оскверненные уши недостойны слышать эти песнопения. Ибо так повелевает закон: если даже животное хотело приблизиться к Синайской горе, то должно было быть побито камнями. Так они были недостойны находиться даже у подножия горы, хотя впоследствии и приблизились и видели место, где был Бог. Следовало приближаться и видеть после. А когда присутствовал Бог, надо было удалиться...

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:48 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Хорошо, раз Вы не хотите читать статью, я тоже буду приводить слова Святых Отец. Кстати, и о подготовке к Причещению - тоже.

Цитата:
Свт. Игнатий (Брянчанинов; †1867)
«Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).
А вот как свт. Игнатий предупреждает тех, кто приступает к Святому Причащению без должной подготовки. «Да искушает человек себе (Кор. 11, 28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к Святым Таинам, и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над Святыми Таинами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостью Господа, при нашем покаянии».
Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (†1878), связанный духовной дружбой с Оптинским старцем Амвросием, учил: «Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).

Приведем высказывание преп. Макария Оптинского (†1860): «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств» (т. I, с. 156-157).

Отметим здесь же, что первый великий Оптинский старец Леонид (†1841) причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий (†1860) и третий великий Оптинский старец Амвросий (†1891) причащались один раз в месяц.

О частоте причащения для мирян говорится также в трудах свт. Феофана Затворника (†1894): «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (т. I, с. 185).
И еще свт. Феофан пишет следующее: «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного… Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная» (т. IV, с. 757). Эта последняя рекомендация свт. Феофана Затворника почти дословно согласуется с рекомендацией недавно почившего духоносного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина; †2006), который рекомендовал своим духовным чадам причащаться раз в две недели.
Примерно те же наставления содержатся в заповеди преп. Серафима Саровского (†1833) инокиням Дивеевского монастыря: «…5) Приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию и во все дванадесятые праздники» (из «Краткого жизнеописания старца Серафима Саровского», 3-е изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. Казань, 1900. С. 80-81). Но правило это дано было батюшкой Серафимом для инокинь, а не для мирян.

Преподобный Варнава Гефсиманский (†1906) в своих письмах советовал сестрам Иверской Выксунской обители: «причащаться во все святые посты, а также аще приключится какая болезнь, как можно чаще». Как видим, учащение причащения старец Варнава связывал только лишь с болезнью.

Оптинский старец преп. Варсонофий (†1913) писал: «В первом веке последователи Христа Спасителя причащались каждый день, но и жизнь они вели равноангельскую, были готовы каждую минуту предстать пред лице Божие. Никто из христиан не был безопасен. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его хватали и отводили в колизей. Находясь в постоянной опасности, христиане зорко следили за своим духовным миром и проводили жизнь в чистоте и святости.
Но первые века прошли, гонение со стороны неверных прекратилось, постоянная опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения начали причащаться раз в неделю, затем раз в месяц, а теперь даже один раз в год.

У нас в скиту держатся устава Афонской горы, составленного святыми старцами и переданного нам в назидание. Все иноки причащаются шесть раз в год, но по благословению иногда и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает всеобщее внимание…

- Что это о. Иероним сегодня причащается?
- Ему разрешил старец.
- Но отчего?
- Ему явился диавол чувственным образом, и он совсем расслабел.
- А… Ну тогда понятно.
Впрочем, исповедоваться можно всегда, даже каждый день, и у нас исповедываются очень часто» (Из беседы 12 апреля 1911 г.).

Приведем очень значимое поучение знаменитого глинского старца ХХ века схиархимандрита Андроника (Лукаша; †1974), которое должны помнить все православные христиане: «Те, кто причащаются каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник…» (Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». М., 1994. С. 467).




 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 13:54 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Ивона, хочу расставить точки.

Я не поборник частого причащения или редкого, я не за отлучение непричащающихся или их награждение, я не утверждаю правильного или неправильного причащения. Мне это - всёровно. Я лично причащаюсь за каждой службой, а как это деалют другие - меня не касается.

Но! Меня интересует исторический момент. Как я понял отцов и современных толкователей, в древности причащались все и за каждой службой. Об том и апостольские правила, об том и Златоуст и о. Пётр и Шмеман (кажется Шмеман, не уверен на 100%...). Толкование епископа Никодима встречаю впервые. Очень удивлён. Буду думать.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 14:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Вот как толкуют апостольские правила прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский:
Цитата:
Итак, видите, братья мои, что все христиане подлежат непременному отлучению и должны причащаться часто и что они обязаны делать это на каждой Литургии, чтобы не быть отлученными и святыми апостолами, и святым Собором?
Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин
http://www.liturgica.ru/bibliot/nepreuch.html

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 14:17 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Сергеич, вспомнила случай, описанный в житии пр. макария Великого, о женщине, приведённой к святому мужем... Хотя бы отсюда следует, что не было практики отлучения за то, что несколько воскресений не причащались: это было делом обыкновенным. Если бы поработать над этим, думаю, много бы свидетельств нашлось. Ведь и в апостольском правиле не сказано "не причащаются", но - "не присутствуют на причащении до конца".
Кстати, то же следует и из проповеди св. Иоанна Златоуста.
А статью-то прочтите :D


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 14:45 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Статью я читал ранее и напрягшись перечёл сейчас снова. Напрягшись, потому что её злой тон меня напрягает.

О "заносах" "парижан" я вкурсе, когда их читаю, то стараюсь быть настороже.

Цитата:
в апостольском правиле не сказано "не причащаются", но - "не присутствуют на причащении до конца".
Ну, вобщем-то, спор наш и начался из-за толкования. Вы считаете так, а я эдак. На мой взгляд "не присутствуют на причащении до конца" и есть "не причащаются". Вальсамон же прямо пишет о "не причащающихся".

Цитата:
Кстати, то же следует и из проповеди св. Иоанна Златоуста.
Не увидел. Может и смотрел плохо. Ткните в текст, пожалуйста. Для меня вот это место: "пришел на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь после всего этого оставаться на Литургии и не причащаться от этой Трапезы?" прямо говорит о том, что присутствующему на Литургии следует обязательно причащаться.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 14:56 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
Апостольские правила 8-е и 9-е, а также соответствующие им в учении Церкви о Евхаристии другие церковные установления (правила 66-е и 80-е Трулльского Собора, 2-е Антиохийского и 11-е Сердикийского) ясно показывают, что Церковь Христова Православная призывает всегда и всех чад своих к постоянному участию в спасительной Евхаристии — Новозаветной Пасхальной Трапезе (хотя не вводит принудительного правила, похожего на гражданский принудительный закон).

Эти правила гласят, что не причащающиеся за Литургией священнослужители «соделоваются причиной вреда народу» Божию (Ап. 8-е), что не причащающиеся за Литургией верные — «творят безчиние» (Ап. 9-е), что не причащающиеся «уклоняются от порядка» церковного и должны в этом исповедоваться (Антиох. 2-е), что неучастие в трех Литургиях «в три воскресные дня в продолжение трех седмиц» грозит удалением от церковного общения (VI Вселенского Собора, 80-е). Все это не должно быть для нас неведомо. И если из-за низкого уровня духовной жизни мы пока не дерзаем считать эти каноны обязательными для нас (хотя их никто не отменял), то необходимо все-таки стараться приближаться к ним, а не отстаивать ту евхаристическую практику, которая свидетельствует только об упадке нашего евхаристического самосознания.

Известный византийский канонист Феодор Вальсамон (XII в.), видя, как далеко отошла современная ему евхаристическая практика от прямого смысла 8-го правила Святых Апостолов (оно не предусматривает простого присутствия священнослужителя при Евхаристии, а участие в Литургии связывает только с Причащением), считал прямой смысл этого правила тяжким. Но Преосвященный Никодим, епископ Далматинско-Истрийский, справедливо заметил, что толкование Вальсамона на это правило «ничем не обосновано»[8].

Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения
Пивоваров Борис, прот.
http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/428,print.php

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 15:00 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Сергеич писал(а):
Статью я читал ранее и напрягшись перечёл сейчас снова. Напрягшись, потому что её злой тон меня напрягает.

Странно, не вижу злого тона...

Цитата:
Цитата:
Кстати, то же следует и из проповеди св. Иоанна Златоуста.
Не увидел. Может и смотрел плохо. Ткните в текст.


Не... я о другом: само то, что святитель увещевает причащаться на литургии тех, кто делает это едва ли не раз в год, говорит о том, что 9 апостольское правило не толковали тогда как обязывающее причащаться за каждой литургией под угрозой отлучения. Иначе святитель не увещевал бы, а отлучал.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 15:18 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 14:30
Сообщения: 6086

Возраст: 47
Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
7. Церковные каноны о частом Причащении.

Не случайно противникам частого Приобщения приходиться грубо перетолковывать канонические определения, прямо касающиеся частого Причащения. Ведь три церковных правила прямо регламентируют вопрос о частоте приобщения не отлученных от Церкви христиан. 8 правило святых апостолов наказывает священнослужителя отказавшегося причаститься за Литургией, а 9 правило подвергает епитимии и мирянина, не участвующего в Причащении. Приведем сам текст этого канона:

«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».

Текст правила достаточно очевиден. По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня». Так же объясняет этот канон Зонара: «настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом причащении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийского и другое трулльского, и еще правило собора антиохийского, предписывающее, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении три воскресных дня, не причастился» (см. Правила св. апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 28-29).

Чтобы изъять всякую возможность понимать этот канон иначе Церковь 2 правилом Антиохийского Собора постановила: «Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное».

Объясняя это правило Зонара пишет: «отцы определили, что входящие в церковь, но не пребывающие на молитве и не пребывающие на молитве и не причащающиеся по какому ни будь бесчинию, то есть не по благословной причине, но бесчинно и беспричинно, отвержены от Церкви, то есть, отлучены и остаются все собрания верных. А уклонением отцы назвали здесь не то, если кто ненавидит Божественное Причащение и по этому не приступает к Приобщению, но то, если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к святому Причастию уклонялись от Него; то были бы подвергнуты не отлучению, а конечному отсечению от Церкви и анафеме» (см. Правила св. Поместных Соборов с толкованиями. М. 2000. с. 144, также пишет в толковании на этот канон и Аристин). Таким образом, согласно канонам объясняться должен не тот, кто пожелал причаститься на Литургии, а тот, кто от Причастия уклонился. Благословной причиной, как мы видим, не может быть благоговение перед святыней или смиренномудрие, которое противники частого причастия считают чем-то великим. Напротив, каноны предусматривают таким «благоговейным» строгое наказание. Если мы обратимся к авторитету Златоуста, то такой причиной может быть внутренняя страсть (например, раздражение воскресным утром, которое нельзя успокоить). Каноны так же добавляют такую вещь, как осквернение, вызванное вожделением, или месячные у женщин. Именно для таких, по словам Вальсамона, и предназначен антидор. Также Вальсамон говорит, что против этого правила не грешат те, кто тотчас после чтения Евангелия, вместе с оглашенными покидает храм.

Но нормой является все же причащение за каждой Литургией, на которой присутствует христианин, но не реже раза в три недели. Православный христианин, сохраняющий Никейскую веру, не впадающий в смертные грехи и соблюдающий канонические посты (включая евхаристический – с полуночи), имеет право причаститься, пока не доказано обратное.

О частом причащении Святых Христовых Таин.
Священник Даниил Сысоев
http://mission-center.com/inside.html?p ... 6376216047


Цитата:
само то, что святитель увещевает причащаться на литургии тех, кто делает это едва ли не раз в год, говорит о том, что апостольское правило не толковали тогда как обязывающее причащаться за каждой литургией под угрозой отлучения. Иначе святитель не увещевал бы, а отлучал.


Неа, не говорит. :D

Если я буду призывать "не убий", это не значает, что за убийство не сажают. :D

Может Златоуст и отлучал, а может и нет. Мне другое важно. Была ли в ранней Церкви практика обязательного причащения всех присутствующих на службе? Я полагаю, что была. На мой взгляд это действительно диктуется самой логикой службы. И полагаю, что именно отход от этой практики понудил апостолов установить 9-е правило.

_________________
С уважением,

Сергеич


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 15:58 
вы меня уже узнаете?
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 ноя 2004, 08:19
Сообщения: 30

Возраст: 41
Откуда: Нью Йорк
Не по теме:

Вот этого никак не могу понять:
Drozd писал(а):
Певчие, продавцы, уборщицы едят картошку с лучком - они готовяться причаситься завтра, на Троицу - а священники с картошкой и мясо едят...


Неужели однодневных и многодневных постов мало? Зачем навязываются _для тех, кто их соблюдает_, дополнительные день, три, неделя перед причащением?

2 не по теме:
Я не понимаю, зачем эта война цитат? Неужели здравомыслящий христианин будет себя намеренно удалять от причастия? Или заботливый священник строить приграды для верных? Тут мне кажется двух мнений не может быть, а только одно. Литургия служится для причащения!

По теме:
Пребывание на Литургии без причащения конечно же извращает ее _смысл_ (отсюда "безсмысленно"), но это не значит, что от ее посещения нет никакой духовной пользы. Непричащение за Литургией, как я говорил выше, должно восприниматься как отклонение, временное, которое непременно _хочется_ исправить. Непричащаться и не желать этого делать, это две абсолютно разные вещи. У каждого может быть личная причина по которой в данный день он _не может_ принять участие в таинстве, чаще в виду какого либо греха. В таком случае считаю полезным для себя во время причащении прочих молиться о своем недостоинстве и настраивать себя в следующий раз непременно приступить к таинству.

_________________
иподиакон Александр Алексеенко


 Профиль WWW  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 16:21 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 июн 2008, 16:25
Сообщения: 7774

Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Сергеич писал(а):
Может Златоуст и отлучал, а может и нет. Мне другое важно. Была ли в ранней Церкви практика обязательного причащения всех присутствующих на службе?

Спасибо, статья интересная. Меня тоже интересует историческая сторона вопроса. И как же по-разному толкуют у нас каноны! Вот 3 правила. В них Святыми отцами употреблены совершенно разные выражения. Полагаю, они выбирали их не случайно. Но толкуются они иными почему-то с одинаковым смыслом. Вот это меня как-то не убеждает... Я как-то уверена, что Св. Отцы сказали именно то, что хотели сказать.

Цитата:
Правила святых Апостолов
Правило 8
Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнаго списка, при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения церковного, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, аки бы неправильно совершал.

Цитата:
Правила святых Апостолов
Правило 9
Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного.


Цитата:
Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)
Правило 80
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: 03 сен 2008, 16:34 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 апр 2008, 10:27
Сообщения: 543
Боюсь разгневать вас всех своим вопросом, но тем не менее - сколько раз в году нужно причаститься? :oops:


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 173 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron