Добрый день!
Изучаю Православное вероучение. Исходя из того, что истинная вера должна иметь очевидное логическое объяснение всем понятиям, принципам, действам... Слушаю лекции (Осипов, Шихляров,...) и читаю книги.
Наверное сейчас камнем преткновения (уже неделю ищу ответа) является то, как же понимать промысел Божий и знамения.
Знамения:В библии четко сказано, что светила были созданы втч для того, чтобы давать знамения. Явно имеются ввиду затмения, лунные и солнечные.
Но мы сейчас ДОСТОВЕРНО знаем, что эти затмения являются следствием совпадения положений небесных тел на своих орбитах. Можно допустить, что в давние времена Бог действительно, хотев дать знамение, мог вмешаться в законы природы и переместить или подстроить так, что происходило затмение в нужное время. Но сколько мы исследуем затмения, мы не наблюдали ничего подобного и теперь предсказываем их с абсолютной точностью и знаем, где и когда будет.
Как же тогда понимать знамения?
Правильно ли я понимаю, что исходя из логики "Человек должен быть свободен чтобы сделать искренний выбор между Богом и диаволом" Бог более не использует светила для показания знамений, поскольку теперь если это случится, мы тут же получим очевидное доказательство его существования?
То есть с тех пор, когда человек изучил действие законов мира на небесные тела, они перестали использоваться для знамений Богом?
И теперь знамения стоит искать в других, неисследованных нами научно феноменах (шаровая молния, ...)
Но не выходит ли, что мы придаём вымышленные значения тому, что не можем объяснить? Это ли не языческий путь, когда любому неясному явлению делали соответствующего божка? Когда Зевс бог молний, а раз молния ударила в статую Зевса, значит есть бог ночных молний - и сделали бога ночных молний?
Или же знамения стоит понимать просто как повод задуматься?
То есть живёт себе спокойно человек и вдруг бац - молнией по сраке. Сразу одумался. То есть, неясное нам явление природы вырывает нас из той рутины, в которую мы с головой погрузились, делает своеобразную "перезагрузку" и мы начинаем заново осмыслять то, что по лени забросили "на потом", начинаем заново задумываться о смысле жизни, ценить каждый день, итд?
Промысел:Действительно никто не будет спорить, что часто можно вынести из совершенно невзрачного поступка большое учение. И если так смотреть, такие поступки происходят даже со мной просто постоянно!
Например, был за границей в командировке с женой, обсуждали христианство, и тут в мою пользу нас обсчитали в обменнике. При этом обменник с грабительским курсом, но бояслись что уже закрыто всё будет вечером поэтому немного денег надо было иметь. Вот веский повод прихапать себе лишнюю тысячу - ведь обменник как бы наживается на мне, и я на нём наживусь. Выстоял - кое как объяснил непонимающей по русски/английски чешской сотруднице, что она лишнюю тысячу дала мне. И тут же новое искушение - этим же вечером иду регистрироваться на конференцию, ради которой приехал, плачу взнос, получаю фирменную сумку, рядом на столе лежит коробка с флешками. Красивые, "стильные", беру одну, кладу в сумку. Затем спрашиваю "а можно для жены в подарок вторую взять?" - мне отвечают - извините, нельзя, у нас их ровное количество, и у вас ваша уже в сумке лежит. Тут я понимаю что уже одну лишнюю как бы взял. И как бы надо вернуть. В результате - не вернул. Жена сказала - да ладно, от них не убудет, явно у них запас есть, да и флешки такие в массовом производстве стоят копейки, а плата за трехдневную конференцию 550 евро, могли бы и не жадничать. Но всё же - украл ведь?
Вот так любой случай можно рассматривать как поучение. Так тебя искушают - не поддался, окей, а так поддашься? Ага, вот она слабость твоя!
Но это человеческое понимание. Так сказать, Христос тут мне не нужен, или Бог, чтобы уметь из каждой мелочи извлекать опыт. Можно провести легко логические парралели - стерпел оскорбление - станешь более волевым и лучше научишься контролировать себя, итд.
Но церковь говорит - это промысел Божий. То есть как бы эти все люди и стихийные события являются тем, через что Бог поучает нас - поучает меня. То есть я задумался о том, правда ли Православие истинно, а значит, правда ли недостаточно просто вести себя прилично и бороться со своими грехами, а нужно молиться Богу, просить его помощи, правда ли один я ничего не могу - и тут мне сразу подбрасывают несколько случаев, показывающих как трудно мне, пользуясь людской моралью, не грешить. И подчас невозможно - ибо есть явное оправдание моих поступков, делающее их совсем не злыми, а нормой жизни.
Но как можно понять это? Получается, все в этот момент жизни этих людей Бог вмешался в их жизнь, чтобы сотрудница выдала мне лишние деньги, а регистратор не заметил, как я взял первую флешку и положил себе в сумку? Если так - это ли не нарушение свободы, а если они сами это сделали - где грань между Божьим промыслом и просто стечением обстоятельств, из которого человек логичный, умный, может вынести урок (как говорится, учиться на чужих ошибках). Является ли проявлением Божьего промысла сам ФАКТ события - т.е. выдача мне лишней купюры, или же им является само УСТРОЙСТВО мира, эта система, где мы непременно столкнёмся с событиями, которые дадут нам ответы на насущные вопросы - кому-то укажут на его грехи, слабости, кого-то ободрят и поддержат, кому-то дадут ответ на важный вопрос? То есть Бог не во что не вмешивается, ибо как бы он уже машину эту запустил и она работает как бы без его вмешательства (не без участия, но без необходимости лично руководить)?
Положиться на БогаТакже вспомнил, ещё совсем не понимаю вот это. Связано с предыдущим кстати. Мне на форуме дали почитать текст, трактующий ветхий завет - Исаака и Иакова и Иосифа. Там говорится, что правильным было бы положиться на Бога, а Иаков всё делает сам, и от того страдает и всё у него не получается. Также там даётся пример, что "если платить за квартиру нужно 1 сентября, то на бога нужно надеяться вплоть до середины дня" и как женщине вдруг должница принесла деньги, и ей хватило на оплату квартиры, и это пример "положиться на Бога".
Я могу понять, почему нужно посвящать всякое дело Богу, т.е. "сначала молись" - это логично, что если посвящаешь дело Богу, во-первых, непотребство творить побоишься, стыдно будет ЭТО посвящать ЕМУ, во-вторых, делать будешь во благо себе и другим.
Но как же "положиться на Бога" в понятии "бездельничать, и пусть Бог всё устроит". В том месте где Иаков боится, что его брат идёт к нему со всем войском, он сначала молится Богу, а затем посылает дары. И толкователь говорит, что вот Иаков сделал верно, а затем снова отпал от Бога, уже кажется предоставил Богу устроить всё, и должен был бы сидеть и ждать, но он снова берёт всё в свои руки...
Что же это, если я не успеваю закончить проект к понедельнику, мне нужно в середине пятницы сесть на попу ровно, помолиться и сказать "Бог всё сам решит" и когда затем скажут, что переносится дедлайн, ибо кто-то там что-то в другом месте не поготовил, сказать "спасибо, Боже, ты меня спас"? Это разве не абсурд? Или если завтра экзамен, ни один билет не выучен, осталось 9 часов в том числе на сон, и на доехать до университета, что, нужно помолиться Богу и лечь спать? Разве не должен был Иаков, хоть и помолился Богу, всё равно беспокоиться о своём и не только своём благополучии? Как же является неверным его попытка всеми возможными силами избежать смерти себе и для своих близких?
Как понимать тут "предоставить Богу" - ведь церковь говорит, нужно всю жизнь ему предоставить, так что же, мне сказать "отдаю свою жизнь тебе" и ничего не делать? К этому получается призывает такое толкование библии и поучительная история о квартплате?
(ссылка
http://www.blagovestnik.org/books/00427.htm)
Спасибо!