|
|
Православный форум Доброе слово |
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29) |
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 11 ] |
|
|
Автор |
Сообщение |
Владимир
|
Заголовок сообщения: Свидетельства новомученников. Добавлено: 11 май 2005, 10:37 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58 Сообщения: 1552
Возраст: 70 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Многое было в прошлом...
Послание митрополита Иосифа (Петровых) инокам Александро-Невской Лавры.
Цитата: Сердечно благодарю верную дружину Св. Благоверного Великого князя Александра Невского, охраняющую его обитель, за дорогое сочувствие, участие и молитвы о мне недостойном! Не судил Господь послужить обители Угодника, как хотелось от всей души! Но пусть и душевное усердие мое вменится в самое дело! Пусть не моя вина будет в том, что данный мне некогда во сне завет Угодника ("не уходить на покой") как будто видит свое нарушение. Сам-то я, во всяком случае, ни о каком покое не прошу и просить не нахожу возможным, никаких других назначений принять не считаю себя вправе (в силу 15-го правила I Вселенского Собора), но и восторжествовавшей, попущением Божиим, силе зла противиться лишен силы. А потому смиренно преклоняю свою страдальческую главу суду Божию и заступничеству Св. Угодника, а вашей, други мои, любви и молитвенной памяти прошу и впредь. Пусть и один незабвенный день 30 августа (12 сентября) 1926 г. соединит нас навеки в неразрывный союз взаимной любви и молитвенного общения, в каковом да сподобит нас предстать престолу Божию Св. Благоверный князь своею молитвенною помощью. О, великий ревнитель Православия и славы нашего Отечества! Введи нас не только в Твою земную, но и Небесную Обитель, недоступную никаким козням лукавых слуг зла и врагов Христова мира, правды и Имени! "По причинине многих смятений и происходящих неустройств, заблагоразсуждено совершенно прекратити обычай, вопреки апостольскому правилу обретший в некоторых местах: дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. Аще же кто, по сем определении святаго и великаго Собора, таковое что либо предпримет, или допустит сделать с собою таковое дело: распоряжение да будет совершенно недействительно, и перешедший да будет возвращен в церковь, к которой рукоположен во епископа, или пресвитера, или диакона" (Правило 15 I-го Вселенского Собора). Привет всем и благословение. Митрополит Иосиф.
Если будет позволено - выложу здесь свидетельства новомученников российских.
|
|
|
|
|
Алексей
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 май 2005, 10:52 |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43 Сообщения: 671
Возраст: 48
|
Надеюсь, я доживу и до прославления митр. Иосифа, еп. Димитрия (Любимова) и других иосифлян в РПЦ МП. Понятно, что сейчас патриархия на это не пойдёт ни за что, но со временем, надеюсь, всё встанет на свои места.
|
|
|
|
|
Азъ Бука
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 май 2005, 11:35 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 13:42 Сообщения: 424
Откуда: Москва
|
Дык, по-моему митр.Иосифа канонизировали. Во всяком случае, когда канонизировали митр. Петра местоблюстителя, тогда же обсуждался вопрос о канонизации и ее принципах по отношению к "непоминаюющим". И, насколько помню, было выработано очень расширенное и взвешенное решение.
А это очень тяжелый вопрос. Возмите, например, судьбу архиеп. Андрея (Ухтомского) Уфимского. Даже, если отбросить те наросты, которые "нарастили" всякие около-религиозные спекулянты и спецслужбы, то и то - веками не разобраться в его перипетиях. А епархия (вернее "представители верующего народа") уже тропарь и акафист сочинили.
_________________ www.tgslabs.com/ru - TGS Labs: персональный органайзер, менеджер контактов и планировщик для Windows
|
|
|
|
|
Алексей
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 май 2005, 11:48 |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43 Сообщения: 671
Возраст: 48
|
Азъ Бука
Увы, нет, это не так. В святцах имени митр. Иосифа нет.
То, что в епархии что-то сочинили - это ничего не значит. У нас в городе вот и тропарь, и акафист митр. Иоанну (Снычёву) уже готовы, ждут своего часа. Кем написаны - не знаю.
|
|
|
|
|
Азъ Бука
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 май 2005, 12:20 |
|
мне тут понравилось |
|
Зарегистрирован: 02 ноя 2004, 13:42 Сообщения: 424
Откуда: Москва
|
А какие Вы святцы смотрели. Попробуйте узнать в Календарном отделе (кажется так) Издательского Совета РПЦ или Комиссии по канонизации. Эти имена постоянно публикуются в журналах заседаний Священного Синода (может, на www.mospat.ru).
_________________ www.tgslabs.com/ru - TGS Labs: персональный органайзер, менеджер контактов и планировщик для Windows
|
|
|
|
|
Алексей
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 11 май 2005, 13:12 |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43 Сообщения: 671
Возраст: 48
|
Патриархийный календарь. И на том же www.mospat.ru можете сами посмотреть: дата смерти митр. Иосифа - 20-е ноября нового стиля 1937 г. Его имени в списке нет.
|
|
|
|
|
Владимир
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 12 май 2005, 11:01 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58 Сообщения: 1552
Возраст: 70 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Обращение группы представителей духовенства и мирян г. Ленинграда к Митрополиту Сергию.Цитата: Ваше Высокопреосвященство! Настоящее обращение к Вам исходит от некоторых представителей православного духовенства и мирян города Ленинграда. Оно вызвано Вашими последними действиями, начиная с послания 16/29 июля с. г. По своему содержанию наше обращение к Вам для Вас, вероятно, явление знакомое, и не мы одни встревожены церковными событиями последних дней, но для нас, подателей его, оно должно быть решающим в вопросе о нашем дальнейшем отношении к Вам и к Вашей деятельности; поэтому просим к себе Вашего Архипастырского внимания. Мы, Ваше Высокопреосвященство, как, вероятно, и большинство православных людей, не находим, чтобы дела Ваши последние были совершенны пред Богом нашим (Апок. 3, 2). Вспомните, что Вы приняли, когда становились Заместителем русского патриаршего престола, осиротевшего после ссылки первого своего местоблюстителя. Вы обещали бережно охранять то, хоть и трудное, но единственно правильное положение, в которое Господь поставил Русскую Церковь в отношении к нынешним правителям России. Это положение трудное, ибо общее имя ему – безправие, но Церковь Вселенская уже знала его некогда в прошлом, в отдельных областях своих знала всегда, а Русская за десять лет своего существования в соседстве с советской властью, также не видела и не искала возможности иных отношений. Православные люди понимали, что власть, поставившая, как одну из своих целей, распространение неверия, не может не только покровительствовать Церкви, но даже и охранять внешний ее строй в границах своих владений. И действительно, положение верующих в стране стало трудным, о чем Вашему Высокопреосвященству не нужно напоминать. Памятуя слова Господа и учение апостольское, мы повиновались всем распоряжениям гражданской власти, которые не противоречат нашей православной совести, и, молча, терпели все стеснения, которым подвергалась наша вера. Но мы не надеялись иметь более тесных правовых отношений к неверующей власти и не искали их. Так продолжалось в течение десяти лет, так должно было оставаться и в будущем. Православная Церковь Русская, видя свое Солнце Праведное висящим на древе крестном, стояла в чине своем, отражая в своем земном странствии, в годину испытаний крестный путь своего Владыки. Вы, Ваше Высокопреосвященство, захотели как бы помочь Церкви и исходатайствовали для нее у гражданской власти некоторые права. Но какою ценою Вы этого добились? Тою, которая для многих православных людей станет, и уже становится, "ценою крови" (Мф. 27, 6). Правда, Вы действовали не единолично, а как бы от лица Церкви, блюстителем патриаршего престола которой Вы являлись, но Вы вышли далеко за границы своих полномочий. В самом деле, ведь Ваши полномочия восходят к патриаршим и ими определяются, патриарх зависит от Поместного Собора, а Собор является выразителем голоса всей Русской Церкви. Эти три ступени церковного священноначалия были перед Вашими глазами, когда Вы составляли свое послание. Как же Вы совершили восхождение по ним к первоисточнику своих прав? Вы начали с патриарха. Здесь на пути к нему, пред Вами стал его местоблюститель. Он был уже лишен места своего служения и отправлен в ссылку тою самою властью, у которой Вы искали для Церкви новых прав, и, молча, свидетельствовал пред лицом всей Русской Церкви, что его горести не суть горести этой власти, как утверждает Ваше послание, а есть все таже наша общая, православная скорбь. Вы поняли, что Вам невозможно оправдать Ваш образ действий именем того, кого Вы ближайшим образом замещали: и вот, минуя местоблюстителя, даже не вспомнив о нем в своем послании, Вы через его ссыльную главу, как бы протянули руку к самому патриарху. На основании некоторых неясных, незасвидетельствованных еще прижизненных и устных слов почившего о каких-то "годочках трех", в течение которых покойный патриарх будто бы предполагал осуществить дело, тождественное с Вашим, если бы ему не помешала смерть. Вы установили эту призрачную связь свою с патриархом в то время, как его ближайший заместитель, вероятно, лучше Вашего посвященный в намерения почившего патриарха, предпочел эти три роковые года провести в ссылках, вместо того, чтобы в течение их поработать в якобы завещенном ему патриархом направлении. Установив таким образом искусственную связь с патриархом, Вы обратились к следующей ступени – Поместному Собору. Но здесь, не найдя в деяниях Собора ближайшего, последнего, ничего, что бы уполномачивало Вас на те отношения с гражданскими властями, которые установлены в Вашем послании, и даже, напротив, в постановлении от 2/15 августа 1918 г. встретив решение, противное Вашему, Вы, конечно, не стали искать подтверждений в деяниях соборов более древних, и потому предпочли обратиться к собору еще только грядущему. Он, утверждаете Вы в послании, разрешит и вопрос о высшем церковном управлении и о "раздирающих ризу Христову", т. е., очевидно, о новейших раскольниках или еретиках, и совершит ряд других деяний, но о котором Вы не сказали, что он подвергнет рассмотрению и самое послание, и все, что будет совершено именем последнего еще до Собора. Следовательно, то не будет совершенный Поместный Собор, а лишь какое-то новое исполнительное при Вашей особе учреждение. Более того, призванный установить новый вид высшего церковного управления, он, очевидно, отменит и то самое патриаршество, связью с которым Вы только что пытались обосновать свое послание. Ужели Вы не видите, в какой Вы попали заколдованный круг? Обратимся теперь к третьей, высшей ступени церковного священноначалия – к соборному разуму Церкви. Может быть, Вам удалось, минуя собор и патриарха, непосредственно соприкоснуться с православной совестью русских людей, членов Христовой Церкви, и послание явилось выразителем голоса их? Нет, этот голос должен был уверить Вас в том, что, если Вы ищете подлинного свидетельства Христианской совести, то Вы, прежде всего, должны узнать мнение тех, кто, по преимуществу, носит имя "свидетелей истины", т. е. ее исповедников, страдальцев за нее. Вы этого не только не сделали, но, напротив, вовсе отвели их, как погрешивших против той самой власти, о лучших отношениях с коей так усердно заботились. Отвели Вы, как свидетелей, и тех, о ком только предполагали, что они не будут с Вами, сочтя их безпочвенными мечтателями и предложив им даже вовсе, навсегда или временно, устраниться от Вас. То, что осталось после такого отбора, Вы признали своею истинною русскою паствою и стали действовать от ее лица. Неудивительно, что она оказалась в полном единомыслии с Вами. Итак, послание все предусмотрело, чтобы придать себе вид законности, и все же оно стоит на песке. Ни патриарх, ни Собор, ни соборный разум Церкви в действительности вовсе не с ним. Послание не только не является их выразителем, но напротив, лишь предварительно отступя от них и подменив их лживыми их подобиями, оно облеклось в свои призрачные права. Скажем прямо: не Церковь Русская изнесла из недр своих это послание, а обратно – оторванное от истинной Церкви, оно само легло краеугольным камнем в основание новой "церкви лукавнующих" (Псал. 25, 5). По своему образу и подобию настроило оно и новые ложные ступени своего представительства, явило миру заместителя, стоящего вне и выше своих доверителей, измыслило собор с заранее готовыми деяниями, собрало в свою пользу лишь те голоса, о которых наперед знало, что они должны звучать в согласии с ним. И эту "срамоту наготы" (Апок. 3, 18), обнаруженную посланием, не в силах прикрыть и совозникший с ним вместе временный при заместителе "священный синод", Тщетно стремится он сообщить своему председателю подобие патриарха, ибо, согласно соборному постановлению, мыслится именно при таковом; вотще пытается он придать вид соборности Вашему посланию, безумны его притязания быть выразителем голоса Церкви. Синод – это только как бы мягкий ковер, которым прикрыты поруганные ступени церковного священноначалия. Они теперь так углажены, что образовали один стремительный скат, по которому Русская Церковь должна низринуться в вырытую для нее Вашим и синодским посланием могильную яму. Но мерзость запустения простирается далее, она становится на месте святом, проникает в самое святилище христианских таинств. Уже за богослужением имя патриаршего местоблюстителя возносится словно нехотя, без именования его "Господином нашим"; уже от его заместителя исходят предупреждения о скором совершенном прекращении этого возношения "за отсутствием канонических к тому оснований"; уже имя самого заместителя, доныне гласно не поминавшееся в храмах, стало рядом с именем местоблюстителя и готово вытеснить его; уже имена законных епископов епархии почти повсюду заменяются новыми, насильственно навязываемыми высшей властью, вопреки церковным канонам; отменяется поминовение в темницах и изгнании сущих отцев и братий наших; вводится поминовение самих, отрицающих всякую веру, гражданских властей, – дело новое и смущающее многие совести; совершается множество иных противоканонических действий. Итак, ЕДИНСТВО Церкви, имеющее, по словам св. муч. Игнатия Богоносца, свое внешнее выражение в епископе, а для целой Русской Церкви, следовательно, в патриархе, уже поколеблено: в целом, Вашим единением с синодом, превысившим свои права до равенства с Вами, по отдельным епархиям – незаконными смещениями местных епископов и заменою их другими; СВЯТОСТЬ Церкви, сияющая в мученичестве и исповедничестве, осуждена посланием; Ее СОБОРНОСТЬ поругана; Ее АПОСТОЛЬСТВО, как связь с Господом и как посольство в мiр (Иоан. 17, 18), разрушено разрывом иерархического преемства (отвод М. Петра) и встречным вторжением в нее самого мiра. Волны этой небывалой церковной неправды бурно домчались до нашего города. Смещен без вины и без суда наш митрополит, о чем Вы, Владыко, знаете подробно, хотя и не внемлете ни ему, ни тем, кто просит о нем. Рукоположен без достаточных оснований и против воли многих православных новый епископ, принимает участие в церковном богослужении другой епископ, запрещенный; совершен ряд других церковных беззаконий, о чем Вам сообщат на словах податели сего обращения. Наше посольство к Вам, Владыко, ближайшим образом вызвано напором этой волны, но направляясь к Вам, мы знали, что восходим к самому источнику всех последних несчастий, ибо он – в Вашем послании, потому мы молим Вас не о нуждах нашей лишь епархии, но и о всей Православной Русской Церкви, членами которой, по милости Божией, являемся, и повторяем то, что нами сказано было в начале: посольство наше к Вам решительное; Вы, Владыко, должны отмежевать себя, как главу Русской Церкви, от собственного своего послания, объявить его выразителем лишь Вашего личного мнения, необязательного для других членов Церкви, согласно постановлению Собора 1917-1918 гг. от 2/15 августа 18 г., предоставившему установление тех или иных отношений к вопросам государственным совести самих верующих, ибо Церковь наша, законоположениями самой гражданской власти, от государства отделена. Кроме того, Вы должны отменить и перерешить все канонически-неправильные деяния, совершенные Вами, синодом и по местам епархиальными советами в зависимости от послания. В настоящий же час нашей встречи мы ждем от Вас простого свидетельства Вашей совести о том, приемлете ли Вы наше обращение или нет, чтобы мы могли оповестить единомысленных нам отцев и братий, уполномочивших нас явиться к Вам, можно ли нам ждать от Вас возврата нашего прежнего святого безправия, или наше отречение, которое направлено против Вашего послания и связанной с ним Вашей деятельности» должно, к великому нашему прискорбию, быть перенесенным и на Ваше лицо, и сохраняя иерархическое преемство чрез М. Петра, мы будем вынуждены прекратить каноническое общение с Вами. 26-27-28 ноября/ 9-10-11 декабря 1927 г. Ленинград.
|
|
|
|
|
Алексей
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 12 май 2005, 11:08 |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 16:43 Сообщения: 671
Возраст: 48
|
Алексий,
нет, митр. Иосиф - слишком крупная фигура, чтоб о его канонизации никто не знал. Да и не дадут его сейчас прославить в патриархии по политическим соображениям. Да, увы, и прославление это у нас в МП нужно разве что кучке ничего не решающих ревнителей...
|
|
|
|
|
Mila
|
Заголовок сообщения: Свидетельства новомучеников. Добавлено: 13 май 2005, 21:11 |
|
Зарегистрирован: 03 май 2005, 20:50 Сообщения: 46
Возраст: 50 Откуда: Московская обл. Химки
|
Азъ Бука писал(а): Дык, по-моему митр.Иосифа канонизировали. Во всяком случае, когда канонизировали митр. Петра местоблюстителя, тогда же обсуждался вопрос о канонизации и ее принципах по отношению к "непоминаюющим". И, насколько помню, было выработано очень расширенное и взвешенное решение.
Буду очень рада, если сообщите , как найти информацию о расширенном и взвешенном решении касательно "иосифлян".
Насколько я знаю, митрополита Иосифа (Петровых) и архиепископа Димитрия (Любимова) не канонизировали.
Более того, недавно слышала по радио "Радонеж" высказывания служителя РПЦ МП о Послании (или Декларации) Сергия (Старогородского) в весьма хвалебном тоне...
|
|
|
|
|
Владимир
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 02 июн 2005, 16:46 |
|
я просто здесь живу :) |
|
Зарегистрирован: 29 окт 2004, 15:58 Сообщения: 1552
Возраст: 70 Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, не МП
|
Воззвание Киевского Собора епископов, клириков и мiрян по поводу Декларации митрополита Сергия (Страгородского).Цитата: 6 августа с/с этого 1927 года в жизни Русской Церкви совершилось большое событие. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий, вместе с так называемым временным «Патриаршим Синодом», опубликовал обращение ко всем чадам русской Церкви. За последние 10 лет не было документа, который бы претендовал иметь такое значение в Церковной жизни, которое предполагает за собой обращение. При первом знакомстве с этим документом возникает мысль поставить его рядом с обращенными к народу посланиями покойного Святейшего Патриарха. Однако эти послания не претендовали на то значение, на какое претендует обращение. Послания Патриарха, хотя и были обращены к народу, но носили личный характер. В них Святейший говорит о своих ошибках, о своих взглядах, о своих намерениях. Он один нес ответственность за свои слова. Не предполагалось, что кто-нибудь другой будет вынужден этими актами к составлению подобных же актов, к каким-либо подобным действиям. Совсем иначе обстоит дело с декларацией Митрополита Сергия. Как видно из нее, она неразрывно связана с так называемой «легализацией», она является только первым актом, сделанным в центре, за которым неизбежно должны последовать соответственные действия на местах, во всех уголках Русской Церкви. «Мы надеемся», говорится в декларации, что легализация постепенно распространится и на низшее наше Церковное Управление: епархиальное, церковное и т. д. Итак Митрополит Сергий со своими помощниками начал дело, которое должно вызвать активность всех клеточек Церковного организма. Он «легализовался», конечно на условиях издания своей декларации. С роковой необходимостью отсюда следует вывод: все клеточки Церковного организма, если только они хотят быть в единстве с Центральным органом Церковной власти, должны также «легализоваться» и конечно на тех же условиях. Значит своим деянием Митрополит Сергий принимает на себя обязательства за всех членов Русской Церкви, ставит нас в необходимость не просто прослушать его послание, как слушали мы прежде послания Патриарха, но он вынуждает нас или решительно стать на тот же путь, которым идет он сам, путь легализации и деклараций, или же встать на путь разделения с ним, со всеми вытекающими отсюда Церковными и политическими последствиями. Вот какую важность, какое значение имеет декларация. Когда мы видим пред собою документ, принимающий на себя обязательства за целую организацию, первый вопрос, возникающий в нашем сознании, это вопрос о том, уполномочены ли нравственные и юридические лица, подписавшие документ, говорить от имени всей организации? При нормальных условиях Русскую Поместную Церковь возглавляет Патриарх. Однако по смыслу Церковных Законоположений о Патриаршестве, установленных Московским Собором 1918 г., и Патриарх не является единодержавным правителем Церкви и полномочным выразителем Ее голоса. Он действует в неразрывном союзе с выбранными Собором организацией, Свящ. Синодом и Высшим Церковным Советом. По существеннейшим же вопросам он может принимать решение только совместно с Собором. Ясно, словом, что Патриарх внутренне обязан решать важнейшие вопросы Церковной жизни, считаясь с общественным мнением, а прежде всего единомысленно со всем Епископатом Русской Церкви. Так обстояло бы дело, если бы во главе Русской Церкви стоял всенародно избранный Патриарх. Но кто такой Митрополит Сергий?
Митр. Сергий – Заместитель Местоблюстителя Патриарха, который хотя и отделен от нас тысячами верст и стеною заточения, однако, благодарение Богу, еще жив, является ответственным за Русскую Церковь перед Богом, Святителем и поминается во всех храмах Русской Церкви.
Говорят, еще недавно, полушутя, Митрополит Сергий говорил о себе, что он только «сторож» в Русской Церкви. Принадлежат ли эти слова Митрополиту Сергию или нет, но они хорошо характеризуют то положение, которое ему по праву должно принадлежать в Церковном строительстве. Раз Местоблюститель жив, то естественно его Заместитель не может без согласия с ним предпринимать никаких существенных решений, а должен только охранять и поддерживать существующий Церковный порядок от всяких опасных опытов и отклонений от твердо намеченного пути. Митрополит Сергий «сторож» Русской Церкви не имеет права без санкций Митрополита Петра и сонма русских Иерархов и находящихся на свободе и разбросанных по местам ссылок, декларировать и предпринимать ответственнейшие решения, которые должны определить жизнь Церковного организма в каждой его клеточке. Наличие при Митрополите Сергии так называемого «временного Синода» не изменяет положения. «Синод» Митрополита Сергия организован совершенно не так, как предполагали постановления Московского Собора 1918 г. Он не избран Соборне, не уполномочен епископами; и потому не может считаться представительством Епископата при Митрополите Сергии. Он составлен самим Митрополитом Сергием и потому является, собственно говоря, как бы его личной канцелярией, частным совещанием при нем. Кстати сказать, ведь даже и самая конструкция Синода предписывает ему исключительно личный характер: с прекращением почему-либо полномочий Митрополита Сергия автоматически падают и полномочия Синода. Все это говорит за то, что посколько Заместитель Местоблюстителя декларирует от лица всей Церкви и предпринимает ответственнейшие решения без согласия Местоблюстителя и сонма Епископов, он явно выходит из предела своих полномочий. Переговоры с Митрополитом Петром и со всем русским Епископатом, несомненно, должны были быть выдвинуты Митрополитом Сергием как предварительные условия возможности для него всяких ответственных выступлений. Но дело обстоит еще хуже – Митрополит Сергий действует не только без согласия Епископов, но явно вопреки их воле. Кто в курсе трагической истории русской Церковной жизни последних лет и кто внимательно вчитывался в текст декларации, тот конечно увидит, что темы, о которых говорит декларация, вовсе не новы. Пред нами пресловутый вопрос, по поводу которого в течение последних лет предлагали высказаться власти и ответственным руководителям Церковной жизни, и рядовым работникам на ниве Церковной, как единолично, так и коллективно. Это четыре вопроса: 1) об отношении к Сов. власти, 2) об отношении к заграничному духовенству, 3) главное, об отношении к ссыльным, к «нелегальным» епископам и 4) наконец, о форме Высшего Церковного Управления в связи с Автокефалией. Они именно и трактуются декларацией. Множество Епископов, а также и других Церковных деятелей определенно высказались по поводу этих вопросов и вовсе не в духе декларации Митрополита Сергия – Митрополит Сергий не может не знать об этом. Перед его глазами декларация Соловецких узников, которую можно считать наиболее полным и обоснованным выражением тех точек зрения, на которых стоит Епископат и лучшая часть духовенства Русской Церкви. Правда отдельными группами духовенства в отдельных епархиях делались попытки издания деклараций, приближающихся по духу к тому, что мы видим в «обращении». Но эти попытки вызывали всегда дружное негодование в среде Епископата и в среде влиятельнейшего духовенства. Они считались равносильными переходу в «Обновленчество» и быстро ликвидировались с позором для тех, кто их предпринимал. Митрополит Сергий не может, следовательно, ссылаться на незнание воли Епископата, на то, что трудно услышать его голос. Нет голос этот звучал неоднократно и громко и кто не считается с ним, тот делает это, конечно, не потому что не знает, а потому что не хочет – Митрополит Сергий не хочет считаться с убеждениями собратьев Епископов, томящихся за эти убеждения в тяжелых изгнаниях. Декларация говорит о самых больных, о самых страшных вопросах нашего Церковного бытия. Откуда тот ужас, тот кошмар, в котором мы изнемогаем вот уже столько лет? Где причина того, что Церковь, официально признанная законодательством имеющей право на свободное существование, находится в положении совершенного бесправия, в состоянии «нелегальности»? Кто виноват в том, что наши Святители умирают в холоде тундр и в сыпучих песках пустынь? Лучшие представители духовенства большее время проводят в тюрьмах, чем у себя дома. Наши обители уничтожаются, останки Святых оскорбляются, и мы не имеем возможности совершать молитвословий, т. к. наши храмы переданы отступникам. Где причина этого? Декларация дает на это определенный ответ. Митрополит говорит о принятой на себя трудной задаче поставить Церковь на путь легального существования. И, по его словам, мешать осуществлению его задачи «может лишь то, что мешало и в первые годы Сов. власти устроению Церковной жизни на началах лояльности, это недостаточное сознание всей серьезности совершившагося в нашей стране». «Настроение известных Церковных кругов», – читаем мы дальше, – «выражавшееся конечно и в словах и делах и навлекающее подозрение Сов. власти, тормозило усилия Святейшего Патриарха установить мирное отношение Церкви с Сов. Правительством». Всюду противопоставляет это нелояльное прошлое – лояльному будущему, которое будет выражено в делах. Так вот настоящая причина наших неописуемых Церковных бедствий. Она в нас самих, в нашей нелояльности. Эта причина единственно «лишь то», подчеркивает Митрополит Сергий, что «в словах и делах» выражалась эта нелояльность. Ответ Митрополита Сергия не нов. Мы не раз слышали его и от представителей власти и от наших Церковных врагов обновленцев всех видов. Они обвиняют нас в нелояльности и преступности. Но мы называли это обвинение клеветой. Мы говорили, что оно не может быть подтверждено фактами. Мы указывали на то, что за все эти годы среди фигурировавших на судах политических преступников против власти не было видно представителей духовенства. Мы обращали внимание на то, что все нарушения закона об отделении Церкви от Государства, все отобрания храмов, все кощунственные оскорбления святынь, все оскорбления и глумления – встречало духовенство гробовым молчанием. Где «слова и дела» наши? Где наше реальное преступление? Так говорили мы нашим обвинителям. Но что скажем мы, когда Управляющий нами Святитель сам произносит нам страшный приговор, сам говорит «о словах и делах»? Не ставят ли эти слова черный крест над всеми мучительными и невыразимыми страданиями, пережитыми Церковью за последние годы? Над всей этой борьбой, которая казалась героической. Не объявляет ли она подвиг Церкви преступлением? И как прочитают эти слова те, кто изнемогает теперь в далеком изгнании? Что почувствуют, увидев обвинителя в лице своего ответственного собрата и не сорвется ли страшное слово «клевета» с их побледневших уст? Не покажется ли им, что даже покой усопших тревожит этот приговор подписавших декларацию Епископов? В своей декларации Митрополит Сергий говорит не только о прошлом, но также о настоящем и будущем, не только о том, что было, но и о том, что должно быть. Нелояльность прошлого противопоставляет он лояльности настоящего и будущего. По его словам теперь «наша Патриархия решительно и бесповоротно становится на путь лояльности к Сов. власти». Каково же может быть это дело? Указания декларации на этот счет противоречивы. С одной стороны как будто бы декларация требует того, на что духовенство и церковные люди с чистой совестью соглашались в течение всех этих лет: полной аполитичности, решительного отграничения храмовой и церковной жизни от политической работы и политической симпатии. Говоря о людях, настроенных политически оппозиционно к существующему порядку, Митрополит предлагает им «оставить свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры». Такое требование, которое представляется по существу законным, тем не менее оказывается совершенно односторонним, потому что оно обращается не ко всем вообще членам Православной Церкви, а только к людям определенных политических настроений. Но этого мало. Наряду с требованием отказа от одних политических настроений декларация определенно предлагает нам запастись другими. Наш долг оказывается не только в том, чтобы отказаться от оппозиционных настроений к власти во время нашей Церковной работы, а наш долг и в том, чтобы обнаружить солидарность с этой властью. «Мы должны», – прямо говорит декларация, – «показать что мы... с нашим Правительством». Испытывать определенное политическое настроение наш долг. «Мы должны сознавать Советский Союз нашей Гражданской родиной, радости и успех которой наши радости, а бойкот какой-нибудь, общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас». Здесь декларация вводит нас в водоворот определенных политических событий, оценок. Только и здесь наблюдается робкая недоговоренность. Все должно иметь определенную логику, политика так политика. Отождествление себя с правительственным аппаратом с логическою неизбежностью должно быть доведено до конца. Раз в вопросах высшей политики, из области которой берет Митрополит Сергий свои примеры, мы должны занять определенную позицию, не та же ли позиция, не то же ли отождествление себя с властью... с нашим правительством обязательны для нас и в вопросах политики внутренней? Не становится ли таким образом «сторож» Русской Церкви «Сторожем» Советского аппарата, и не превращается ли сонм служителей Церкви в послушную и безответственную армию явных и тайных сотрудников власти?! Ну, а как должны реагировать Церковные люди на такие факты, как поругание святынь, отобрание храмов, разрушение обителей? Об этом ничего не говорит Митрополит Сергий со своими собратиями. Он настроен чрезвычайно оптимистически по отношению к переживаемому моменту. По поводу предполагающейся легализации он предлагает: «Выразим всенародно нашу благодарность Сов. правительству за такое внимание к нуждам православного населения». В чем же внимание? И за что благодарить? Покамест мы знаем один факт: Митрополит Сергий и члены Синода имеют возможность заседать в Москве и составлять декларации. Они в Москве... Но Первосвятитель Русской Церкви Митрополит Петр вот уже не первый год без суда обречен на страшное томительное заточение. Они в Москве... Но Митрополит Кирилл, потерявший счет годам своего изгнания, на которое он опять-таки обречен без суда, находится ныне, если он только еще жив, на много сот верст за пределами полярного круга. Митрополит Арсений, поименованный среди членов Синода, не может приехать в Москву и в пустынях Туркестана, по его словам, готовится к вечному покою. И сонм Русских Святителей совершает свой страдальческий путь между жизнью и смертью в условиях невероятного ужаса. За что благодарить? За эти неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада Преп. Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки Преп. Серафима, а еще раньше останки Святителей Феодосия, Митрофана, Тихона, Иоасафа подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля и закрылась дорога к Московским Святителям? За то, что Печерские Угодники и Лавра Печерская в руках нечестивых? За то, что Северная наша Обитель стала местом непрекращающихся страданий? За эти мучения, за кровь Митрополита Вениамина и других убиенных Святителей? За что? Одно важно, одно нужно знать – верит ли Митрополит Сергий, верят ли все те, что с ним, тому, что говорят и пишут? Еще недавно они говорили и писали совсем иначе. Еще в прошлом году он разослал всем пастырям и чадам Церкви проект декларации, где политическая лояльность декларировалась рядом с определенно подчеркнутой противоположностью основных принципов мировоззрения. Когда же был искренен Митрополит Сергий? Что случилось за этот год? И почему изменился тон его и содержание его обращения? Вступительная статья, предваряющая в «Известиях» декларацию, говорит о вынужденном перекрашивании долгоупорствующих тихоновцев в «Советские цвета». Она противополагает им «дальновидную часть духовенства» еще в 21 году вступивших на этот путь, т. е. обновленцев и живоцерковцев. Статья эта, таким образом, считает путь Митрополита Сергия проторенной дорожкой обновленчества. Для нас же важен один вопрос: мог ли бы Митрополит Сергий пред Крестом и Евангелием присягнуть, что то, что он пишет в декларации, включительно до «благодарности», есть действительно голос его убеждений, свидетельство его неустрашенной и чистой пастырской совести? Мы убеждены и утверждаем, что Митрополит Сергий и его собратья не могли бы сделать этого без клятвопреступления. А может ли кто-нибудь от лица Церкви, с высоты Церковного Амвона возвещать то, в чем он не мог бы присягнуть как в совершенной Истине? Великий русский писатель Достоевский говорил когда-то об иноках русских: «Образ Христов хранят пока в уединении своем благостно и неискаженно, в чистоте Правды Божией от древности, от древнейших Отцов, Апостолов и мучеников, и когда надо будет явят его поколеблющейся правде мира». Сия мысль великая. От востока звезда воссияет. Правда мира поколебалась, ложь стала законом и основанием человеческой жизни. Слово человеческое утратило всякую связь с Истиной, с Предвечным Словом, потеряло всякое право на доверие и уважение. Люди потеряли веру друг в друга и потонули в океане лжи и лицемерия, неискренности и фальши. Но среди этой стихии всеобщего растления, огражденная скалою мученичества и исповедничества непоколебимо стояла Церковь, как столп и утверждение Истины. Изолгавшиеся и истомившиеся в своей лжи люди знали, что есть место, куда не могут хлестнуть мутные волны неправды. Есть Престол, на котором Сама Истина утверждает Свое Царство и где слова звучат не как фальшивая, не имеющая ценности медяшка, но как чистое золото. Не оттого ли потянулись к Церкви за последние годы столько охваченных трепетом веры сердец, которые до этого были отделены от нее долгими годами равнодушия и неверия. Что же скажут они? Что они почувствуют, когда и оттуда, с высоты Амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы? Не покажется ли им, что ложь торжествует свою конечную победу над миром и что там, где мерцал для них светом невечереющим Образ Воплощенной Истины, смеется в отвратительной гримасе личина отца лжи? Одно из двух. Или, действительно, Церковь – непорочная и чистая Невеста Христова есть Царство Истины, и тогда Истина – это воздух, без которого мы не можем дышать, или же она, как и весь лежащий во зле мир, живет во лжи и ложью. И тогда все ложь. Ложь – каждое наше слово, каждая молитва, каждое таинство.
«Кабинетными мечтателями» называл Митрополит Сергий тех, кто не хочет строить Церковного дела по непосредственной указке ненавидящих всем сердцем веру людей, потому что ведь иначе нельзя понимать его неудобовразумительные слова – «закрывшись от власти». Нет, мы не мечтатели. Не на мечте, а на непоколебимом камне Воплощенной Истины, в дыхании Божественной Свободы хотим мы создать твердыню Церкви. Мы не мечтатели. Вместе с тем мы и не бунтовщики, совершенно искренне мы отмежевываемся от всякого политиканства и до конца можем честно декларировать свою лояльность. Но мы не думаем, что лояльность эта непременно предполагает клевету и ложь. Мы считаем напротив, что политическая лояльность есть тоже прежде всего добросовестность и честность. Вот эту-то честную, построенную на аполитичности лояльность можем мы декларировать Правительству и думаем, что она должна расцениваться дороже, чем явное, похожее на издевательство лицемерие. И кажется нам, что не мы, а Митрополит Сергий и иже с ним пленены страшною мечтой, что можно строить Церковь на человекоугодничестве и неправде. Мы утверждаем, что ложь рождает только ложь и не может быть она фундаментом Церкви. У нас перед глазами позорный путь «Церкви лукавнующих», обновленчества и этот же позор постепенного засасывания в болото все более и более страшных компромиссов и отступничества, этот ужас полного нравственного растления неизбежно ждет Церковное Общество, если оно пойдет по пути, намеченному деятелями «Синода». Нам кажется, что Митрополит Сергий поколебался в уверенности во всемогущество все преодолевающей Истины, во всемогущество Божие, в роковой миг, когда он подписывал декларацию, и это колебание, как страшный толчок, передается всему Телу Церкви и заставляет его содрогнуться. Не одно человеческое сердце, услыхав слова декларации в стенах храма, дрогнет в своей вере и своей любви и, может быть, раненное в самой сокровенной своей святыне, оторвется от обманувшей Церкви и останется за стеной храма. И не только среди интеллигенции вызовет декларация смутительный соблазн. Тысячеустная молва пронесет страшные слова в самую толщу народа, новой раной поразит многострадальную душу народную, и во все концы земли пойдет слух о том, что Царство Христово стало царством зверя. Неисчислимы эти бесконечно тягостные внутренние последствия декларации, этой продажи первородства Истины за чечевичную похлебку ложных и неосуществимых благ. Но кроме этих внутренних последствий, конечно, будут иметь они и другие последствия, более очевидные, осязаемые. Уже несутся из отдаленных ссылок голоса протеста, голоса скорби и негодования. К этим голосам присоединится все наиболее стойкое и непоколебимое в Церковных недрах. Немало найдется тех, для которых лучше умереть в Истине, чем жить во лжи, тех, кто не переменит своего знамени. Над Церковью навис грозный призрак нового раскола. С одной стороны будут они, «неуставшие» от своих изгнаний, тюрем и ссылок, обреченные на новые еще большие страдания, испытания, с другой стороны станут полчища «уставших» от постоянного колебания, перехода, «покаяний» и не прекращающейся неустойчивости. Они, эти «неуставшие», будут, вероятно, в меньшинстве среди духовенства, но ведь Церковная Истина не всегда там, где большинство, и не всегда там, где Административный Церковный аппарат. Об этом свидетельствует история великих Святых: Афанасия, Иоанна Златоуста и Феодора Студита. Но к ним прильнет и пойдет за ними ищущая Правды душа народа. А большинство духовенства?... Жалкой будет судьба его. Оторванные от живого общения со всеми, подлинно творческими и непоколебимыми в Церкви, тщетно стараясь заглушить голоса обличений, несущихся из глубины ссылок и тюрем, закрывая глаза, чтобы отвратить от себя грозящий призрак страдания исповедников, будут они, эти «уставшие», лепетать заплетающимся языком слова оправданий и нанизывать дрожащими руками на цепь лжи и компромиссов все новые и новые звенья, втаптывая в грязь часть белоснежной ризы Христовой. Там, впереди, маячат новые призраки: повторение декларации на местах, незаконные и недопустимые епархиальные съезды без ссыльных Епископов и незаконный Собор без Первосвятителя и других изгнанников, и позорное примирение с обновленцами, о которых говорят уже «легализовавшиеся» Епископы, и, наконец, отказ от Патриаршества. Ведь декларация ставит определенно Патриаршество под вопрос. Говоря о задачах будущего Собора, она указывает не на выборы Патриарха, а на «избрание Высшего Церковного Управления». Какое жалкое и недостойное существование! Воистину лучше умереть, чем жить так. Черные тучи нависли над Церковью. Там, в обителях небесных, плачут о нашей земле Святители Русские, стоятели за Церковь прошлых веков и исповедники недавнего прошлого. Там, в преисподней, темные силы ада готовятся торжествовать новую и решительную победу. Остановитесь же, пока еще не поздно! Остановитесь же, хотя бы ценою жертвы своим положением и своим благополучием. Господи! Сжалься же над Твоею Церковью. Ведь она все же Твоя Невеста... ЦДНИ ВО. ф. 9323. оп. 2. д. П-24705, т. 7. л. 19-28. Рукопись.
|
|
|
|
|
пилигрим 2
|
Заголовок сообщения: Добавлено: 23 июн 2005, 12:32 |
|
Зарегистрирован: 09 июн 2005, 08:42 Сообщения: 5
Откуда: Екатеринбург
|
Братья ! Не надо спешки особенно в вопросах канонизации! Не забудьте, что о Святых уже не молятся, а молятся им. Не дай Бог ошибочка выйдет и тогда мы лишим своим рвением человека молитвенной помощи т а м !
|
|
|
|
|
|
|
Страница 1 из 1
|
[ Сообщений: 11 ] |
|
Информация о пользователях форума
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5 |
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения
|
|
|