Православный форум Доброе слово

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
 
  FAQ    Поиск    Пользователи    Регистрация    Вход   

Список форумов » Побеседуем? » Хочу рассказать


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 23 авг 2010, 15:48 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44
Сообщения: 1460

Возраст: 42
Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
Большая неправда вырастает из маленькой, а маленькая — очень часто из недоразумения. Порой всё, что требуется для установления истины, — это вернуть словам их первоначальное значение.

Мы живём в век подмены понятий. Эта фраза набила оскомину, но не потеряла актуальности. И не потеряет, пока солдат с оружием в руках в чужой стране называется миротворцем. Или пока блудное сожительство называют гражданским браком. Не должна терять…

Во всём этом больше возмущает не сам факт подмены, а та наглость и уверенность, с которой меняют значение привычных слов на прямо противоположное. И чем меньше удивляет этой наглостью, например, реклама в телевизоре, тем более режет слух, когда наизнанку выворачивают, казалось бы, совершенно незыблемые понятия — церковные. Уже мало кого можно удивить негативным оттенком при употреблении абсолютно специфических церковных терминов «катавасия» или «богадельня». Скомпрометирован самый дивный цвет — голубой. Кто теперь помнит о том, что это цвет Богородицы, что храмы, посвящённые Ей, по обычаю, цвета ясного неба?

Ортодоксия подразумевает традицию. У Церкви нет лишних слов. Более того — лишних букв тоже нет. Первые расколы и жестокие споры породила всего одна маленькая йота. От одной буквы зависела судьба Церкви и судьба европейской культуры…

Традиция — это верность наследию. Когда наследство растрачивается, остаётся лишь корыто со свиным кормом. Немалая доля наследства христиан приходится на слова. Их много, слов, которые нам переданы на хранение. Собственно, весь этот разговор — об одном из них. Красивом и лёгком, как дыхание ребёнка, — слове «неофит».

У негативной информации есть свойство быстро распространяться и претендовать на истину. Это следствие одной давней катастрофы, произошедшей в Эдемском саду, когда в мир вошла смерть. Сорняки растут быстрее, чем розы и примулы.

Понятие «неофит» сегодня имеет негативную окраску. С ним постепенно, но прочно связали множество пороков. Гордыня, склонность к поучениям, неразумие, ненависть к ближнему, ревность не по разуму — это ещё не полный перечень. О неофитах пишут разгромные статьи. Неофитам ставят диагнозы. Клинически описывают «синдром неофита», «болезнь неофита». Чётко указываются симптомы и сроки, в которые протекает эта болезнь. В общении между ходящими пять или даже целых десять лет к обедне нет более тяжкого оскорбления, чем обвинение в неофитстве. Но так было не всегда…

Слова о том, что появление нового христианина сродни рождению ребёнка, когда‑то были не просто словами. Готовили и готовились к этому событию порой не один год. Молитвой, постом и словом. Точнее — словами.

Огласительные беседы, которые проводили с готовящимися к Крещению, составили немалую часть святоотеческого наследия. И это были не простые посиделки за чашкой чая. Святитель Кирилл Иерусалимский, например, проводил трёхчасовые огласительные занятия по будним дням. Его курс предполагал около двадцати таких занятий. Всё было серьёзно: будущие неофиты сдавали самый настоящий экзамен.

Христиане вместе с оглашенными стремились участвовать в подготовке к Крещению. Так родился Великий пост. Не потому, что было желание кого-то в чём-то ограничить. А потому, что хотелось вновь и вновь переживать радость Воскресения и победы над смертью. Крещение для христиан — это воскресение из мёртвых. Слово «неофит» было тесно связано с другим словом — Пасха.

В пасхальную ночь можно вспомнить об этом, если присмотреться и прислушаться. Наш ночной крестный ход когда-то начинался как шествие новокрещёных неофитов. С горящими свечами в руках, в белых одеждах они шли в храм Святой Софии на литургию.

Одно из значений слова «неофит» — «дитя». Дети — создания шумные. Шумели они и тогда, когда их подводили ко Христу. Ученики из соображения дисциплины шикали на них, останавливали. Наверное, не обошлось без подзатыльников. Но слова Спасителя расставили всё по своим местам.

Неофит — это тот, кто сделал выбор и ещё не забыл об этом. Если он определил центром своей жизни Христа, то достоин за это уважения. У него есть свои проблемы и трудности, но он — часть команды. Рядом с неофитом не должен стоять равнодушный и скучающий в своей вере «дембель», отпуская едкие шуточки. Иначе следующими словами, которые подменят и испоганят, уже будут слова «брат» и «сестра».

Когда-то авансом мне был выдан талант. Новенький, сверкающий. Я радовался ему, как ребёнок. Лучи щедрого солнца согревали меня, играя в складках белой одежды. Приумножил я его? Или давно закопал втихаря, прошептав заклинание «крекс-пекс-фекс»?

Расстояние между христианином и тем, на что он дерзает, — неизмеримо. То, что принадлежит вечности, не измеряется километрами и годами. Поэтому все мы — только в самом начале пути.
________________________________________
Источник: http://pravoslavie.ru/smi/38822.htm

_________________
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 23 авг 2010, 15:53 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 08 май 2010, 11:16
Сообщения: 22702

Возраст: 49
Откуда: Северодвинск/Питер
Вероисповедание: Православный, МП
Я в православии - неофит. :) Спасибо за статью.

_________________
"Все хорошее рано или поздно заканчивается. Я хорошая тоже закончилась". (с)

осень в небе тучки
солнца по чуть чуть
хочется на ручки
водки и уснуть
© Sansonnet


Марина


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 26 авг 2010, 15:29 
пока присматриваюсь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 июл 2010, 19:31
Сообщения: 12

Возраст: 57
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православный, МП
Всё так и не так, ИМХО. Я то же помню себя именно неофитом, т.к. такого высокого отношения к собственному спасению уже, к сожалению, нет. Сейчас я просто воцерковлённый христианин. Справедливости ради надо сказать, что я стал много терпимее к чужим ошибкам и немощам, но и менее беспощаден к себе и к своим ошибкам, что то же правда. Я помню Благодать, полученную в крещении и помню своё радение о Спасении, но помню и нетерпимость и категоричность и обиды сделанные другим людям. По моим наблюдениям большинство проходит через похожее и не уверен, что между собой сегодняшним "теплохладным" и вчерашним неофитом я выбрал бы последнего. А в целом, если учесть, что в любой организации, построенной на духовно-нравственных началах и целях, процент душевнобольных всегда значительно превышает показатели в организациях более "приземлённых". Православная Церковь не исключение и неофитство часто принимает уродливые формы. По-счастью, подавляющее большинство пастырей лишены неофитских болезней и с душевным здоровьем у них всё в порядке - так что ИМХО все будет хорошо. И всё-таки панегирики неофитам я бы петь не стал.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 26 авг 2010, 18:08 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2008, 10:19
Сообщения: 30315

Вероисповедание: Православный, МП
Цитата:
И всё-таки панегирики неофитам я бы петь не стал.

О да. Как вспомню, как вздрогну.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 27 авг 2010, 12:48 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44
Сообщения: 1460

Возраст: 42
Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
Статья скорее о том количестве мерзости, которые льют на головы неофитов "внешнелюбцы" и "мытарепоклонники".
Разве не в церковную ограду сказаны слова апостола Павла "Носи'те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал. 6:2)? Модернистам же намного важнее угодить "внешним". Вот и строчат статейки типа "В семье завёлся неофит", где во всех подробностях расписывают, как ушёл бытовой комфорт из жизни нецерковной части семьи.

Неофита можно сравнить с грязным сосудом, который начали мыть. Поначалу струи воды выносят наружу всю грязь, которая была внутри, эта грязь постоянно смешивается с водой, но со временем грязи всё меньше и меньше, а вода всё чище и чище... Лишь бы воды хватило. И как неофиту помочь? Явно не едкими насмешками и типа-медицинскими статейками, в которых столь многословно, скрупулёзно расписываются все явления, сопровождающие начальный период воцерковления.

Каким вырастет ребёнок, если окружающие будут смеяться над каждым его падением? И вырастет ли вообще?

Но если модернистов не вразумляют даже слова Господа: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их." (Лк. 6:25-26), то что можем сделать мы? Только предостеречь колеблющихся, опровергать модернистов и по мере сил подавать неофитам личный пример. А в остальном - дать место гневу Божию.

_________________
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 27 авг 2010, 13:01 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 21 фев 2008, 15:30
Сообщения: 23020

Возраст: 51
Откуда: г. Владимир
Вероисповедание: Православный, МП
Zealot писал(а):
Модернистам же намного важнее угодить "внешним". Вот и строчат статейки типа "В семье завёлся неофит", где во всех подробностях расписывают, как ушёл бытовой комфорт из жизни нецерковной части семьи..
А если это правда? Вот мне теперь стыдно за своё неофитское поведение перед родственниками и друзьями. Какие были споры. :oops:
А стала сама спокойней, стала больше думать о своих грехах, а не о спасение всего человечества (за что очень благодарна своему духовнику, Царство ему Небесное!) и о, чудо! Родственники и друзья стали интересовать жизнью церкви, большинство воцерковилось уже. Тащила сестру за уши в храм, убеждала, спорили, ругались, всё бестолку, а попробовала помолиться, Господь управил, да так, как я и не предполагала. И не только сестра пришла, но подруга её, которая теперь послушница в монастыре.

_________________
Христианское имя - Елена


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 27 авг 2010, 13:32 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44
Сообщения: 1460

Возраст: 42
Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
Лучик писал(а):
А если это правда? Вот мне теперь стыдно за своё неофитское поведение перед родственниками и друзьями. Какие были споры. :oops:

Мне, честно говоря, тоже есть что вспомнить... В том числе и перегибы случались. Однако Господу возможно даже их обратить к лучшему. Тот период я вспоминаю с пониманием, без какой-либо эмоциональной окраски.

Правду можно по-разному говорить, одна и та же буква может содержать противоположный дух. Есть принципиальная разница между двумя подходами: или делиться опытом, спокойно рассказывая о преодолённых проблемах, или же претендовать на обладание широкообъемлющей классификацией проблем и похихикивать: "Ну, неофит... Видели, проходили..." Одно дело - рассказывать о методах преодоления тех или иных грехов / страстей (особенно ценна практика применения святоотеческих творений к теперешней реальности), и совсем другое - брызгать фразами типа "Мы все грешники. Мы все очень грешные", без сопровождения их какими-либо конструктивными рецептами.
Цитата:
А стала сама спокойней, стала больше думать о своих грехах, а не о спасение всего человечества (за что очень благодарна своему духовнику, Царство ему Небесное!) и о, чудо! Родственники и друзья стали интересовать жизнью церкви, большинство воцерковилось уже. Тащила сестру за уши в храм, убеждала, спорили, ругались, всё бестолку, а попробовала помолиться, Господь управил, да так, как я и не предполагала. И не только сестра пришла, но подруга её, которая теперь послушница в монастыре.

Насчёт храма вспоминаю следующее типовое искушение... Каждый неофит получает от Бога особое благословение - пламенеющую ревность о Господе. Однако он ещё не умеет этим пламенем пользоваться. Дьявол хочет, чтобы неофит этим пламенем окружающих не грел, а жёг. В окружающих же дьявол старается возбудить воспоминания о недавнем прошлом неофита, "каким он был". Нецерковное окружение от самого присутствия благодати в неофите (несмотря на все греховные примеси) чувствует себя сильно уязвлённым и обличённым. Потому оно так и старается неофита поддеть, высмеять, прицепиться к ошибкам. А если он попытается даже ненавязчиво пригласить их в храм, то возможна немедленная контратака: "Да тебя самого раньше в храм было не затащить!" Вот это и есть самая тяжёлая составляющая креста неофита - упорство и непонимание родственников, которые действительно не видят и не чувствуют то, что Бог открыл ему.

Однако смиренная неотступность преодолевает это искушение. Капля камень точит. Глядишь, и родственники, заметив положительные изменения в новообращённом, также обратятся ко Господу.

_________________
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 27 авг 2010, 18:15 
пока присматриваюсь

Зарегистрирован: 20 авг 2010, 15:00
Сообщения: 17

Возраст: 38
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православный, МП
Вот у меня тоже такое же неофитство, наверное, как вы описали. Хочется всех спасти и воцерковить )) "Как, ты не читал Библию?" "Это же шикарная книга!"

_________________
Розы цветут. Красота, красота. Скоро узрим мы младенца Христа (с) Андерсен, Снежная королева


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 27 авг 2010, 18:56 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2008, 10:19
Сообщения: 30315

Вероисповедание: Православный, МП
Наверно, свежим неофитам полезно читать про ошибки своих предшествеников!
Я тогда , к сожалению, на форуме не была, меня некому было вразумить, и мне казалось, что я одна спасу мир. Муж, вероятно, думал то же самое, так как воцерковлялись одновременно. Дети до сих пор вспоминают... :hot: :hot: :hot:


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 07 сен 2010, 12:40 
мне тут понравилось
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2007, 09:22
Сообщения: 163

Возраст: 43
Откуда: Приморье
Вероисповедание: Православный, МП
Мне тоже очень не нравится как испортили слово голубой.
Раньше оно ассоциировалось с чем то прекрасным:
Голубое небо, голубое море..
А щас.. тьфу да и только((

_________________
Когда сражаешься с мерзким чудовищем, помни, что оно о тебе такого же мнения.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 07 сен 2010, 19:22 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 авг 2008, 10:19
Сообщения: 30315

Вероисповедание: Православный, МП
Ага...восторженно слушали пластинку про голубого щенка ...эх... :cry:
А сейчас детям и не поставлю. Там слова - Я обижен злой судьбой, ах, зачем я голубой. Я и сама-то уже не могу воспринимать эти слова по-детски, думаю, а вдруг авторы действительно имели в виду нехорошее.


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 07 сен 2010, 20:59 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 18 окт 2004, 11:13
Сообщения: 13060

Возраст: 54
Zealot писал(а):
Нецерковное окружение от самого присутствия благодати в неофите (несмотря на все греховные примеси) чувствует себя сильно уязвлённым и обличённым. Потому оно так и старается неофита поддеть, высмеять, прицепиться к ошибкам.

М.б. все же "в консерватории" поправлять надо, следуя известному анекдоту? Я до сих пор благодарна своим нецерковным друзьям, которые так и остаются нецерковными за то, что они спокойно, с пониманием и уважением, без насмешек всяческих восприняли мое новообращение. Я от них отдалялилась, не они. Они по-прежнему были рядом и ждали. Да и ко всему прочему интересовались и задавали вопросы, пропуская мимо ушей мою горячность и желание срочно всех воцерковить. Библию они и до меня читали, ага. Поэтому, ничего страшного, если неофиту сторонние "дают по ушам" - быстрее успокоится, зато друзей и близких надо выбирать и уметь дружить по-настоящему, вне зависимости от того, где ты и как ты, или они. А само неофитство, я считаю, состояние исключительно эгоистическое: горения много, толку мало, да и вреда м.б. достаточно, если рядом с новообращенным нет доброй поддержки.

_________________
Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, лучше. /Оскар Уайльд/


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 08 сен 2010, 11:12 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44
Сообщения: 1460

Возраст: 42
Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
Светлана_Д писал(а):
М.б. все же "в консерватории" поправлять надо, следуя известному анекдоту? Я до сих пор благодарна своим нецерковным друзьям, которые так и остаются нецерковными за то, что они спокойно, с пониманием и уважением, без насмешек всяческих восприняли мое новообращение. Я от них отдалялилась, не они. Они по-прежнему были рядом и ждали. Да и ко всему прочему интересовались и задавали вопросы, пропуская мимо ушей мою горячность и желание срочно всех воцерковить. Библию они и до меня читали, ага. Поэтому, ничего страшного, если неофиту сторонние "дают по ушам" - быстрее успокоится, зато друзей и близких надо выбирать и уметь дружить по-настоящему, вне зависимости от того, где ты и как ты, или они. А само неофитство, я считаю, состояние исключительно эгоистическое: горения много, толку мало, да и вреда м.б. достаточно, если рядом с новообращенным нет доброй поддержки.

Дело в том, что среди "поправляльщиков" существует нездоровый пафос, который зачастую - не побоюсь даже такой сильной формулировки - переходит в откровенно демонические формы, как-то: подколки, насмешки, передёргивания. Словно стремление у них одно - сказать неофиту: "Ты грязь, вот и сиди в грязи и рыло к небу не поднимай. Праведником себя возомнил, учителем." В том случае, когда поступки неофита (в том числе и навязчивое стремление воцерковить окружающих) вызывают в "типа-более-опытных" верующих раздражение, гнев или ещё какое-то проявление кровяной горячности (которая суть окаянство сердца в действии), то пусть "типа-старшие" не обманываются: у них опыта на деле не больше, чем у неофита, которого они дмятся поставить на место. Основной признак духовного преуспеяния - стяжание духа мирного, устранение зависимости мира в душе от внешних воздействий. В том числе и от видения чьих-то грехов или заблуждений. Помочь заблуждающемуся может только тот, в ком видение заблуждения не вызывает раздражения.

Абсолютом для всех сторон является утверждение "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1:20). Неофита куда проще успокоить личным примером, ровным и спокойным теплом, рядом с которым он и сам размягчается, успокаивается, нежели насмешками и заушениями, которые могут вызвать только ответную агрессию. Насмешки и подколки добрыми быть не могут. Хотя в жизнеописаниях подвижников 20-го века можно найти исключения в отношениях к посетителям (грубость или даже удары), это именно исключения, а не общее правило.

Соглашусь, что нецерковные люди, которые зачастую холодны к вере как таковой, на практике часто относятся к неофитам намного доброжелательнее, нежели "типа-более-опытные", а на деле - теплохладные верующие. Как тут не вспомнить: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих." (Апок. 3:15-16) Холодному "внешнему" намного проще прийти к Богу, нежели теплохладному верующему, который считает себя "нормальным". Стремление к самоуспокоенной "нормальности", которая не есть святость - бич нашего времени, "огонь чуждый" (Лев. 10:1) в церковной ограде. Вот эту самоуспокоенность в теплохладных и задевают неофиты, которые пусть в неопытности, но искренне стремятся взлететь на те высоты духа, от которых "теплохладные" уже отказались.

_________________
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 12 сен 2010, 15:49 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 авг 2010, 11:38
Сообщения: 12425

Возраст: 74
Откуда: РФ
Вероисповедание: Православный, МП
Брависсимо!!!!!!!!Меня еще всегда смущало,что наши общины/приходы/не встречают новеньких никак.Для них все превращается в какое-то дело а не событие крестился-и -пошел дальше....А ведь для новообращенных/теперешних/ все это трудно объяснить себе по христианству-смирись,не важно как это на земле-там радость велия... А по поводу др понятий- моя реакция такаяже-брависсимо- и рада,что есть единомышленник-а то что скажешь-чуть ли не у виска крутят.Я рада!Дай Бог Вам!

_________________
"Блюдите, яко опасно ходите"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стать неофитом
 Сообщение Добавлено: 12 сен 2010, 16:14 
я просто здесь живу :)
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 авг 2010, 11:38
Сообщения: 12425

Возраст: 74
Откуда: РФ
Вероисповедание: Православный, МП
Я всем бы неофитам подарила бы книжку ,,О прелести, свт.Игнатий Брянчанинов- о то станут ,,дедами,, и будут кушать ближних от избытка святости.Особенная книга-всем нужна.А то ведь придя в храм мы одиноки-к батюшке не пробьешься у кого спростить- так ведь не знаешь у кого и что налепит....Вот все мы дружно и впадаем в это.И нужны многие годы и страдания чтобы выбраться и трудно и больно это-вот многие и остаются в состоянии,,,,святого благочестия,, и МНЕНИЯ-/термин/.И жестко спрашивают-я разве что плохое сделал?Нет! Вроде все по ,,благочестию,, но .....А вообще-то тема очень большая-хотелось бы продолжить.Дай Бог Вам и мне из этого выкарабкаться- раз видим грех-то и у нас есть.

_________________
"Блюдите, яко опасно ходите"


 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Цинизм – это болезнь профессионального православия
 Сообщение Добавлено: 14 сен 2010, 10:30 
я просто здесь живу :)

Зарегистрирован: 17 фев 2010, 11:44
Сообщения: 1460

Возраст: 42
Откуда: Беларусь, Минск
Вероисповедание: Православный, МП
В продолжене темы - интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

– Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость?

– Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания Тартуского университета в тридцатые годы прошлого века ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел шестьдесят лет. Во время той беседы отец Серафим заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах.

Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное – несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему – то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

– Почему так происходит?

– Детей, не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе.

Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.

Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства – очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»

– У нас другая ситуация?

– Нет, конечно! У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь.

– Но это подростки, а люди, пришедшие в храм во взрослом возрасте?

– А в чем разница? Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель – не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни.

Наверное, это – как в семейной жизни. Дальше нужно трудиться, терпеть, терпеть, в первую очередь самого себя. Это действительно тяжело. А впереди людям, пришедшим к вере, скажем в 25 лет, еще лет пятьдесят таких трудов. Это было всегда, не надо удивляться. Такая сухость – неизбежный как правило, этап духовной жизни. Об этом много и интересно пишет, например, святитель Феофан Затворник. Этот отрезок пути – пустыня, которую надо преодолеть. К несчастью, не все из наших братьев и сестер этот путь одолевают. А некоторые даже навсегда и с большим удовольствием окапываются в этих бесплодных песках и их оттуда бывает весьма сложно выковыривать.

– От чего наступает эта сухость? Человек делает все положенное – ходит на исповедь, перечисляет вещи, которые, как он знает, называются грехами, читает правило, приступает к чаше, и чем дальше, тем больше это кажется формализмом, тем больше в этом механических действий «прочитать», «отстоять», «сказать на исповеди». Что делать? Как правильно?

– В Священном писании очень определенно сказано, как оживить душу, как сделать так, чтобы душа вновь стала юной и живой. «Взыщите Бога – и жива будет душа ваша». Искать Бога несмотря ни на что! Упрямо и настойчиво. И тогда исполнится обетование Господа Иисуса Христа : «Ищите и обрящете».

Но если поиска Бога, алкание Бога, желания Его постичь, пропадает, это повод для очень серьезной тревоги. Надо потрудиться всеми возможными средствами, чтобы это желание восстановить в своей душе. Без этого ничего доброго не будет. Или, в лучшем случае, придется ждать, как спасительного дождя на иссохшую землю, потрясающих душу испытаний, болезней, тяжких ран и искушений.

– Но возможно ли это мирянину?

– Мирянам? Да именно им это и возможно! Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), в наше время сильные христиане спасаются в миру, а слабые в монастыре. Когда стоишь на исповеди, общаешься с прихожанами, видишь, какие есть удивительные подвижники среди мирян, как нам, называющих себя монахами, надо у них учиться.

Вспоминаю, однажды в середине 80-х я шел с отцом Иоанном (Крестьянкиным) по Псково-Печерскому монастырю. Вдруг к батюшке подбежал некий взволнованный юноша «бледный со взором горящим» и стал громко жаловаться: «Батюшка, Москва – это такой отвратительный город, новый Вавилон! Люди безбожные, страшные! « И вдруг отец Иоанн загородил его уста рукой и с строго сказал: «Что ты говоришь? В Москве совершается каждый день 40 Божественных литургий в сорока храмах! Там живут такие удивительные неизвестные миру подвижники, где-нибудь на 8-м этаже, 12-ти этажного блочного дома! Истинные святые, которых вы даже себе представить не можете». Я тогда был удивлен, потому что думал, что все подвижники жили только в отдаленных монастырях, где-нибудь на Соловках или в Египте. А сейчас – и правда – я и сам вижу поразительных подвижников – простых мирян, которые учат и спасают меня тем, что смиряют, показывая, как можно в наше время жить по-настоящему подвижнически, по христиански.

– В чем состоит эта христианская жизнь?

– В исполнении Христовой заповеди любви к Богу и к ближнему.

Это обычные люди – женщины, юноши, девушки, зрелые мужи. Не говорю о бабушках, которые исполняют такие молитвенные правила, узнав о которых, скажу вам честно, монахам становится не по себе. Причем исполняют они эти правила регулярно в течение десятилетий. И с полной уверенностью, что они ничего особенного не совершают! Столько-то кафизм она читает за старшего сына, столько – за среднего, столько – за младшую дочь. Да еще полторы тысячи Иисусовых молитв читает, чтобы хоть чуть–чуть почувствовать свою греховность. Да еще молитвы по соглашению и акафист – как же без него?! Это я вам рассказываю реальное молитвенное правило реальной нашей прихожанки. И таких подвижников и подвижниц – не счесть! Плюс к этому они, на всякий случай, работают, ходят по магазинам, гладят, стирают, воспитывают детей и внуков. И они не гордятся, не тщеславятся, вменяют себя в ничто, готовы служить в любой момент ближнему. Одно лишь общение с такими людьми – удивительная помощь нам, оскудевшим в вере, в уповании и в решимости.

– Но ведь не в чтении молитв настоящее христианство?

– Конечно, не в чтении молитв. А в молитве как в живом общении с Богом! Только надо понимать, что форма молитвы может быть очень разной. Святые отцы считают, что духовная жизнь определяется именно качеством и чистотой молитвы. Но, само собой разумеется, что если человек считает, что молится, а при этом он зол, не любит людей, то его можно только пожалеть. Но знаете, может мне везет, но я давно не встречаю таких людей.

– Есть немало примеров, когда молодые люди служат в храме, а их семьи не видят от них помощи никакой…

– Что ж, бывает, что человека, как говориться, «закрондштатит». Он начинает углубляться в духовную жизнь и идет к светлой цели переступая через своих несчастных близких. На это есть духовник. Есть время. Есть несчастья. Есть, наконец, падения. Но я бы не стал такие печальные случаи представлять как норму сегодняшнего дня. Скорее, думаю, это такая детская болезнь. Многие переболели ветрянкой, но далеко не все рябые.

– Но именно такие негативные случаи сегодня у многих на устах…

– Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек замолился: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз. Но мы берем на себя роль судей большей частью не от избытка дара духовного рассуждения. А чаще от наших собственных маловерия, лености и себялюбия. Именно в целях самозащиты нашего ленивого покоя сознательно рисуется образ – эдакого Ферапонта из «Братьев Карамазовых», помните, был такой жестокий и немудрый подвижник у Достоевского.

Знаете, а ведь есть большая опасность и в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем подобные болезненные моменты и этими примерами начинаем незаметно для самих себя оборонять свое нерадение и теплохладность. Да и вообще в церковной среде все больше стали крутиться такие злые и в обобщении своем неверные стереотипы: если бабки церковные – то злобные ведьмы, если молодые люди – то закомплексованные, если взрослые – то неудачники, если алтарники, то бросили семью ради храма, если монахи, то стяжатели и нечестивцы.

– Но ведь это действительно иногда имеет место быть…

– Кто ж спорит? Нельзя сказать, что такого совсем нет, что это неправда. Но зачем с упорством, достойным лучшего применения убеждать себя и других, что такое положение вещей и есть особенность нашей Церкви.

Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.

– Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…

– Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.

– Поступать в соответствии с традиционным благочестием стало… некомильфо?

– Помните как Толстой в «Детстве, отрочестве, юности» замечательно рассуждал о комильфо, как комильфо безжалостно влияло на его жизнь. Сейчас, (к счастью лишь в околоцерковных кругах, потому что церковными таких людей назвать просто невозможно), вырабатывается православное комильфо, и если человек в него не вписывается, – это изгой, совершенно презренный человек.

Так мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви. Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения.

Мы учим своих студентов, ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.

Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!». Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. «Православнутый» – это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!

– А почему такое отношение возникает?

– Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшем презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм – Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять.

Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это «от врагов наших», «от супостатов». Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков.

– Невеселый прогноз…

Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею». Но дальше он пишет: «Устранись, охранись от него сам». Не будь циником.

– Почему? Ведь циничные суждения порой бывают меткими…

– Трезвость и остроумная колкость, когда глупца или наглеца ставят на место, когда кого-то хотят оградить от излишних восторгов – это вполне допустимо. Но цинизм и христианство – несовместимы. В основе цинизма, как бы он не оправдывал себя, только одно – неверие.

Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам. – отцу Иоанну (Крестьянкину), и отцу Николаю Гурьянову: «Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?». Отец Иоанн ответил сразу – «Неверие!» «Как же так? – поразился я, – А у священников?». А он снова ответил: «И у священников – неверие!» А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову – и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое – неверие.

– И неверие становится цинизмом?

Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли, и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм – это болезнь профессионального православия.

– Но ведь иногда цинизм – это защитная реакция очень уязвимого, неуверенного человека, которого обидели или сильно задели…

– Чем, например, отличается выставка «запретного искусства» от картины Перова «Чаепитие в Мытищах»? В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова – обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны.

И подвижники могли сказать очень жестко, например преподобный схииеромонах Лев Оптинский. Да и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник, потому что в его шутках нет злобы.

– Читая воспоминания М. Нестерова, я все время ловила себя на мысли, что его непременно сегодня бы высмеяли. Например: «Мать была у Иверской. Украли сумку с деньгами, зато приложилась» – сразу все скажут, вот, «православнутый»…

– Двадцать лет назад мы сказали бы, о таком человеке: «Господи, какая вера, как хорошо!» А сегодня благоденствие относительно православной веры, оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.

– Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?

Самое радостное в духовной жизни – это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова, Христа к Филадельфийской Церкви: «Вспомни свою первую любовь».
________________________________________
Источник: http://pravoslavie.ru/smi/39133.htm

_________________
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мф. 5:6).


 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 16 ] 

Информация о пользователях форума

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: